Конспект занятия на тему пасхи для дошкольников. Конспект урока на тему "пасха и пасхальные традиции россии". Христос воскрес из мертвых

Конспект непосредственно организованной познавательной деятельности для старшего возраста на тему: «Пасхальные писанки»

Разработала воспитатель старшей группы 1 квалификационной категории Волкова Александра Александровна

Занятие интегрированное.

Цель:
1. Расширять знания детей о пасхальных традициях. Продолжать закреплять знания о символах Пасхи.
2. Знакомство с новыми словами: Писанки, Крашенки, Пасхальный кулич, творожная Пасха. Проговаривание новых слов.
3. Развивать память, внимание, расширять активный словарный запас красочными прилагательными по теме.
4. 2 часть занятия расписывание яйца по схеме.

Материал:
Мягкая игрушка – курица Коко, фотографии с изображением пасхальных яиц, куличей и творожной Пасхи, библия.

Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, библии, беседы о празднике Светлой Пасхи.

Ход занятия:

Воспитатель в фартуке и косынке подметает пол, вытирает пыль, моет окно под пасхальную музыкальное сопровождение

Звучит пасхальная музыка, воспитатель напевает….

Воспитатель:
Как вы думаете, почему я затеяла уборку?
Дети:
Чтобы было чисто!
Воспитатель:
Все правильно, а знаете ли вы, к какому празднику я готовлюсь?
Дети:
дают различные ответы.
Воспитатель:
Рассказывает, как связаны чистота дома и Светлый праздник Пасхи:
Пасха, а по другому - Светлое Христово воскресенье, это праздник чистоты и весны, праздник красоты, добра и радости. Почему этот праздник так называется? А все потому, что давным - давно, этим словом называли прохождение человека от смерти к воскрешению на небесах. Вот и Иисус был распят на кресте, а потом воскрес и теперь смотрит на нас с небес. А если господь Бог ожил, значит, он снова с нами, снова будет нам помогать во всех наших добрых начинаниях. К этому дню принято наводить чистоту в доме и около него.
Чтобы лучше и больше узнать об Иисусе Христе, мы после занятия или дома рассмотрим и почитаем Библию.

А пока, рассмотрим фотографии, которые я для вас приготовила:

Подходим к стенду.
1. Почему именно яйца являются символом Пасхи?
Яйцо это символ новой жизни, воскрешения Иисуса Христа
2. Как вы думаете, почему в Пасху принято красить яйца?
Крашеные или расписные яйца являются символом весны, а весной все оживает, распускается и расцветает.

3. Почему принято меняться (дарить) крашенными яйцами?
Потому что тем самым мы желаем людям здоровья и доброты.

На этот счет существует легенда:
В день воскресения Иисуса Христа одна женщина шла на базар с корзинкой яиц и всем рассказывала, что случилось чудо, Иисус Христос воскрес. На ее пути встретился мужчина, он удивился, не поверил ее словам и сказал, если Иисус воистину воскрес, пусть твои яйца станут разноцветными! Не прошло и минуты, как яйца в корзинке стали разноцветными. С тех пор в Пасху принято христоситься, то есть обмениваться яйцами (символами новой жизни), говорить Иисус воскрес, а отвечать - воистину воскрес!

4. Как называется этот обмен? - христоситься
Крашеные яйца принято называть КРАШЕНКАМИ, А РАСПИСНЫЕ ЯЙЦА, ТО ЕСТЬ С УЗОРОМ, ПИСАНКАМИ.
5. Подумайте, что еще принято готовить на Пасху? (печь кулич и делать творожную пасху)
6. Расскажите, как вы отмечаете Пасху у вас дома? (выслушать ответ каждого ребенка)

Ребята как интересно мы с вами сегодня провели время!
Я рассказала вам многое о Пасхе и вы мне тоже. А что вам запомнилось?
Предполагается, что дети должны запомнить легенду о крашеных яйцах.

Предлагаю вам поиграть.
Динамическая пауза:
Я буду называть вам различные праздничные традиции, а вы, когда услышите Пасхальные, один раз хлопните в ладоши.
Начинаем:
1. Украшение ёлки
2. Надувание воздушных шаров
3. Изготовление творожной Пасхи
4. Пение песни «Каравай»
5. Задувание свечей на торте
6. Крашение яиц
7. Освящение куличей в церкви

Запомнили ли вы, что такое крашенки, писанки?
Сейчас, я предлагаю вам самим сделать свои собственные писанки!

Для этого я предлагаю вам выбрать себе место за столами и внимательно посмотреть на предметы, лежащие перед вашими глазами.
Что вы видите?


Дети:
Это схема рисунка….
Воспитатель:
Все верно - это схема росписи яйца, или пасхального рисунка. Он состоит из нескольких элементов.
На первой схеме что вы видите?
Дети:
Овал
Воспитатель:
На второй – овал, а внутри него?
Дети:
Огурец, перо, перевернутая капелька воды…… и круг
Воспитатель:
Будем называть этот узор огурцом, а внутри огурца круг
Что вы видите на третьей схеме?
Дети:
Овал, внутри огурца круг, внутри круга спираль
Воспитатель:
Все правильно
На четвертой?
Дети:
Овал, огурец, круг, внутри него спираль, а вокруг круга лепестки
Воспитатель:
На пятой?
Дети:
Овал, огурец, круг, спираль и лепестки вокруг круга и линия от цветка к началу огурца
Воспитатель:
На шестой?
Дети:
Все тоже самое, только на линии есть заборчик, очень похожий на шипы

Воспитатель:
Предлагаю вам повторить такой узор на своих листочках.


Вы видите, что первая и вторая схемы у вас уже есть, вам нужно лишь обвести овал и огурец по нарисованной линии, начиная с точки, и ведя фломастер по направлению стрелки, не отрывая фломастер от бумаги. А вы умеете рисовать спираль? Сначала нарисуем точку внутри круга, а затем будем вести линии без отрыва вокруг этой точки.
Далее, продолжите сами и мы посмотрим, что у вас получится!
Кто то из вас может дополнить рисунок своим узором, ведь сегодня вы многому научились.
Нарисовали? Молодцы! У нас получились самые настоящие писанки! Вскоре, их можно будет сделать крашенками! Потому, что они будут служить раскрасками для вас.


Хвалю детей, кому то даю рекомендации.

В свободное время мы вырежем то, что у вас получилось и сделаем одно, очень большое пасхальное яйцо, которое будет КРАШЕНКОЙ ВАШИМИ ПИСАНКАМИ!

По познавательному развитию

Конспект открытого мероприятия с приглашением
духовного наставника на тему «Пасха, светлая Пасха»

Подготовила: Воспитатель МДОУ№63 «Машенька» г. Старый Оскол, Рыжих И. П.

Цель: помочь детям в освоении понятий собственной национальной культуры, которая базируется на православных ценностях.

Познакомить детей с историей и смыслом главного праздника христианства Пасхой, с Библией, как священной книгой христиан. С Библейскими сюжетами, воплощенными в литературе, музыке, живописи. Воспитывать художественный вкус, любовь и уважение к своей стране и истории русского народа.

Предварительная работа: чтение детской Библии, журнала «Свечечка», детских рассказов. Экскурсия в храм, знакомство с иконами. Прослушивание Библейских записей, рассматривание иллюстраций, беседы.

Ход мероприятия

В центре зала икона «Распятие», звучат пасхальные песнопения в записи. Входит девочка из подготовительной группы с зажженной свечкой.

Девочка: Христос воскрес!

Все: Воистину воскрес!

Девочка: Христос воскрес!

Все: Воистину воскрес!

Девочка: Христос воскрес!

Все: Воистину воскрес!

Хором:

Христос воскрес из мертвых, смертью смерть поправ,

и сущим во гробах живот даровав!

Девочка с помощью взрослого ставит свечку к иконе.

Ведущий : Вновь пришел к нам великий и светлый праздник – Святая Пасха. Христос воскрес! И радостно на сердце при этих словах. Христос воскрес, чтобы навсегда озарить мир светом Своего воскресенья, сделать и нас участниками воскресенья Своего и даровать нам жизнь вечную. Поздравляем вас дети, поздравляем вас, братья и сестры со светлым Христовым воскресеньем!

Девочка:

Открыты царские врата пред нами,

Святой огонь сияет от свечи

Кругом опять расставили во храме

Цветные яйца, пасхи, куличи.

Еще темно, но солнышко играет,

Играет всеми красками небес:

И радостно друг другу повторяем

Христос воскрес!

Песня взрослого хора

«Вход Господень в Иерусалим»

Ведущий: За несколько дней до своих крестных страданий Господь Иисус Христос сел на молодого ослика и отправился в город Иерусалим. С ним были Его ученики. Это событие церковь отмечает как праздник и называет его «Вход Господень в Иерусалим», а у нас он называется Вербное воскресенье! Множество народа сопровождало Господа нашего Иисуса Христа (звучит музыка) . Люди расстилали свои одежды по пути Господа. И весь народ, а с ним и дети радостно восклицали.

Дети размахивают вербочками и восклицают.

1 мальчик: Осанна!

1 девочка: Благословен грядущий во имя Господня!

2 мальчик: Осанна сыну Давидову!

2 девочка: Благословен грядый во имя Господня, Царь Израилев!

3 мальчик: Осанна в высших!

Ведущий: многие резали пальмовые ветви и также устилали ими дорогу.

Дети опускаются на одно колено и, склонив голову, кладут крестообразно на дорожку вербочки.

3 девочка: Осанна сыну Давидову! (музыка затихает)

Ведущий: Торжественный и кроткий вход Иисуса Христа в Иерусалм – это вершина Его славы во время земной Его жизни, после которой последовала Его крестная смерть.

4 девочка: (встав, поднимает вербу)

Кукушка кукует в лесу молодом.

Светел, как новый, наш старый дом.

Все зелено, юно, туманно.

Все: Осанна!

3 девочка: (встает, поднимает вербу)

И все я прощаю жестокой зиме,

Глубокой печали, отчаянью, мгле

Чтоб Господу петь невобранно.

Все: Осанна!

2 мальчик: (встает)

По утрам еще морозит,

Но ведь день стоит тепло.

Солнце льет лучи на землю

Ослепительно светло.

2 девочка: (поднимается)

И как весть весны пришедшей

Под дыханьем теплоты

Расцвели и распустились

Вербы белые цветы!

1 мальчик: (встает)

Верба, верба – наша пальма –

Ты на вид совсем проста!

Но тобою мы встречаем

К нам грядущего Христа!

1 девочка: (встает)

Потому и отдаем мы каждый год

Весною вновь

Белой вербе нашу нежность

Нашу ласку и любовь!

Танец ромашки

Ведущий : Царский вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим, ликование народа еще больше озлобили книжников и старшин народа иудейского.

Ведущий: Предательство Иуды. Злостное, коварное, ничем не оправданное преступление. Он был из числа 12 апостолов. Он был со Спасителем почти три года, ел и пил с Ним, слушал Его учения, видел Его чудеса. В поцелуе Иуды ложь, подлость, лицемерие, которые достигли крайнего предела.

Мальчик:

Тайная вечеря

Сбываются слова пророка по Писанью

Сын человеческий готовится к страданию,

Как празднично, но горе и тому

Кто предает Его! О, лучше бы ему

И не родиться в век! Иуда, весь бледнея,

Смутился, встретить взор Учителя не смел

(звучит музыка)

Голгофи

Участвуют 5 девушек, 2 взрослых, 2 мальчика, 1 девочка выходят 5 девочек в больших темных шляпах, как бы спадающих с головы. Становятся полукругом лицом к зрителям. Слева и справа от них становятся двое взрослых, тоже в темных шляпах. Два мальчика и две девочки останавливаются у иконы «Распятие».

1 девочка:

Христос молился пот кровавый

С чела поникшего бежал

За род людской, за род лукавый

Христос моленья посылал.

2 девочка:

Он помнит все, но всех простил

И распинавших Кровью искупил!

1 взрослый: Все неимоверные страдания и издевательства Божественный Страдалец вынес без единого упрека, жалобы, всё терпя ради спасения рода человеческого!

2 взрослый:

И замирающий в устах последний вздох

Тебе, Скорбящей, был стрелою в сердце

И лучше с ним бы умереть –

На мир лукавый силы нет смотреть.

Но Бог оставил жить

Губа закушена. Слеза светлее света.

Он смотрит на тебя, Творец Твой и Жених

В саду совсем сей жуткий день затих,

а песнь любви Тобою не допета.

(звуки музыки затихают)

1 взрослый: И как бы могла пережить Пречистая эту скорбь, эту бурю материнских терзаний, если бы таинственно не поддерживал Ее душу Божественный Страдалец.

Песнопения хором. Песнь ко Пресвятой Богородице.

Пречистая Дева!

Ты радость скорбящих

Смиренных и верных рабов

Защита бессильных,

Здоровье болящих,

Убогих и сирых Покров.

Сама ты отведала

Горечи наши

Ты знаешь, как тяжко страдать

И вот утоли же

Ты скорби все наши

Как самая нежная Мать.

1 взрослый: Боже Святый! Как повинны пред тобою люди! Как они ничтожны. Боже Святый, прости нам, мы безумны, сами не сознаем, что делаем. Во имя принятых тобой за нас живописных ран, прости, Господи, наши грехи, спаси нас и сохрани от смертоносных уязвлений врага нашего.

Девочка:

Господи, где ты? А может

Свет растворился во тьме?

Сердце забилось как птица,

Криком исходит во мне.

2 взрослый:

Покинутый людьми и Богом

Лежал Он в гробе после мук.

Да, все свершилось. Сердца стук

Христос сегодня ведь воскрес!

Христос воскрес!

Все: Воистину воскрес!

Мальчик: Христос воскрес!

Все: Воистину воскрес!

Мальчик: Христос воскрес!

Все: Воистину воскрес!

Мальчик: Христос воскрес!

Песнопение хором. Благовест.

Воскресение Твое, Христосе спасе,

Ангелы поют на небесах!

И нас на земле спадоби

Чистым сердцем Тебе славити.

Девочка: Здесь свершилась великая тайна нашего спасения. Здесь воскрес Христос!

Сбрасывают с себя темную шаль, сбрасывают темные тали и все 5 девушек и взрослых.

Христос воскрес!

Все вместе: Воистину воскрес!

Девочка:

Динь-дон, в лужах звон.

Синью плещет плот с небес.

Ныне ночью Сын воскрес!

Колокольный звон.

2 мальчик:

Звонят во все колокола

Быстрее крутится земля,

И солнца радостный пожар

Уже сгорел скорбящий шар.

Раскрылись первые цветы,

Как проявление весны.

А птиц задорных громкий хор

Поет, ее впуская в двор,

Везде веселый куролес.

Ведущий приглашает в зал духовного наставника, все участники праздника трижды поют тропарь Пасхи.

Тропарь Пасхи

Христос воскрес из мертвых,

Смертью смерть поправ

И сущим во гробах живот

Бабушка Варвара в гостях у ребят!!!

Фольклорное развлечение для детей 2 младшей группы.

Дети заходят в зал и встают полукругом.

Вед: Здравствуйте, ребятки. Поздравляю вас с праздником, со светлым Христовым Воскресением! Это самый большой праздник у христиан. А как еще называется этот праздник? Пасха!

  1. Солнышко встало

В полях за рекою.

Утро настало

Уже голубое!

  1. Птицы щебечут

в одном упоенье,

Славя Христа за его Воскресенье!

  1. Христос Воскрес!- поет земля

Моря и горы, и поля!

И им в ответ звучит с небес:

Воистину Воскрес!!!

Песня «Весна»

  1. Звонко распевают

Птички за окошком,

Ручейки стекают

Прямо на дорожки

2.А в лесу весеннем

Голубой и нежный

Улыбнулся солнцу

Маленький подснежник!

(сели на стульчики)

Заходит бабушка и внучка Аленушка.

Бабушка : Здравствуйте, мои милые, здравствуйте, мои хорошие! Пришла я в гости, чтобы повеселить вас да потешить. Но сначала давайте с вами познакомимся. Зовут меня бабушка Варвара. А вот как вас зовут, я не знаю. А мне бы очень хотелось узнать! Давайте сделаем так: как только я скажу «Раз, два, три!», каждый из вас назовет свое имя. Договорились?

Дети: Да!

Бабушка: Приготовились: Раз, два, три!

Дети все вместе называют свои имена

Баб: Вот и ладненько, вот мы и познакомились! А вы ребята дружные, веселые, сразу видать. Вот и моя внученька Аленушка такая же. Она, как и вы, маленькая, носик курносый, и добрая, и веселая! А поет как - заслушаешься! Аленушка, спой ребятам песенку!

Песня Аленушки «Пасхальная весна»

Аленушка: А вы тоже, небось, песен много знаете? Спойте бабушке, детки. Любит она песни слушать!

Вед: Ребята, давайте бабушке споем песенку?

Песня «Два веселых гуся»

Баб: молодцы, малыши! Это и моя любимая песенка.

Вед: Бабушка, а наши ребята еще и плясать любят! Становитесь в круг скорее, да станцуем веселее. Бабушка, а ты не хочешь нам компанию составить?

Баб: Очень даже хочу! И мы с Аленушкой попляшем с ребятами! Веселые мы с ней- и спеть, и сплясать всегда готовы!

Танец с платочком

Баб: Ай да молодцы! Какие песни и пляски знаете! А загадки вы любите? Вот я для вас загадки интересные припасла! Слушайте да думайте. Кто знает- тот говорит, кто не знает, тот молчит!

Загадки:

1 . Серые лапки,

На лапках царапки. Кто это?

Баб : правильно, котик. Слушайте дальше.

2. Желтые комочки,

Мягкие, как вата,

Бегают за квочкой
кто это?

Дети: Цыплята!

Танец цыплят.

Игра «Кот и цыплята »

Баб: И еще одна загадка!

Очень рано встает,

Детям спать не дает.

Ку - ка –ре -ку!

Дети: Петушок!

Баб: Петя. Петя- петушок!

Золотистый гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка.

Очень рано встает,

Давайте споем песенку про петушка?

Песня «Петушок- проказник»

1.Петушок, петушок,

Красный красный гребешок.

Он пришел на праздник,

Петушок- проказник.

2.Он поет, он поет,

Никого он не клюет.

Он пришел на праздник,

Петушок- проказник!

Баб: Как у Пети- петушка

Шапка выше гребешка.

Сапоги сафьянные,

Шпоры оловянные.

Громче всех на свете!

Баб: И последняя загадка:

Комок пуха,

Длинное ухо.

Прыгает ловко,

Любит морковку.

Кто же это?

Достает игрушечного зайца и сажает его на стул. Предлагает детям накормить зайца морковкой.

Игра- шутка «Угости зайца»

Ребенок с завязанными глазами подходит к зайцу и старается накормить его морковкой.

Баб: Теперь станцуем и споем

Про то, как весело живем!

Танец «топни, ножка моя !»

Баб: Все так весело играли,

Песни пели, танцевали,

И за это я, ребята,

Вас сегодня награжу,

Я для вас сейчас, ребята,

Эту сказку расскажу…

Достает из корзины кукол для театра: деда, бабку, курочку, мышку, золотое яичко .

Бабушка: Жили- были дед да баба. И была у них курочка Ряба. Снесла им курочка яичко, да не простое, а золотое. Дед бил, бил- не разбил! Баба била- била- не разбила. Мимо мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось! Дед плачет, бабка плачет. А курочка кудахчет: «Не плачь, бабка, не плачь, дед! Я снесу вам много других яичек!.» И что вы думаете? Снесла! Да целую корзинку! Я эту корзинку сюда принесла, чтобы вас, малыши, угостить!

С Пасхи на Руси начинались веселые гулянья! И стар, и млад катался на каруселях, водил хороводы, на улицах пели народные песни, играли в игры. Вот и мы с вами немного повеселимся! В этот праздник красят яйца, расписывают их в разные цвета.

Крашенки, писанки и крапанки- так называются крашенные яйца.

Давайте поиграем с нашими яичками?

Игра «Катись, катись, яичко»

Дети стоят по кругу, ведущий дает два яичка в противоположные стороны детям. Они поют песенку и передают яичко по кругу, на ком заканчивается песенка, выходят в круг и танцуют .

Катись, катись, яичко.

По нашему кружочку.

Найди себе яичко

Для себя дружочка .

Вед: в круг, дружочки выходите

И вдвоем для нас спляшите!

«Чье яичко дольше прокрутится»

«Пронеси яйцо в ложке»

«Чье яйцо крепче»

Баб: Вот и подошла пора

Закончит праздник, детвора!

Пусть, как Пасхи день святой,

Радостный и ясный,

Будет в жизни миг любой

Светлым и прекрасным!

Вед: Давайте скажем спасибо бабушке Варваре за веселье, за доброту и ласку, за интересную сказку.

Баб: Хорошо в гостях, да дома лучше. До свиданья, ребятки! Желаю вам расти большими, вот таки-и-и-ими! Жду вас к себе в гости!

Цель

  • Знакомство с обычаеми православной церкви – празднованием Светлой Пасхи.
  • Привитие интереса к традициям наших предков.
  • Воспитание сострадания, терпения, прощения, любви и дружбы.

План занятия

  1. Выявление знаний учащихся о праздновании Пасхи.
  2. Рассказ учителя об истоках празднования, украшениях и атрибутах праздника.
  3. Прослушивание грамзаписи о Воскрешении Иисуса Христа из “Евангелия от Луки”.
  4. Рассматривание икон и картин с изображением Иисуса Христа.
  5. “Пасхальные вести” Я.Полонский.
  6. О преподнесении Марией Магдалиной первого пасхального яйца императору.
  7. Рассматривание пасхальных наборов (различные разрисованные яйца, сувенирные яйца, веточки вербы, зелень, маленькие цыплята).
  8. Прослушивание музыки.
  9. Работа над оформлением пасхального яйца (рисование на бумажном шаблоне).
  10. Подведение итогов занятия.

Ход урока

Организационный момент. Цели урока.

Сегодняшний урок мы проводим во время Великой Седмицы, накануне празднования Светлой Пасхи.

Рассматривание выставки книг на данную тему.

Какие книги вы принесли сегодня для нашей выставки? Коротко расскажите о них.

Выявление знаний учащихся о праздновании Пасхи.

Что вы знаете об этом православном празднике? Как давно наши предки отмечают этот день как великий религиозный праздник? /ответы учащихся/

Рассказ учителя об истоках празднования, украшениях и атрибутах праздника.

В день Пасхи христиане всего мира вспоминают и славят воскресение из мертвых Иисуса Христа. Именно в этот день отмечалась в Древней Иудее Пасха, т.е., праздник Пасхи еще более древний, чем события, связанные с Христом. Первые упоминания о нем уходят в глубину веков, когда кочевые племена перегоняли свои стада по просторам почти мифического Вавилонского царства. Поэтому и происходит название Пасха от древнееврейского слова “песах“, - означающего “прохождение”. Не было для пастухов большей радости, чем весной, когда преумножались их стада, не знали они, кого и благодарить за ягнят и жеребят, появляющихся на свет. Отсюда и пошел этот праздник, как день благословления всех жизненных сил, приносящих обновление в мир, побеждающих ненавистную разуму смерть.

Позднее, когда многие кочевые племена занялись земледелием, весенний праздник Пасхи выбрал в себе культ благодарения небесам за то, что с них светит солнце, согревает после зимы землю, принимающую брошенной рукой сеятеля семена.

Вот откуда обычай печь на Пасху куличи. Древнему человеку представлялось, что кулич – это как солнце красное у него в праздник на столе, и, если отпробовать его, это как прикоснуться к солнцу, вобрать в себя его живительные лучи, и как все на земле оживает весной под солнцем, так и человек приобретает новые силы.

Еще первые астрономы-жрецы знали, что солнце приходит в наше полушарие после дня весеннего равноденствия. По-разному народы приобщались к традиции Пасхи, но справляли ее неизменно после этого дня.

По установленным в IV веке правилам христианства, Пасха должна праздноваться в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. В русском языке, кстати, седьмой день недели стали называть воскресеньем именно в память о том, что в этот день, следовавший за субботой, воскрес казненный Христос.

Все христиане считают Пасху самым значительным днем в году “Праздник Праздников – Святая Пасха!”- провозгласили когда-то отцы церкви. ,Христос Воскрес!“ – приветствуют всех в этот праздник верующие и троекратно целуются в знак любви.

К Пасхе наши предки относились благоговейно. В этот праздник закрывались присутственные заведения, прекращались работы, в школах объявлялись каникулы. На церквах и улицах устраивались иллюминации. Собирались за общим столом и младшие и старшие родственники, близкие, друзья посылали друг другу поздравления, дарили подарки. Люди всех сословий объединялись общей памятью о великом страдании и чудесном воскресении Христа.

По народному поверью Пасха - самый большой праздник не только на земле, но и на небесах. Если существует загробная жизнь, то в этот день грешников в аду не мучают, и если уж умирать, то дай Бог на пасху, потому что не каждому дается такая радость, чтобы душа непременно сразу устремилась в рай.

Воскресение Христово – самый великий в Христианской Церкви праздник. В этот день положена в церкви и служба особая, более торжественная, нежели в другие праздники. Утреня начинается в полночь. Пред началом ее священнослужители, облачившись в белые одежды, вместе с верующими, при колокольном звоне, с возжжеными свечами, с крестом и иконами идут вокруг храма и, как будто мироносицы, ищут тело Иисуса. Начальный возглас утрени делается пред затворенными дверьми храма, при чем много раз поется тропарь: “Христос воскресе…”, и с пением сего тропаря входят во храм.

Пасха – праздник с особыми правилами (страстная неделя).

Первые три дня недели верующие приглашаются, в церквах идут евангельские чтения. Дома в эти дни – обычный постный стол, отказ от скоромной пищи, в т.ч. от рыбы.

К Великому четвергу в доме все должно быть чисто. В этот день нужно красить яйца, замешивать тесто для куличей, делать пасху.

Великая, Страстная пятница - день строгого поста. Считается, что заниматься в доме никакими хозяйствами делами нельзя (даже мыться).

В Великую субботу утром – служба. (Разговляться можно, когда кончится литургия, после 3 часов).

Считается, что чем больше на пасху подарков сделаешь, тем счастливее будешь.

Каждый год солнце, сделав свой круг, приносит нам весну. И каждый год, возвещая нам о добром и светлом в нашей жизни, вновь и вновь звучат в храмах вдохновенные пасхальные песнопения.

Христос воскрес из мертвых,
Смертию смерть поправ,
и сущим во гробех живот даровав.
Воскресения день,
Просветимся, люди:
Пасха, Господня Пасха!
От смерти бо к жизни,
и от земли к небесам
Христос Бог нас преведе,
Победную поющия.

Прослушивание грамзаписи о Воскрешении Иисуса Христа из “Евангелия от Луки”.

Рассматривание икон и картин с изображением Иисуса Христа.

Смерть Христа на Кресте есть одновременно Его победа. За Крестом следует Воскресение, и радость Пасхи просвечивает через скорбь, делая ее светлой. "Крестом радость прииде всему миру" - поется в церковном песнопении.

Образ Христа в силе и славе, как образ второго и славного Его пришествия, впрямую связан с темой Страшного Суда, ибо Господь является как Судия живых и мертвых, и суд Его праведен, и никто не избежит Суда Христова.

“Пасхальные вести” Я.Полонский

Весть, что люди стали мучить Бога,
К нам на север принесли грачи...
Потемнели хвойные трущобы,
Тихие заплакали ключи...
На буграх каменья обнажили
Лысины, покрытые в мороз...
И на камни стали падать слезы
Злой зимой очищенных берез.

И другие вести, горше первой,
Принесли скворцы в лесную глушь:
На кресте распятый, всех прощая,
Умер Бог, Спаситель наших душ.

От таких вестей сгустились тучи,
Воздух бурным зашумел дождем...

Поднялись - морями стали реки
И в горах пронесся первый гром.

Третья весть была необычайна:
Бог воскрес, и смерть побеждена!
Эту весть победную примчала
Богом воскрешенная весна...
И кругом леса зазеленели,
И теплом дохнула грудь земли,
И внимая трелям соловьиным,
Ландыши и розы зацвели.

О преподнесении Марией Магдалиной первого пасхального яйца императору.

Первое пасхальное яйцо преподнесла в подарок императору Мария Магдалина. Она пришла на встречу с императором и со словами “Христос воскресе!” протянула ему в подарок красное яйцо. Император с интересом спросил, что это означает. И Мария рассказала ему историю об Иисусе Христе.

Первые христиане, узнав о приношении святой Магдалины и подражая ей, тоже начали при воспоминании о Воскресении Христовом дарить друг другу красные яйца. Впоследствии это стало пасхальным обычаем всех православных христиан.

А много позже традиция расширилась, яйца стали красить разными цветами или наносить на них различные рисунки.

Чтение пасхальных стихов учащимися.

Пусть принесет добро
И поздравления
День Светлого
Христова Воскресенья!
Пусть служба в храме
Исцелит, понравится,
И чувство окрыленности
Появится!

Пусть сердце Ваше
Счастье наполняет,
В душе царят
Покой и благодать!
И свет небесный
Ярче пусть сияет,
Чтоб Вас и Ваших близких
Согревать!

Пусть в этот день,
Красивый, добрый,
В душе сияет
Радость вновь,
И целый мир
Вокруг наполнят
Надежда, вера
И любовь!
И пусть летит
Благою вестью:
Воистину
Христос Воскресе!

Пусть благодать
В душе царит,
И щедрость сердца
Не увянет,
Господь спасет и сохранит,
И благоденствие подарит!

Надежды,
Веры и любви!
Прекрасных
Радостных чудес!
И пусть сейчас
Тепло звучит:
Воистину
Христос Воскрес!

10. Рассматривание пасхальных наборов (различные разрисованные яйца, сувенирные яйца, веточки вербы, зелень, маленькие цыплята).

Яйцо является символом жизни, напоминающим о воскресении из мертвых. Обычное яйцо похоже на камешек. Оно словно неживое, но внутри него есть жизнь – цыпленок, который вылупится из яйца при определенных условиях.

К празднику Пасхи мама или бабушка обязательно испечет кулич, покрасит яйца. Вы тоже можете принять участие в подготовке к нему. Предлагаю вам картонные фигурки-яйца (шаблоны), которые можно оформить в виде открытки. Используем различный подручный материал: карандаши, фломастеры, краски, цветную бумагу.

11. Работа над оформлением пасхального яйца (рисование на бумажном шаблоне, оформление аппликации из цветной бумаги).

12. Подведение итогов занятия.

Было ли вам интересно сегодня на уроке?

Что запомнилось и понравилось больше всего?

13. Рассматривание детских работ. Выставка лучших работ.

Воспитатель:

Звонко капают капели

Возле нашего окна

Птицы весело запели

В гости Пасха к нам пришла.

Ребята, а кто знает, что за праздник Пасха? (воспитатель заслушивает ответы детей, отмечает правильные). Пасха - это святой праздник, день воскресения Иисуса Христа. Ребята, может быть, кому-то знакомо имя-Иисус Христос? Кого же мы называем Иисусом Христом? (ответы детей) Да, для верующих людей, христиан, Иисус Христос - Бог. Он помогает людям в печалях, тревогах, болезнях. Верующие люди обращаются к Нему с просьбой о помощи, о милосердии.

Когда Иисус Христос жил на земле, он делал много хорошего для людей: исцелял больных, помогал бедным, учил, как нужно правильно поступать. А главное: Он учил любить Бога и близких людей. Но гордые, завистливые фарисеи (люди, обманывающие народ) решили его погубить. Когда Иисус молился ночью в саду, они явились со стражей и схватили Его. На суде фарисеи ложно обвиняли Иисуса Христа и настроили против Него народ. Христос был распят на кресте. А когда он умер, то произошло землетрясение. Все испугались и поняли, что совершили большую ошибку - ведь они предали Того, Который их так любил (рассказ сопровождается показом слайдов).

Праздник Пасха – это праздник прославления Иисуса Христа. Длится этот праздник целую неделю. На Пасху все ходят друг другу в гости. При встрече они говорят такие слова: «Христос воскрес!» и отвечают: «Воистину воскрес!» Поздравляют с праздником, желают хозяевам счастья и процветания. С Пасхи начинались весёлые гуляния с играми и хороводами, хороводными песнями. Начинали качаться на качелях, каруселях.

Физкультминутка «Карусели»

Еле-еле-еле-еле

Закружились карусели (дети начинают медленно двигаться)

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом (темп речи и движения ускоряется)

Побежали, побежали,

Побежали, побежали,

Тише, тише, не спешите (темп замедляется)

Карусель ос-та-но-ви-те (все остановились)

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра (все кланяются друг другу).

А что же еще мы делаем к празднику Пасха? Правильно, на светлый праздник Пасха красили яйца.

А знаете ли вы, что яйца, окрашенные в один цвет, назывались «крашенками»; если в общем цвете обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета – это была «крапанка». Еще были «писанки» - яйца, раскрашенные от руки сюжетными картинками или орнаментальными узорами.(демонстрация слайдов с росписными яйцами).

А сейчас я предлагаю вам пройти к своим столикам, на которых для вас приготовлены изображения яиц. Каждый из вас может украсить свое яйцо так, как ему больше понравилось.

После выполненной работы, «писанки» выставляются на доске. Дети рассматривают работы друг друга, рассказывая, что им больше всего понравилось.

Игра-хоровод «Катись, катись, яичко».

(Дети образуют большой круг. Ведущий отдает одно деревянное яйцо любому ребенку в кругу, второе яйцо - ребенку в противоположной части.

Со словами песенки-считалки дети начинают передавать яйца по кругу в любую сторону).

Дети поют:

"Катись, катись, яичко,

По нашему кружочку.

Найди, найди, яичко,

Для себя дружочка".

С последним словом передача яиц по кругу заканчивается. Те, у кого в руках остались яйца, выходят в центр круга, отдают яички входящему, тот говорит:

"В кружочек, выходите

И вдвоем для нас спляшите".

(Все хлопают. Дети пляшут по одному или в паре.)

Воспитатель: О каком празднике мы сегодня поговорили? Что нового узнали? Что вам понравилось? Ребята, вы сегодня все очень старались! Вы – молодцы! Давайте по традиции, подарим друг другу свои «крашенки», чтоб следующий год был хорошим и урожайным.