Кукла зачем все. Для чего нужны куклы? Что такое кукла вуду

Казалось бы, ответ на вопрос «Зачем нужна кукла?» может дать любой ребенок: «Чтобы играть с ней». Но, как и многие другие игрушки, кукла не настолько тривиальна, и ее ценность и культурная значимость лежит сразу в нескольких областях.

История появления кукол

Люди впервые стали создавать куклы еще около 40 тысяч лет назад: древние антропоморфные объекты находят во всей территории Евразии. Эти куклы имели ритуальное значение, были идолами и оберегами. Даже английское слово «кукла», «doll», предположительно происходит от греческого «eidolon» – идол (а также «духовный двойник живого или мертвого человека»). Такие куклы были олицетворением божества или духа, их клали в захоронения вместе с другими предметами, которые, согласно существовавшим верованиям, могли понадобиться умершему на том свете.

Играть с некогда сакральными предметами дети стали позже, и именно куклы претендуют на роль древнейшей игрушки. Когда точно это произошло, сказать трудно, но археологами найдены куклы, чей возраст составляет 4 тысяч лет. Древние куклы были деревянными, кожаными, глиняными, каменными, костяными, соломенными, терракотовыми, и так далее. Дерево продолжало быть популярным материалом для кукол в Европе вплоть до 19 века. Головы для таких кукол с XVI века делали из папье-маше.

В качестве игрушки, предназначенной исключительно для девочек, куклы фигурируют как минимум со времен существования Древней Греции. Согласно некоторым западным психологам и социологам, существующее и ныне жесткое гендерное разделение в отношении игрушек детям навязывается обществом.

Современные куклы

В 18 веке европейские куклы приобрели гораздо более человекоподобный облик, поскольку их стали делать из фарфора в комбинации с тканью, деревом, кожей. Фарфоровая кукла была доступна только богатым людям, и детям зачастую запрещали активно играть с ней. Впоследствии эти куклы стали производить массово, они удешевились и стали более доступными. Начиная с XX века такие куклы стали коллекционными и сразу попадали ко взрослым. Развитие химической промышленности и появление пластика сильно сказалось на куклах: их стали делать из полимерных материалов. Примечательно, что в XIX веке европейские и западные куклы не делались в виде детей, куклы-малыши появились в 1850-х годах и захватили рынок до середины XX века. В это время взрослых изображали почти исключительно только бумажные куклы. Но в 1950-х годах появились пластиковые модницы: немецкая Билд Лили, американская Барби, те самым вернув «взрослых» кукол в качестве игрушек.


Стоит отметить, что современные куклы производятся как для девочек, так и для мальчиков, но последние обычно не называются куклами – это экшен-фигурки, изображающие солдат и супергероев. И для тех, и для других зачастую придумываются истории – а иногда куклы делаются по мотивам уже существующих сказок и мультсериалов. Для некоторых кукол даже созданы компьютерные игры: например, играть в Винкс можно прямо в браузере.

Как дети играют в куклы?

Когда дети играют с куклами и с любыми игрушками, они обычно используют два подхода: режиссерский и ролевой. В первом случае ребенок выступает в качестве автора игры, он придумывает сценарий, согласно которому куклы действуют, наделяются какими-нибудь чертами и становятся персонажами истории. Но сам «режиссер» остается «за кулисами» и только руководит процессом.

Ролевая игра предполагает активное участие играющего: ребенок активно взаимодействует в выдуманном им мире с куклами на равных. Оба типа игры позволяют детям активно развиваться и учиться важным жизненным и социальным навыкам. Когда к игре присоединяются родители, это особенно полезно, потому что они могут продемонстрировать на игрушках хорошие примеры поведения или новые, неожиданные для ребенка явления и вещи.


Когда ребенок растет, с ним растут и его куклы – становятся сложнее истории, которые он рассказывает с их помощью. Поэтому требуются различные аксессуары, чтобы разнообразить процесс игры.

Таким образом, куклы на протяжении человеческой истории сменили свою функцию с религиозной на художественную и игровую. Как отмечает редакция сайт, современные детские куклы нужны для того, чтобы развивать воображение ребенка и социализировать его.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Считается, что девочки с самого рождения должны, обнимать плюшевых зверюшек, рисовать принцессочьи замки и укладывать любимого пупса спать, укрыв кружевным одеяльцем. А мальчишки, наоборот, как только научатся ползать, должны среди всех игрушек без сомнений выбирать трактора, супер-героев, пиратские корабли и играть в завоевание крепости. Хотя во многом, конечно, такое разделение на «девчачьи» и «мальчуковые» игрушки навязано взрослыми. Многие опасаются, что уже в раннем возрасте игрушки способны сформировать неверное представление о мужских и женских ролях и поэтому выбирают только те игрушки, которые этим ролям соответствуют.

Психологи же в один голос уверяют – нет ничего страшного в том, что мальчишки играют в , а девочки – в разбойников. Редкие отклонения от нормы, которых так боятся многие родители, сопровождаются гормональными нарушениями и изменением в поведении не только во время игры. Куклы, с которыми так любят играть многие мальчики, сами по себе не могут помешать здоровому процессу развития. \

Давайте разберемся, почему же так важно и полезно мальчишкам играть в куклы и какую куклу выбрать мальчику, если он заинтересовался игрой?

1. В возрасте от 6 месяцев до 2-х лет малыш узнает , как устроен человек . С помощью самого простого пупса он сможет выучить, как называются части тела человека, научится их показывать. Кукла для любого ребенка (а значит и для мальчика) – это источник знаний о человеке , предмет, вокруг которого разворачивается общение со взрослыми.

2. Примерно с 2-х лет кукла пригодится мальчику, чтобы научиться заботиться о ком-то, кто младше и слабее. А еще можно пробовать раздевать и одевать куклу, чтобы научиться одеваться самостоятельно. Также кукла в этом возрасте поможет привыкнуть к режиму дня . Утром вместе чистим зубы и завтракаем, потом идем на прогулку, а вечером ложимся спать.

3. Во время игр с куклами, мальчики узнают об устройстве семьи и общества . В возрасте 3-4 лет взрослым нужно подсказать ребенку разные сюжеты для игр с набором небольших куколок. А кукла, похожая на мальчика, поможет ему справиться с задачами общения и понимания самого себя. Кроме игры в «больницу», «магазин» и «школу», мальчик сможет рассказать кукле, что хорошего или плохого произошло за день. На куклу можно злиться, ее можно воспитывать, с ней можно мириться – испытывать разные чувства на безопасной территории игры.

4. Важно помнить, что (о маленьком и слабом существе, которому требуется помощь) воспитывает в ребенке ответственность. Играя в куклу, наделяя ее характером, судьбой, привычками, все дети учатся понимать чувства других людей . Мальчику важно испытывать и осознавать разные чувства. В этом и помогают куклы.

5. Та самая игра в «дочки-матери», которая так часто пугает родителей (особенно, пап), может быть очень полезна для мальчишек. Она поможет закрепить полученную от мамы заботу в собственных действиях и освоить навыки, которые пригодятся ему позже, в собственной семьей.



Какую же куклу выбрать мальчику?

Психологи не советуют ограничивать кукольный арсенал мальчишек бэтменами, человеками-пауками и трансформерами. Они олицетворяют мужественность и силу, но это ведь герои популярных фильмов, а не живые люди. Следуя примеру супер-героев, мальчики могут решить, что проявлять слабость, просить о помощи или плакать – это стыдно, потому что Бэтмен никогда не плачет и не сдается.

Кукла Барби – тоже не лучший выбор для мальчика. У нее слишком ярко выражены половые признаки и довольно узкая «специализация» - наряды, развлечения, образ жизни. Даже девочкам дарить Барби лучше после 6 лет.

Для мальчика стоит выбрать куклу из натуральных материалов – из ткани или дерева. У куклы должно быть нейтральное выражение лица , чтобы ребенок смог наделять ее разными чувствами. Хорошо, если она будет похожа на мальчика – в штанишках, с короткими волосами, но даже это необязательно. Главное, чтобы он сам проявлял интерес в игре. А вы постойте в сторонке, посмотрите как мальчик играет в куклы и не переживайте – он просто учиться быть человеком .

Кукла-реборн отличается от живого младенца только одним – абсолютной неподвижностью. Она не двигается, не дышит и не моргает, но во всем остальном – в весе, росте, гладкости кожи, блеске глаз – неотличима от настоящего ребенка. Этих кукол придумали для детей – просто как очередную занимательную игрушку, чтобы развлекать малышей. Однако, как выяснилось, для этой цели реборны совершенно не подходят.

«Детям такие игрушки не нравятся, – рассказывает психотерапевт Варвара Сидорова. – С ними ведь невозможно играть: совершать нужное количество действий и манипуляций, фантазировать, придумывать. Натурализм и сходство с живым ребенком привлекают скорее внимание взрослых».

Реборны с их преувеличенной натуралистичностью, так похожие на живого, но странно и жутковато неподвижного младенца, у многих вызывают оторопь и желание отвернуться. Но есть люди – и их много, – которые ценят реборнов именно за предельное сходство с новорожденными и готовы заплатить за куклу немалые деньги. «Люди приобретают их в стремлении удовлетворить свои желания. Некоторым хочется нянчить ребенка и заботиться о нем, но по каким-то причинам на живого младенца они не решаются, а другие сами нуждаются в тепле и заботе – и делают с куклой то, что хотели бы, чтобы делали с ними: кутают, баюкают, качают на ручках, нянчат...» – говорит Варвара Сидорова.

Безопасность и предсказуемость

Женщины с удовольствием играют с реборнами, наряжают их в красивую одежду, кормят, баюкают и катают в коляске. Они обожают этих «детей», которые – о, чудо! – не плачут и не заставляют вставать по ночам… Получается удобный, приятный и безопасный способ почти побыть матерью. «Это действительно очень привлекает, – утверждает Варвара Сидорова. – С куклой можно поиграть и убрать ее в ящик. А живые дети требуют внимания, ответственности, поглощают ресурсы, время и силы. Кроме того, дети – это навсегда. А реборны никогда не вырастут, не изменятся, не покинут свою хозяйку. Все безопасно и предсказуемо. Они не скажут обидных слов, не причинят боли. За них не надо бояться, от них нечего ожидать. И ни в какой ситуации нельзя почувствовать себя плохой матерью».

С другой стороны, почему бы тогда женщинам не поиграть с другими куклами, тоже милыми и натуралистичными, но не с младенцами? «В любых играх происходит имитация жизни и тренировка определенных переживаний, – отвечает Варвара Сидорова. – Играя с реборном-новорожденным, женщина получает в гомеопатической дозе все то, что она получила бы от настоящего младенца. Она может с удовольствием позволить себе побыть нежной и заботливой. Кроме того, младенец – это трогательная нежность, беззащитность, бантики, кружавчики, красота… Поэтому уход за малышом всегда вызывает приятные эмоции – умиление, восхищение. Получая эти переживания в микродозе, женщина восполняет какой-то внутренний дефицит».

Антураж такой игры и возможность творить тоже обладает своим очарованием. Женщина может создавать разных младенцев с разными характерами, придумывать им судьбы и семьи. Это занятие становится чем-то вроде написания рассказов или сказок, только используются при этом не слова, а материальные объекты.

Реборна может приобрести и женщина, которая еще не стала мамой, но много думает об этом и «примеряет» на себя будущее материнство. Играя, она будет осваивать навыки практического ухода и вживаться в роль мамы. Кстати, в качестве «тренажера» реборны используются в группах подготовки беременных к рождению младенца.

Больше чем игра?

А что, если игра затянется? «В подобной игре нуждаются люди с эмоциональными дефицитами, которые можно восполнять, заботясь о кукле, – поясняет Варвара Сидорова. – Если речь идет о реборнах, то чаще всего это дефицит заботы, нежности, безопасности, умиленного любования. Иногда это потребность в уважении и признании себя значимой в качестве заботливой матери».

В этом случае реборны могут снизить давление неосуществленной потребности, но не могут удовлетворить ее вполне. При этом очень часто речь идет о людях, которые пережили травму в близких отношениях, нередко в раннем детстве, и по каким-то причинам эта травма не была залечена. «Куклы в этом случае «обезболивают» глубокое отчаяние, настолько привычное, что человек сам его уже не замечает. Просто чувствует, что после игры с куклой становится лучшее, приятнее», – говорит психотерапевт.

Именно поэтому требовать от человека, чтобы он немедленно прекратил играть с искусственным младенцем-реборном, попросту жестоко. Как отбирать лекарство у больного – или мел у человека, которому не хватает кальция. Нас это шокирует, нам странно и неловко наблюдать эти отчаянные попытки восполнить нехватку, но человек получает от этого облегчение. «Даже если человек не осознает глубины того, что с ним происходит, его нельзя лишать возможности играть. От этого он станет только несчастнее, – отмечает психотерапевт. – Лучше, не отменяя «обезболивающего», обратиться к специалисту, чтобы по-настоящему залечить ту душевную рану, которая осталась воспаленной и болит».

Представьте себе женщину, которая катит по парку коляску с ребенком. Ведь и она тоже утверждает себя в качестве матери, пожинает плоды отношения ребенка к ней как к маме, и именно в этом у нее есть потребность. Что, если она сможет получить все то же самое, но в другом виде? Скорее всего, со временем увлечение реборнами пройдет, а женщина перейдет в другую категорию – сказочницы или будущей мамы, готовой к новому этапу жизни.

Кукла Барби — хиппи. Фрагмент. Фото с сайта picclick.co.uk

Мы ищем идеальную игрушку для ребенка. Это кукла, это мяч, это народная игрушка, это конструктор из модного магазина интеллектуальных головоломок для детей? Мнений много. Сегодня — о пользе народной игрушки. Следующий материал — о фрёбелевских игрушках и массовой культуре.

А знают ли родители, что 70% маленьких детей – как мальчиков, так и девочек — хотели бы иметь деревянную лошадку? Для этого им нужно всего лишь показать лошадку и дать поиграть с нею!

О том, что родители чаще всего не подозревают, что нравится их детям, о предметах, которые притворяются детскими игрушками, но не являются ими, о том, что Барби – это любимая кукла для мам и о том, как взрослые должны воспитывать свой вкус среди пестроты игрушечного рынка, мы говорим с доктором педагогических наук, главным научным сотрудником Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования (РАО), ведущим научным сотрудником Института художественного образования и культурологии РАО, автором программы «Тропинка в мир изобразительного искусства» для дошкольников (издательство «Дрофа») Ириной Александровной Лыковой .

Почему мы все время обсуждаем Барби?


— Недавно снова заговорили о том, что будут ограничивать ввоз в Россию кукол Барби. Скажите, почему мы все время обсуждаем Барби? В России нет своих кукол?

— Проблемы начались в 2004 году, когда в Минобрнауки РФ завершил работу Экспертный совет по дошкольному образованию, следивший за качеством этого образования и стоявший на страже детства. С тех пор для игрового оборудования и игрушек главным критерием стала продаваемость. Что востребовано на рынке – то и предлагалось детям. Контроль за качеством производимых игр и игрушек взяла на себя (по своей инициативе) Межрегиональная общественная организация «Экспертиза для детей». Но, по статистике, с 2005 по 2016 год к ней обратились не более 5% производителей игр и игрушек!

— Возможно, остальные 95% опасались цензуры…

— Ни в коем случае. У нас есть Ассоциация российских производителей и продавцов игрушек, есть Ассоциация предприятий индустрии детских товаров, одним словом, есть производитель и поставщик игрушек. А есть — педагог, психолог, физиолог. Они понимают, каким должен быть предмет, который ребенок в раннем детстве берет в руки. Ведь этот предмет во многом формирует детское мировоззрение и определяет испытываемое ребенком чувство базового доверия к миру.

Игрушка – это посредник между ребенком и окружающим миром.

Малыш познает мир с помощью анализаторов – зрения, слуха, осязания, обоняния, тактильных ощущений. Он находится в роли исследователя. Цвет, форма, величина, пропорции, строение его игрушек становятся своего рода языками, на которых он начинает передавать свои собственные мысли, чувства, ощущения. Когда это ласковая приятная тактильная игрушка, ребенку комфортно. Он ощущает мир добрым и ласковым и соответственным образом строит свое взаимодействие с ним.

Поэтому очень важно, какую игрушку вы даете ребенку для его воспитания и развития!

Во всех культурах мира мы найдем игрушки, получившие всеобщее признание, прошедшие через века, дошедшие до нашего времени и устремленные в будущее.

Похороны куклы

— А как дети играли теми огромными фарфоровыми куклами в бальных платьях, которые сейчас находятся в музеях?

— Ими не играли. В 19 веке Франция изобрела беспроигрышный с маркетинговой точки зрения ход, связав детскую игрушку и моду. Модельеры нарядили куклу в современные взрослые платья. Куклы отправились в саквояжах по всему миру и стали транслировать моду Франции. Куклы-дамы стали законодателями моды. Такую куклу покупали для демонстрации состоятельности семьи, для подготовки ребенка к тому, что он богат, успешен, что у него все самое лучшее и красивое. У куклы был комплект одежды и аксессуаров, ее наряжали, украшали. А родители могли показывать такую куклу посетителям своего салона по пятницам!

На самом деле традиционные игрушки – мячи, кубики – были у всех детей, в том числе и у детей царствующих особ. К четырехсотлетию дома Романовых в Сергиевом посаде вновь открылась прекрасная экспозиция «Игрушки детей семьи Романовых». На ней можно увидеть подлинные игрушки, которыми играли дети из царской семьи: в том числе маленькие чемоданчики со столярными инструментами – для мальчиков, шкатулка с рукоделием – для девочек. Но посетителей больше всего впечатляют куклы в костюмах народов России, которые готовили царских наследников к тому, что они будут править в стране, где проживают люди разных наций и разных культур.

— Мне кажется, кукла Барби демонстрирует те же черты: гламур, стиль, роскошь…

— Совершенно верно. Куклы Барби, как и фарфоровые модные куклы 19 века — это, скорее, предметы коллекционирования. Барби воплощает определенную модель поведения, социокультурную идентификацию, прогноз того, что такое успешность в жизни. Поэтому Барби больше привлекает молодую современную маму, чем саму девочку.

— То есть Барби – игрушка для мамы?

— Во многом. Мамы, тети, бабушки покупают эту куклу, потому что она нравится им самим. Имея перед глазами пример Барби, они подменяют им свои мечты, желания, идеалы, нереализованные жизненные проекты. И у девочки появляется «идеал», который реально ей не нужен. Взрослые навязывают ребенку игрушку, которая нравится им самим. Навязывают и модель жизни: ты должна быть как Барби, чтобы в недалеком будущем стать успешной.

— Но это, наверное, правильно, — дать ребенку игрушку, которая нравится тебе самой?

— Не всегда! С одной стороны, хорошая игрушка объединяет детей и взрослых общим интересным делом – игрой. Но с другой стороны, пристрастия взрослых зачастую вызывают оторопь. В «Детском мире» иногда берут на пробу экспериментальные игрушки. Так вот, одним из самых успешно продаваемых брендов двух-трехлетней давности стала кукла… в гробике.

— В 18 веке детям тоже иногда предлагались куклы-покойницы. В ту эпоху детская смертность была высокой и дети часто сталкивались со смертью своих сверстников. А сейчас – почему?

— На мой взгляд, это интерес поколения молодых родителей, которые не наигрались в детстве. В 90-е годы они были лишены возможности играть со своими родителями. И сейчас, став взрослыми, они покупают игрушки для себя! Чем необычнее – тем лучше. Сейчас время трансформации ценностей, понятий, смыслов. И то, что выходит за рамки понятий привычного, стандартного, понятного, привлекает, как иногда пресыщенного человека привлекает уродство. Родителям следует помнить: есть предметы, которые притворяются детской игрушкой, но на самом деле не являются ею.

ПОКАЧАТЬ И УБАЮКАТЬ

— Тогда как узнать: вот это — настоящая игрушка для ребенка, а та – игрушкой только притворяется?

— Для начала надо ответить на вопрос: что такое игрушка? Если обратиться к отечественным словарям – Ефремова, Ушакова, Ожегова — мы найдем лаконичное определение: игрушка – предмет для игры.

Предельно краткая формула. Но в ней вся суть. Смысл детской игрушки – игра. Особенно – сюжетная игра. Это – отыгрывание ребенком тех ролей, сюжетов, моделей поведения, которые он наблюдает в окружающей жизни. Реально он включиться в эту взрослую жизнь пока не способен, но, играя, он может прожить конфликтные ситуации, отыграть задевшие его события. Через это моделирование он в своем социокультурном опыте получает огромный багаж: как себя вести, каким быть сейчас и каким становиться по мере взросления. Во что ребенок может играть с Барби? Он может наряжать ее и разыгрывать с нею сюжеты из жизни взрослых. Но это – не детская жизнь. Мама, которая хочет, чтобы девочка была доброй, ласковой, любящей и любимой, чтобы у нее была хорошая семья – должна подумать о другой кукле.

Девочке нужна кукла-младенец, которую можно купать, которую можно спеть песню, накормить, можно катать в колясочке, с которой нужно обращаться, как с младенцем. Игра с такой куклой позволяет ребенку проживать роли, воспроизводить действия и даже конфликты, которые случаются в этом возрасте. А также – те роли, которые в реальной жизни ей пока недоступны.

— В России за последний год появились новые интересные куклы? Какие вам больше нравятся?

— Скажу о своем выборе. В этом году в ЭЛТИ-Кудиц – это российский разработчик и производитель игрушек, на базе которого создан экспертный совет по игре и игрушке – появился успешный проект: дидактические куклы «Инна» и «Александр» с сезонными комплектами одежды. Прекрасные куклы, пара «девочка-мальчик», изготавливается в Петербурге из качественного материала и ткани. Это — настоящая игровая кукла для девочки. Качественная, красивая, похожая на ребенка, с которой реально можно играть. Можно и наряжать: у нее есть комплекты одежды на все сезоны, ее шьют в Петербурге.

Кому нужны огромные плюшевые медведи?

— Одни психологи говорят, что неправильно давать ребенку высоких кукол или больших плюшевых медведей, а другие – что для детской психики опасны слишком маленькие куклы. Какого размера должна быть игрушка?

— Ребенок, в отличие от взрослого, живет в трех пространствах разного масштаба. Одно пространство сомасштабно ему самому: это — детская мебель, детская игровая комната, все, что специально сделано взрослыми под размер ребенка.

Второе пространство – игровое, где все маленькое, где ребенок чувствует себя гулливером среди лилипутов. Почему самые первые, самые любимые игрушки маленьких детей — кубики и мяч? Потому что благодаря кубикам ребенок не только осознает мир, но и создает его. Пусть это маленький мир и его легко можно разрушить, но это его мир. Оперируя доступными ему функциями и объектами, подходящим ему по размерам и пропорциям, ребенок ощущает себя в своем мире умелым и успешным.

Третье пространство – это мир взрослых, где все большое. Почему ребенок любит примерять обувь мамы или рубашку папы? Он ощущает при этом: «Вот — большой мир, а я пока маленький, но я тоже вырасту».

Подбирать игрушку надо по темпераменту и по индивидуальным особенностям. Важно, чтобы размеры игрушек были связаны с готовностью ребенка ими управлять. По аналогии с лепкой: есть дети-миниатюристы, которые лепят все очень-очень маленькое, а есть дети- монументалисты, которым нравится делать что-то очень большое. Из одних могут вырасти художники, которые любят миниатюру и создают ювелирные изделия, из других – те, кто создают гигантские монументальные конструкции. Это тоже все родом из детства.

Но не нужно окружать ребенка игрушками одного размера! Чем разнообразнее опыт, тем разнообразнее способности, которые развиваются. А это зависит от того, насколько разнообразны (в том числе по размерам) предметы в детской. Для начала, важно, чтобы ребенку было комфортно. Он сам покажет, будет ли ему интересно играть с этим предметом, захочет ли прокатывать мячик такого размера, попадать им в цель, передвигать, стучать, подбрасывать.

В полтора-два годика маленьким мячиком ребенок вряд ли сможет управлять умело, подбрасывать, ловить его: мяч будет падать мимо рук. Поэтому нужен мяч размером в обхват двумя руками. Но одновременно нельзя ввести в опыт ребенка сразу все упражнения. Вы создаете для него выбор, а потом на время нужно исключить остальные игрушки и дать ему возможность играть самой комфортной по размеру игрушкой.

Если это большой мяч – нужна большая корзина или тазик, куда его можно забросить. Если мы прокатываем мяч — можно поставить кегли, можно — просто два стула и попасть в эти ворота. Так создается игровая ситуация.

Лошадки

По данным исследований, 70% маленьких детей – среди них и мальчики, и девочки – хотели бы иметь игрушку-лошадку. С доисторических времен родители дарят своим детям глиняных и деревянных лошадок. Эти чудесные, загадочные кони, родившиеся в разных странах, похожи друг на друга, как родные братья.

Русская дымковская игрушка – символ радости, открытости миру, готовности к стремительному полету. А вот – ее шведская сестра, лошадка из Даларны, символ королевства Швеция. Многим детям и взрослым нравится городецкий коник-качалка. Традицию изготовления лошадок-качалок возрождают и другие народные промыслы: «Декор Севера», «Царицынская игрушка».

— По вашей инициативе в программу для детского сада были введены занятия по народной игрушке. Почему в век компьютеров вы рекомендуете малышам знакомство с произведениями дымковских, филимоновских, богородских мастеров?

— Потому что народная игрушка – это воплощение вековых традиций в осязаемой и жизнеутверждающей форме. Народные игрушки – это носители смыслов и ценностей, которые передаются из поколения в поколение через орнамент (ритмичный узор), необычный колорит и пластику.

С веками оттачиваются не только способы рационально и с минимумом средств изготовить игрушку, но сами идеи, которые народный мастер вкладывает в свое произведение.

Крестьянские дети играли игрушками, которые создавались в традициях народных промыслов или были самодельными. Из початка кукурузы ребенок мог сам сделать себе куклу. Или завернуть в тряпочку чурочку, как будто это кукла-пеленашка.

Мама еще до рождения ребенка готовилась к его приходу в этот мир и делала для него игрушки. Первые погремушки были на самом деле тактильными игрушками и называются куклы-кувадки. Они были сплетены из лоскутков ткани разного цвета и подвешивались как связочка в колыбельке. Сначала малыш воспринимал их зрительно: они яркие, разноцветные… Потом хватал их и узнавал, что они приятные на ощупь. Потом он подтягивался в кроватке, чтобы схватить их (для этого их надо было крепко привязать). А потом ребенок начинал вместе с мамой и бабушкой сам делать себе игрушки. Осваивал азы – шить, вязать, плести, строгать, связывать…

Вот уже пятнадцать лет мы вместе с моими аспирантами работаем с дымковской игрушкой. Благодаря этой работе целая плеяда дымковских мастеров начала приезжать в детские сады и проводить мастер-классы для детей, педагогов и родителей.

— Сегодня у ребенка есть более красивые игрушки, которые можно одеть в роскошные платья…

— Я думаю, что главная идея русской народной игрушки – это гармония с миром. В народной игрушке уже найдены гармония разума, чувства, отношения к миру и понимания вселенной. Это тот особый язык, на котором мастер передает свое мироощущение на доступном ребенку языке форм, линий, цветовых решений.

— Разве красивые и нарядно одетые фарфоровые куклы 19 века – не воплощение гармонии с миром?

— Такие фарфоровые куклы – это только красота и успешность. А народная игрушка несет в себе нравственные категории, важные для человеческой жизни. Это — красота и добро. У народной игрушки – пластичная, обтекаемая форма. Она, подобно мячу, комфорта и удобна для ребенка. Народная игрушка – ласковая. Она изначально добра к ребенку. Об нее нельзя ушибиться, она легко выходит в пространство и никого не обидит. Народный мастер создавал игрушку комфортной, созвучной телу человека. Кукла может быть размером с пальчик и с ладошку. Есть кукла локтевая и даже ростовая. Последние редко встречаются, но в народном театре они были. То есть народная игрушка создается в системе тех самых трех масштабов, о которой мы говорили.

Поэтому любой предмет народной культуры приятно брать в руки и не хочется выпускать.

— Но плюшевого мишку тоже не хочется выпускать из рук

— Плюшевый мишка, кстати, тоже раньше был народной игрушкой. Но сейчас плюшевые мишки – это промышленное производство, а это означает серийность, стандартизацию

— Если родители хотели бы познакомить ребенка с народными игрушками, как это сделать?

— В детских садах такое знакомство предусмотрено образовательной программой. Так что народная игрушка может прийти в семью из детского сада. Если ребенок может играть с нею в детском саду, если она не стоит на полочке, закрытая от него на ключик, он про это обязательно расскажет дома. А педагог объяснит родителям, как использовать эти игрушки для оформления детской комнаты, для игры детей. Например, обучение счету. Кто-то делает это на специальном счетном материале или на планшете. Попробуйте с помощью народных игрушек! Вот красивые деревянные или глиняные народные уточки. Как хорошо с их помощью считать, расставляя их в ряд, составляя сюжетные задачки. Давайте их расставим по столу: уточки поплыли в одну сторону… эта уточка отстала… сколько уточек осталось?

— Какие народные игрушки сегодня доступны для родителей?

— Богородские игрушки. Это — динамичные деревянные фигурки из мягких пород дерева, которые с раннего возраста привлекают детей: медведи, которые рубят дрова или пилят, курочки, которые клюют… Разрабатываются новые формы и новые идеи таких игрушек: что вы скажете о медведе с компьютером? К сожалению, дымковская игрушка теперь стала сувенирной продукцией и в меньшей степени принадлежит детству. Она настолько дорога, что в детских садах ее стараются не давать детям для игры. Ее показывают только на занятиях эстетического воспитания или в мини-музее детского сада. Хотя изначально это были прекрасные свистульки. Отмечался праздник Свистуньи, когда дети брали их в руки и могли свистеть. Это всех так объединяло и радовало!

То, что детям младшего возраста близка и понятна народная игрушка, доказано научными исследованиями. Они проводились во всем мире, в том числе – и в России в НИИ дошкольного воспитания в Москве, который в 60-е годы XX века был уникальным. Туда на консультации приезжали специалисты из Финляндии, Японии – из тех стран, которые сегодня опережают нас по уровню образования. Во многом потому, что эти страны нашли рецепт успешного объединения самых современных технологий и традиций. Стоит ли сегодня про это забывать? Программа Ирины Лыковой «Тропинка в мир изобразительного искусства» входит в образовательную программу дошкольного образования «Тропинки» под редакцией Владимира Кудрявцева. В программе «Тропинки» подготовлен проект «Дымковская игрушка в лепке и моделировании из глины», и «Дымковская игрушка в пластике, моделировании из бумаги» (совместно с Н.К. Гараниной). Педагоги, занимающиеся по этой программе, получают практическое пособие с необходимыми выкройками, силуэтами, элементами, описаниями того, как можно сделать дымковскую игрушку своими руками. Готовится к выходу новая программа Ирины Лыковой для детских садов «Азбука народной культуры», которая рассказывает воспитателям и родителям, как и в каком возрасте можно использовать те или иные народные игрушки и где их можно приобрести.