Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Волшебное электричество» для детей старшей-подготовительной группы. Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы на тему: «Академия чудес

Конспект занятия по организации исследовательской деятельности «Его Величество - воздух»

Конспект занятия по организации исследовательской деятельности для детей 6 лет

Цель: Расширять представление детей о мире. Развивать навыки экспериментально- исследовательской деятельности. Развивать логическое мышление. Учить анализировать и делать выводы. Развивать внимание зрительную и слуховую чувствительность, исследовательские умения и навыки.

Задачи:

1. Учить детей выдвигать гипотезы, проводить эксперимент, анализировать объект, делать выводы.

2. Развивать исследовательский интерес, знакомить детей со свойствами воздуха, со способами обследования объекта.

3. Воспитывать усидчивость, любознательность, доброжелательность, желание помогать сверстникам.

4. Развивать представление об основных физических свойствах окружающего мира.

5. Активизировать речь и обогащать словарь детей

Методы и приёмы:

Игровой, наглядный, словесный, практический, частично-поисковый, исследовательский.

Предварительная работа:

Проведение тренировочного занятия по организации исследовательской деятельности, беседы с детьми о свойствах воздуха, чтение и рассматривание иллюстраций в энциклопедии для детей.

Оборудование:

Одноразовые стаканчики, хлеб, апельсин, духи, мыло, салфетка. прозрачный стакан, тазик с водой, целлофановые пакеты на каждого ребенка.

Ход занятия.

В группу вбегает Незнайка

Незнайка: Мне все мои друзья в Цветочном городе говорят, что на нашей планете существует что то, что находится везде и без чего невозможно жить, и я хотел бы узнать, что же это такое?

Дорогие ребята, нам придется пройти в лабораторию маленьких академиков. Ведь нам нужно ответить на интересующие нас и Незнайку вопросы

Воспитатель: - Готовы юные академики?

Дети: - Да.

В-ль: Для начала отгадайте загадку

Окружает нас всегда,

Мы им дышим без труда.

Он без запаха, без цвета.

Угадайте, что же это? (Воздух)

Дети: Воздух

В-ль: Правильно воздух.

В-ль: Что вы знаете о воздухе? (ответы детей - воздух невидим, он прозрачный, бесцветный) .

Для чего нам нужен воздух? (ответы детей). А вы знаете, что человек, как и все живое, не может жить без воздуха? Как это проверить?

Воспитатель: - А мы знаем как.

Воспитатель предлагает детям плотно закрыть рот, а нос зажать пальцами.

Ну вот, никто из вас не смог прожить без воздуха и ни минуты! А кому еще воздух необходим? (детям, животным, растениям) .

А кому (чему) воздух не нужен? (ответы детей).Правильно, молодцы.

Воспитатель: А как вы думаете, где живет воздух? (Он повсюду, он вокруг людей и внутри нас) .

Подумайте, как еще вы можете доказать, что воздух есть везде (вокруг нас) (ответы детей).

Опыт 1

Воспитатель:- А мы проведём сейчас опыт. Давайте попробуем поймать воздух.(ладошками)

Поймали?

Кто сумеет доказать, что поймал воздух?

Не получается. А давайте попробуем целлофановым пакетом. (Дети подходят к стол, берут пакеты и ловят ими воздух. У воспитателя пакет с дыркой - и воздух не ловится).

Воспитатель: - А почему воздух не ловится этим пакетом? (ответы детей - в пакете дырка, воздух выходит из пакета.) Правильно, воздух можно поймать только в плотно закрытый пакет.

А почему пакет надулся? (Потому что там воздух) .

Молодцы, ребята. Какой же вывод вы можете сделать из этого опыта?

Вывод: воздух есть вокруг нас, он невидимый, прозрачный, бесцветный, упругий; воздух принимает форму предмета, в котором он находится.

Дети садятся на стулья.

Опыт 2

Воспитатель: - Возьмем стакан. Как вы думаете, в нем есть воздух? Давайте проверим.

Поместим на дно стакана кусочек пластилина, прикрепим к нему салфетку и прижмем ее ко дну стакана. А теперь я переверну стакан и погружу его полностью в воду.

Как вы думаете, вода намочит салфетку?

Проверим. Вынимаем стакан из воды и трогаем салфетку руками. Салфетка сухая. Почему? (Воздух не дал воде войти в стакан)

Мы видим воздух в стакане? (Нет) Значит, он невидимка. А почему мы можем назвать его невидимкой? (Потому что он прозрачный и через него все видно)

А что еще прозрачным может быть? (стекло, вода)

Вывод: Воздух есть везде, он невидимый.

Опыт 3 «Буря в стакане воды».

Воспитатель раздает каждому ребенку стаканчик с водой и трубочку, дети дуют в трубочку, получается «буря».

Воспитатель: - Почему получились пузыри? Откуда в трубочках взялся воздух?

Вывод: воздух есть внутри нас.

Воспитатель: -Молодцы, ребята, а теперь я предлагаю вам отдохнуть.

Физкультминутка «Если весело живётся, делай так… » (показывает воспитатель)

Опыт 4

Воспитатель: - А как вы думаете, воздух имеет запах? (ответы детей). И это можно проверить. Закройте глаза, а когда я вам скажу, вы медленно будете вдыхать и говорить, чем пахнет.

(подходит к каждому ребенку и дает им понюхать духи (апельсин, хлеб, мыло). Один ребенок вдыхает просто воздух)

Кто что почувствовал? (ответы детей). А ты, Саша? (ребенок отвечает, что ничем не пахло). А почему? (ответы детей) Правильно, Саша ничего не почувствовал, потому что я ему ничего не давала понюхать. Он вдыхал просто воздух. Какой из этого можно сделать вывод?

Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы сегодня хорошо потрудились. Ответили на все вопросы

Воспитатель: Дети. О чем мы сегодня с вами говорили? (ответы детей)

Верно. Мы убедились, проделав опыты, что воздух: невидимый, прозрачный, без вкуса и запаха. Воздух есть везде. Без воздуха не было бы жизни на нашей Земле.

Воспитатель: Ну что Незнайка доказали мы тебе, что воздух действительно существует Везде на планете Земля и что жить без него невозможно?

Незнайка: Да спасибо ребята.

Воспитатель: А еще Незнайка наши ребята знают стихи о воздухе, вот послушай их.

1 ребенок: Он – прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

2 ребенок: Он в лесу, густой, душистый

Как целительный настой

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

3 ребенок: Летом он бывает теплым,

Веет холодом зимой

Когда иней лег на стекла

Пышной белой бахромой.

4 ребенок: Мы его не замечаем

Мы о нем не говорим

Просто мы его вдыхаем

Ведь он нам необходим.

Незнайка: Вот молодцы, спасибо вам, а мне мой друг Знайка передал письмо для вас, вот читайте.

«Секретное письмо»

Если на чистом листе сделать рисунок или надпись молоком, лимонным соком. Затем нагреть лист бумаги (лучше над прибором без открытого огня) и вы увидите, что проявится на листе бумаги. Импровизированные чернила вскипят, буквы потемнеют, и секретное письмо можно будет прочитать.

В-ль: Ребята, смотрите появляются буквы. Сейчас мы прочтем это послание.

« Удачи! Новых открытий. Знайка.»

Всем спасибо, на этом наша лаборатория юных академиков закрывается до новых экспериментов.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 г. Лениногорска» МО «Лениногорский муниципальный район» РТ

Конспект НОД по организации исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Его Величество – Воздух»

Подготовила воспитатель: Ревенко М.Ю.

Юшина галина Михайловна, воспитатель первой квалификационной категории
город Новосибирск

Цель: Развитие познавательных интересов детей. Задачи: Расширение кругозора в части элементарных представлений об окружающем мире Развивать интерес к экспериментированию с разным материалом Уточнить знания детей о воде в окружающем мире, об обитателях водоёмов Закреплять умение передавать своё отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности Учить устанавливать причинно-следственные связи (вода грязная-погибнет рыба) Закрепить способы распознающего наблюдения: умение выявить свойство и качества предложенных материалов через проведения опытов Упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы


Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту

Сценарий занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Улыбка»

подготовила воспитатель 1 категории Юшина Галина Михайловна

Цель: Развитие познавательных интересов детей.

Расширение кругозора в части элементарных представлений об окружающем мире

Развивать интерес к экспериментированию с разным материалом

Уточнить знания детей о воде в окружающем мире, об обитателях водоёмов

Закреплять умение передавать своё отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности

Учить устанавливать причинно-следственные связи (вода грязная-погибнет рыба)

Закрепить способы распознающего наблюдения: умение выявить свойство и качества предложенных материалов через проведения опытов

Упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов

Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности

Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы

Материалы и оборудование: мультимедийная презентация «Вода и её обитатели», стаканчики с чистой водой по 2 на каждого ребенка, стаканчик с грязной водой на каждого ребенка, ложка на каждого ребенка, миска с морской солью на каждого ребенка, миска с растительным маслом, фильтр на каждого ребенка, глобус, карточки для записи выводов, цветные карандаши

Ход занятия:

Собрались мы снова вместе,

Чтобы было интересней!

Много нового узнаем,

Что ж, ребята начинаем!

Сегодня, ребята на нашем занятии мы с вами поговорим о воде

СЛАЙД №1 (Земной шар), модель земного шара (глобус)

Посмотрите на экран, что вы видите?

ДЕТИ: это наша планета Земля

Да, это Земля, а что это на ней так много голубого цвета?

ДЕТИ: это вода

В виде чего представлена вода на нашей планете

Дети: в виде океана, морей…

А какая вода в море?

ДЕТИ: соленая

А какие обитатели населяют моря и океаны?

Действительно, вода в морях и океанах соленая, потому что это необходимо для морских обитателей, они не смогут жить в пресной воде. Сегодня в нашей лаборатории мы с вами попробуем сделать морскую воду. Но для начала мы повторим правила нашей лаборатории:

КАРТОЧКА ПРАВИЛ ЛАБОРАТОРИИ:

Надеть защиту

Ничего не пробовать

Делать всё последовательно

ДЕТИ НАДЕВАЮТ ФАРТУКИ И ШАПОЧКИ

Ну вот мы с вами готовы, проходите за столы.

Напомните мне как можно сделать воду солёной?

ДЕТИ: нужно смешать воду и соль

Совершенно верно для нашего первого эксперимента нужно взять стакан под №1 ложку и миску с солью. Одну ложку соли всыпим в воду и хорошо, но аккуратно размешаем. Что у нас получилось?

ДЕТИ: соль растворилась, а вода стала солёная.

Перед вами лежать карточки, нам нужно записать наш эксперимент, карточка №1

ВОДА ЧИСТ+СОЛЬ=СОЛЁНАЯ ВОДА

ДЕТИ ЗАРИСОВЫВАЮТ СХЕМАТИЧНО

Соль растворилась в воде -это раствор

Вернёмся к нашей планете земля, на ней не только моря и океаны существуют, а

В виде чего ещё представлена вода?

ДЕТИ: реки, озёра, ручьи

А чем вода в морях отличается от воды в реках

ДЕТИ: в море вода солёная, а в реке пресная

Конечно, скажите, какая река протекает в нашем городе

ДЕТИ: река ОБЬ

А обитателей рек вы знаете?

ДЕТИ: рыбы….

Я приглашаю вас в нашу лабораторию, посмотрите, я принесла немного воды с нашей реки, какая она

Дети: мутная, грязная

Что же делать с такой водой, подходит ли она для использования человеком, а рыбам будет ли в ней комфортно? Почему?

Дети: людям нельзя пить такую воду, а для рыб такая вода представляет угрозу, солнечные лучи не проходят через эту грязь, а значит будут плохо расти водоросли, рыбам нечего будет есть, от такой воды они могут погибнуть

А почему вода стала такая грязная, кто или что ее загрязняет, как вы думаете?

Дети: люди бросают мусор, лодки загрязняют бензином…

Я предлагаю вам очистить эту грязную воду, сделать ее немного чище, с помощью чего можно очистить воду?

Дети: с помощью фильтра.

Перед вами стакан № 2 в нем грязная вода, так же есть пустой стакан, нам осталось сделать фильтр для этого мы возьмём кусок марли, положим в него вату и накроем сверху еще слоем марли, сколько слоев в нашем фильтре?

Ну что попробуем? Вливаем воду

Что получилось

А сейчас мы запишем ход нашего эксперимента на карточке №2

Дети схематично зарисовывают

Грязная вода+фильтр=чистая вода

Игра «Обитатели морей и рек»

Конечно мы не до конца очистили воду, но это всего лишь капля в море, а как же очищать моря и реки? Что мы можем сделать для того, чтобы наша река оставалась чистой?

Дети: не загрязнять её,

СЛАЙД С ОЧИСТИТЕЛЬНЫМИ СООРУЖЕНИЯМИ

Посмотрите на экран-это очистительные сооружения, которые очищают огромное количество воды

СЛАЙД С ЗАГРЯЗНЕНИЕМ НЕФТЬЮ

Что вы видите здесь

Сейчас мы с вами проведем опыт, который нам докажет, что нефть очень опасна для обитателей водоёмов

Нефть-это своего рода масло

Нам понадобится стакан с чистой водой ложка масла, добавьте масло в воду и размешайте, немного подождём, что вы видите?

Дети: масло не растворилось

На карточке №3 сделаем краткую запись нашего эксперимента

Вода+масло=не растворилось

Так же и нефть не растворяется в воде, лежит на поверхности и мешает солнечному свету проникать, кислороду, да и животные очень страдают от этого

Вот к чему приводят загрязнения нефтепродуктами

Сегодня в нашей лаборатории мы говорили о воде, что вам было интересно, что было сложно, что понравилось? Какой вывод мы сделаем из этого занятия

Приложение:

Игра «ОБИТАТЕЛИ МОРЕЙ И РЕК»

Когда я буду называть морского обитателя, вы хлопните 1 раз, а когда речного вы хлопните 2 раза

Название: Конспект по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие в подземное царство».
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, опытно-экспериментальная деятельность, Подготовительная группа

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МДОУ детский сад комбинированного вида № 46
Месторасположение: Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре

Познавательно- исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы по теме «Путешествие в подземное царство».

Цель:

Дети в процессе экспериментальной деятельности научатся называть особенности почвы; смогут объяснить значение почвы.

Задачи:

1.Познакомить детей с почвой, её особенностями.

2.Расширять представление детей о значении почвы для растений, животных, человека.

3. Развивать умение высказывать предположения, доказывать свою точку зрения через организацию опытнической деятельности.

4.Воспитывать элементарную экологическую культуру.

В группу входит Синеглазка.

Синеглазка: «Ой ребята, помогите, что мне делать подскажите! Я цветов расточки в воду опустила, красивые цветочки вырастить решила, вот стоят расточки в вазе с корешками, и что мне с ними делать, я совсем не знаю?»

Дети: Их надо посадить в землю.

Синеглазка: А где её взять?

Воспитатель: Ребята, Синеглазка, я знаю, землю можно попросить у Царя подземного царства, но для этого нам придётся отправиться в путешествие. Вы готовы?

Дети: Да

Синеглазка: А как туда попасть?

Воспитатель: Давайте внимательно посмотрим вокруг, может быть, мы найдём подсказку.

Ребята расходятся по группе, находят ворота, но открыть не могут, возле ворот записка:»Кто слово заветное отгадает, в царство подземное тот попадает».

П Ч О А В
1 3 2 5 4

Составляем слово (почва) и проходим в ворота, на ширме появляется царь.

Царь: Я- царь подземного царства, с каким делом ко мне пожаловали?

Дети: Нам очень нужна земля, чтобы помочь Синеглазке посадить цветы.

Царь: Земля — главное богатство моего царства, я её так просто не дам, выполните мои задания, вот тогда одарю вас землицей.

Задания царя:

1. Скажите, что мы найдём в земле?

Дети высказывают свои предположения. Затем «усаживаются на полянке» (на ковре), берут совком из «кладовой » (таз с землёй) землю рассыпают на лист бумаги и рассматривают через лупу. После проверки делают вывод и составляют на фланелеграфе макет «Этажи подземного царства.Царь объясняет, что верхний слой самый плодородный (дать толкование слова)» , он называется почвой.

Вывод: Земля состоит из корешков, камешков, палочек, насекомых, песка.

2. Из каких слоёв состоит почва?

Дети высказывают свои предположения. Царь предлагает смешать в банке почву, песок, глину и гальку, потом всё залить водой и оставить.

Царь: Пусть немного постоит, а потом вы расскажите мне, что увидели в банке. А пока предлагаю отправиться дальше в путешествие по моему царству.

Также интересный конспект по опытно-экспериментальная деятельности:

3. Отгадайте-ка, ребятки, есть ли в почве воздух?

Дети высказывают свои предположения, подтверждают опытом. Подходят к «подземной речке»(банке с водой) и бросают кусочки почвы в воду. В воде появляются пузырьки.

Вывод: в почве есть воздух, и он виден в виде пузырьков.

4. Пропускает ли почва воздух?

Дети поливают водой землю в горшочке, а в поддоне появляется вода.

Вывод: Почва пропускает воду.

Царь: А куда вы выливаете грязную воду на даче?

Дети: На землю.

Царь: Как вы думаете, что происходит с почвой?

Дети проделывают опыт Как происходит загрязнение почвы?»(поливают мыльной водой землю в горшочке). Высказывают своё мнение по поводу загрязнения почвы.

Воспитатель: А теперь давайте вернёмся и посмотрим, что произошло в банке?

Дети рассматривают и видят, что самые крупные частицы оказались на дне, а мелкие на верху, перечисляют слои почвы: почва. песок, глина, камни.

Царь:

Вижу, вы природу любите, так и быть одарю вас царским подарком! (передаёт детям корзину с землёй).

Дети благодарят царя и возвращаются в группу. Вместе с Синеглазкой сажают цветы. Каждый выбирает себе горшочек, насыпает в него земли, делают углубление и сажают отросток цветка, поливают, засыпают землёй и снова поливают.

Синеглазка: Спасибо вам ребята, вы мне очень помогли. Теперь хорошо ухаживайте за цветами.(уходит)

Редькина Татьяна Павловна

Воспитатель, МАДОУ "Детский сад №65", Сыктывкар, Республика Коми

Редькина Т.П. Опытно-исследовательская деятельность детей подготовительной группы в процессе НОД (экология) // Совушка. 2017. N3(9)..02.2019).

Заказ № 36491

В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, O.Л Князева).

Реализуя программу «Радуга» (Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др), я столкнулась с противоречием. Одной из задач является задача формирование самостоятельности, целеустремленности у детей, умение ставить перед собой задачу и добиться ее решения. Но задача не связана с исследовательскими методами обучения. Ее реализация основана на репродуктивных, объяснительно-иллюстративных методах обучения. В программе С.Н. Николаевой «Юный эколог» тоже, по моему мнению, не хватает исследовательской деятельности. Большинство рекомендованных занятий построены на основе беседы.

Поэтому в своей работе я активно использую исследовательский метод. Исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Следует подчеркнуть, что именно в дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления, становление познавательных интересов, развитие продуктивной и творческой деятельности, расширение взаимодействия. Экспериментирование является основным видом ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности. И неслучайно в работах многих отечественных педагогов Н.Н. Поддьякова (1995 год), А.П. Усовой, Е.Л. Панько говорится, что именно экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать такие сложные задачи как:

Уметь видеть проблему и ставить вопросы;

Уметь доказывать;

Делать выводы;

Высказывать предположения и строить планы по их проверке.

Именно исследовательский метод является одним из основных методов, который помогает дошкольнику решить выше обозначенные задачи. Ведь экспериментирование включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. То есть детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников и наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы.

Поэтому я разработала систему опытно-экспериментальной деятельности на занятиях экологии.

Система опытно-экспериментальной деятельности на занятиях экологии. подготовительная группа

Тема

Тема деятельности

Цель деятельности

Описание

«Планета Земля в опасности»

«Глобус своими руками»

Создать с детьми глобус для работы с ним в течение года.

Моделирование планеты (папье-маше), с частями суши, рельефом. Описание в методике работы с детьми (2,с. 10)

«Обитатели нашего уголка природы».

«Растения пьют»

Показать детям жизнедеятельность растений (потребление воды).

В стаканчик с подкрашенной водой ставится черенок цветущего растения (с белыми цветами, лучше бальзамин - у него быстрое всасывание жидкости). Цветок растения окрасится в цвет красителя воды.

Почему цветок окрасился? (растение «пьет», разносит воду по всем частям)

«Влаголюбивые и засухоустойчи-

вые комнатные растения».

«Влаголюбивые и засухоустойчи-

Показать приспособленность растений к условиям обитания в местах с повышенной и пониженной влажностью; способы накапливания, сбережения влаги и наоборот.

Обломить несколько черенков или отдельных листьев (засухоустойчивых: толстянка, алоэ, влаголюбивых: бальзамин, лист бегонии) и проследить изменения. Влаголюбивые подвянут. Почему? У них широкие листья с тонкой покрывающей кожицей, которые активно испаряют влагу. А засухоустойчивые остались неизменны. Они накапливают воду в стеблях и листьях, листья покрыты толстой кожицей, чтоб снизить испарение влаги, а кактусы редуцировали листья в иглы, чтоб сохранить накопленную в стволе влагу.

«Почему белые медведи не живут в лесу?»

«А белый ли белый медведь? И почему белый медведь не мерзнет»

Показать как прозрачные волоски шерсти образуют белый мех медведя.

Накануне занятия следует провести опыт «Какая поверхность сильнее нагревается: белая или черная?».

Рассмотреть через мультимедийный пректор фото кожи медведя - она черного цвета.

Чтоб лучше нагревалась. Но ведь она под белым мехом, а белый цвет отталкивает солнечные лучи. Рассмотреть фото шерстинок белого медведя - они прозрачные.

Так почему шкура медведя белая? Проследить как меняется цвет силуэта «чернокожего» медведя при накладывании на него несколько слоев прозрачной полиэтиленовой пленки. Медведь стал белым и незаметным на снегу, а прозрачные шерстинки пропускают солнечные лучи к темной коже медведя, и согревают его в лютые морозы.

«Беседа об осени»

«Почему листья осенью желтеют»

Показать детям зависимость выработки хлорофилла растениями от продолжительности светового дня.

Этот опыт надо начинать примерно за неделю. Чтоб на занятии был уже результат. Растение поставить в темный шкаф и выставлять на постоянное место на пару часов, или прикрыть фотопленкой один лист и никуда растение не убирать (это более гуманно к живому объекту). Хлорофилл вырабатывается только на свету. Нет света - лист желтеет (желтый пигмент в растениях есть всегда).

«Знакомство с лягушками и их жизнью в естественных условиях»

«Почему глаза и ноздри лягушки находятся на одном уровне»

Показать приспособленность лягушки находиться в двух средах обитания одновременно.

Предложить детям погрузить резиновые игрушки-лягушки в воду, чтоб на поверхности были только ноздри и глаза. Показать на мультимедийном проекторе фото такой позы лягушки.

Зачем лягушке такая особенность?

Чтоб их кожа не пересыхала на солнце, чтоб их не было видно сухопутным хищникам, а сами лягушки видели все вокруг и могли бы дышать воздухом. Предложить то же проделать с игрушкой зайца, волка…

У каких животных есть такая особенность? (бегемот, крокодил) Почему?

«Как видит лягушка»

Показать особенности зрения лягушек.

Привязать к указке леску к концу лески привязать пластмассовую муху, но детям не показывать, что на конце лески. Махнуть перед детьми указкой с мухой.

Увидели, что было на конце лески? (нет). Посадить «муху» на стол. - Разглядели кто это?

Лягушка видит все наоборот. Движущие предметы хорошо, а неподвижные вообще не видит. Неподвижные предметы она не видит, потому что те не опасны и не съедобны

«Сравнение рыб и лягушек».

«Как видят рыбы»

Показать особенности зрения рыб, приспособленность к среде обитания; зависимость развития разных органов чувств от глубины обитания и степени прозрачности воды.

Небольшими группами сесть вокруг прозрачных емкостей (можно 3-литровые банки), наполненных прозрачной водой. Посмотреть друг на друга, приблизившись близко к емкостям.

Хорошо видно друг друга? (да). Потом посмотреть отодвинувшись на расстоянии.

Хорошо видно друг друга? (плохо)

Так и рыбы видят - они близоруки.

Влить молоко в емкости с водой и посмотреть через мутную воду.

Хорошо видно? (ничего невидно).

Как же рыбы ориентируются в мутной, темной, придонной воде?

Показать на мультимедийном проекторе боковую линию рыб и донных рыб с усиками (сомы, налимы)

«Беседа о кроте»

«Как видит крот»

Показать приспособленность крота к подземному образу жизни.

Рассмотреть на фотографии глаза крота. Глаза есть, но срослись веки. Предложить детям одеть очки с непрозрачной пленкой (превратиться в крота).

Посмотрите друг на друга, хорошо видите? (ничего не видно)

А теперь посмотрите на лампы и поводите рукой перед глазами. Что видите? (тени от руки). Почему крот так видит? (зрение под землей, в полной темноте не нужно).

«Почему мех крота ложится в разных направлениях»

Взять кусочек натурального меха (крот) и просунуть его сквозь трубочку (туннель норы) по росту шерсти и против.

Как легче «кроту» было проходить по туннелю? (по росту шерсти)

Почему у крота шерсть ложится в разных направлениях? (чтоб крот не застревал в норе, мог легко передвигаться как вперед, так и назад).

«Слепые землекопы»

Проект «Слепые землекопы»

Показать разнообразие животных, приспособленных к жизни под землей.

Презентация «Слепые землекопы»

«Что мы знаем о птицах?»

«Как видят птицы»

Показать зависимость расположения глаз от типа питания.

Предложить детям встать, ведь голубь летает высоко. -Где расположены глаза? (по бокам) - Поверните голову вправо, как можно дальше, поводите глазами посмотрите. Запомните, что вы видите. Вот сколько голубь видит правым глазом. А теперь поверните голову влево. Левый глаз оказался на боку. Посмотрите, сколько птица видит левым глазом. Много видит голубь? (все вокруг себя)

А теперь посмотрите на сову. У нее так же расположены глаза? (прямо) Почему у голубя по бокам, а у совы прямо? (голубю надо видеть хищника, дорогу для спасения, а сова нацелена на жертву перед собой). Предложить определить по фотографиям птиц хищных и жертв.(беркут, синица или др, с четко выраженным направлением взгляда). Примечание: у зверей четко выражено направление глаз (кошки - мыши, тигры - антилопы, волки - зайцы).

«Полет листа бумаги»

Показать важность площади опоры о воздух для полета.

Предложить детям взять два листа бумаги, один скомкать в шарик и опустить их одновременно с высоты поднятых рук.

Какой лист упал раньше? (скомканный) - Почему?

Расправленный лист легкий и широкий, опирается о воздух, поэтому может немного планировать. Провести аналогию с расправленным крылом птицы.

«Сохраним елку - красавицу!»»

«Елочки - школьницы»

Показать сколько елок вырубается на праздник.

Для начала провести аналогию с человеческим возрастом. Елочки до 10 лет называются школьницами. Предложить посчитать сколько елочек срубят для семей детей, посещающих группу, две группы, весь детский сад, 3 детских сада поселка? Число огромно и очень поражает детей.

«Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу»

«Маскировка»

Уточнить приспособительные особенности животных.

Моделирование маскировки. Описание в методике работы с детьми (2, с. 64)

«Этажи леса»

Показать, что все животные занимают свою пищевую нишу в лесу. И никто никому не мешает.

Моделирование этажей леса. Описание в методике работы с детьми (2, с. 64)

«Волк и лиса - лесные хищники»

«Чьи ноги быстрее»

Показать, как особенность внешнего вида влияет на способ добычи пищи.

Моделирование при помощи «ног - циркулей». Описание в методике работы с детьми (2 . с. 72) Лучше приготовить на каждого ребенка или комплект на двоих.

Подвижная игра «Поймаем зайца»

Объяснить, почему волки зимой сбиваются в стаи.

Лето - один ребенок «волк» догоняет ребенка «зайца». Зима - этот же ребенок, но с одетой резинкой на уровне икр (моделирование затрудненного бега по снегу) догоняет зайца (заяц гораздо легче волка и не проваливается глубоко в снег, поэтому ноги свободные). Догнать не получается. На помощь позвать еще несколько детей. «Стая» зайца загоняет в кольцо. Вывод: одному волку в лесу не выжить, а стае проще прокормиться.

«Лес в жизни человека»

«Как появился рисунок на поверхности деревянной мебели»

Показать как образуется текстурный рисунок на деревянных поверхностях.

Раскатать два разных по цвету пласта пластилина, наложить друг на друга и закатать в рулет. Стекой, смоченной водой разрезать рулет под разными углами. Целесообразно перед этой работой показать детям прямые срезы деревьев, с четким рисунком годовых колец.

«Заповедные места и памятники природы»

Сюжетная игра «Некультурные туристы»

Показать, как активно исчезают экземпляры флоры и фауны из природы из-за экологической неграмотности людей.

Разложить фотографии цветов и пригласить на «экскурсию» детей - «некультурных туристов», которые «сорвали» всего по одному цветочку. Сколько исчезло и не дало потомство цветов? Такую же игру можно провести и с насекомыми, раковинами и др. объектами природы.

«Кому нужна вода?»

«Капля за каплей»

Показать сколько воды теряется из-за подтекания кранов.

Начать занятие в умывальной, обратив внимание на капающий кран. - Много в капельке воды? Много воды уходит в канализацию из капающего крана?

Предложить поставить емкость под капающий кран и проверить в конце занятия, сколько воды накапало. Можно для убедительности сделать несколько отметок в течение дня.

«Обитатели водоёма»

Фото-загадки «Животное водоема»

Закрепление умений определять по внешнему виду представителей различных экосистем.

Посмотрев на фотографии незнакомых животных определить по внешнему виду и выбрать тех, которые приспособлены к обитанию в воде (выхухоль, утконос, калан, болотная черепаха, тритон и др.все зависит от знаний детей).

«Что живет в воде, что растет в воде»

«Почему завяла валлиснерия»

Показать детям полную зависимость от воды водных растений.

Отщипнуть лист валлиснерии (можно любого водного растения). Она буквально на глазах начинает вянуть.

«Почему ива плачет»

Показать детям гуттацию (от лат. gutta — капля, выделение листьями растений капельножидкой воды) ивы

В емкость с водой положить шерстяные мокрые и отжатые нитки «стебли ивы», так чтоб нитки свисали из емкости. Через несколько секунд с них начинает капать вода.

Ива - одно из немногих древесных растений, способных к гуттации, Происходит, когда корнями поглощается воды больше, чем испаряется листьями.

Праздник «Земля, с днём рождения тебя!»

В рамках праздника проведение различных акций: «Вторая жизнь бутылки»; «Чистый двор»; «Чистая группа» и др.

«Зелёная служба Айболита - весенний уход за комнатными растениями»

Показать способы размножения растений, виды корневой системы.

Посадка и пересадка комнатных растений.

Литература:

  1. Николаева С.Н. Программа экологического воспитания дошкольников «Юный эколог»
  2. Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. М.: Новая школа, 1995.
  3. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. М.: Сфера, 2005.


Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Удивительный воздух и его свойства»
Цель: Формирование представлений детей о воздухе и его свойствах.
Задачи:
В области «Познавательное развитие»: закреплять и уточнять знания детей о свойствах воздуха (воздух заполняет все пустое пространство, имеет вес, бесцветен, без запаха, давит на поверхности, с которыми соприкасается, расширяется и сжимается, является проводником звука);
учить детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, зрительное и слуховое восприятие;
В области «Социально-коммуникативное развитие»:
закреплять умение работать в коллективе, соблюдать правила безопасности во время опытов, воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
В области «Речевое развитие»: способствовать обогащению активного словаря, развивать связную речь, развивать умение отвечать полными предложениями, вести беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.В области «Физическое развитие»: повысить работоспособность детей, предупреждение переутомляемости детей, активизировать дыхание и кровообращение.
Предварительная работа: проведение элементарных опытов, определяющих свойства воздуха, просмотр видеофильма о загрязнении воздуха.
Словарная работа: лаборатория, газ, кислород.
Материал:
Раздаточный: маленькие пакетики сока на каждого ребенка, теннисные шарики, бутылочки, вырезанная из бумаги спираль фартуки на каждого.
Демонстрационный: таз, теплая вода, свеча, спираль из бумаги, воздушные шары, презентация.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята сегодня к нам на занятие пришли гости давайте поздороваемся. А сейчас встанем в круг и улыбнемся друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, ласковы и здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть и доброту этого дня. А выдохните через носик без обид и огорчения.
Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный, ой, а что это случилось с синим шариком? Он какой- то стал грустный, маленький (ответы детей). А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?
Дети: Надо его посильнее надуть.
Воспитатель: Правда? Сейчас я его надую (надуваю). Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория. В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе. Давайте отправимся в нее проводить опыты (дети садятся за стол).
Слайд1
Воспитатель: Ребята, нам в этом поможет профессор Всезнай Академьевич.
Всезнай:(голос) Здравствуйте ребята! Знаю, знаю, наслышан о вашей маленькой лаборатории, где вы проводите много опытов. И сегодня вместе с вами мы узнаем много интересного об удивительных свойствах воздуха. Я подготовил вам несколько занимательных опытов, надеюсь, вы с ними справитесь. Ну что ж, давайте разбираться. Будете моими помощниками –лаборантами?
Воспитатель: И так ребята, готовы к работе? Давайте вспомним о некоторых свойствах воздуха, которые вы знаете. Для чего нужен воздух? Через какой орган люди дышат? (слайд 2)
На экране появляются картинки- символы про свойства воздуха. Дети перечисляют.
Воздух невидим, бесцветный, не имеет запаха и вкуса.
Воспитатель: Молодцы ребята! У этого вещества очень много удивительных свойств, кроме тех, что вы вспомнили. Давайте проведем первый опыт.
Опыт №1
Воспитатель: Для опыта возьмите пакетики сока с дырочкой для трубочки. Выпейте через трубочку сок, продолжайте тянуть через нее воздух. Посмотрите, что произойдет: когда часть воздуха уйдет из пакетика, наружный воздух сдавит его стенки. Выньте соломинку, стенки снова разойдутся, потому что воздух вошел в пакетик и распрямил его. Посмотрите, что произойдет с пакетиком, если вдуть в него еще больше воздуха. Вывод: воздух давит на все поверхности, с которыми он соприкасается.
Опыт №2
Воспитатель: Возьмите по шарику для пинг –понга и сделайте в нем вмятину. Теперь давайте бросим все ваши шарики в тазик с горячей водой. Посмотрите ребята, что случилось с шариками? (ответ детей) Правильно вмятина на шарике выпрямилась. Ребята, а как вы думаете почему? (ответы детей)
Ребята, вода нагрела воздух внутри шарика, воздух расширился и выправил вмятину. И так ребята сделаем вывод: воздух при нагревании расширяется и стремится занять больше места.
Ребята, а давайте вместе изобразим те предметы, которые связаны с воздухом. Встаньте возле стульчиков и разомнемся.
Физкультминутка: (на экране слайд 3 с картинками предметов и элементами упражнений)
1.Насос – о.с. руки опущены, сжаты в кулаки, сделать глубокий вдох, поднять руки до уровня подбородка, выдох наклониться вперед, руки опустить.
2.Шарик - пальцы рук собрать в щепотку, руки соединить. Вдох, выдох на пальцы рук «надуваем шарик».
3.Аэроплан - руки в сторону, как крылья и «полетели».
4. Мячики – руки на пояс, попрыгали как мячики.
Воспитатель: Молодцы ребята, отдохнули, а теперь давайте продолжим наши исследования.
Слайд 4. Ребята, а как вы думаете, как летает большой воздушный шар, с помощью чего он двигается? (предположения детей).
На этот вопрос нам поможет ответить следующий опыт.
Опыт №3
Воспитатель: У вас на столе лежат бумажные спиральки. Подвесьте их за ниточку. Что с ним происходит? Посмотрите, на мою спираль (зажигаю свечу и держу спираль над свечой, спираль вертится) Почему моя спираль вертится, а ваши нет? (дети, воздух становится теплым). Поднимающий теплый воздух заставляет спиральку вертеться, потому что горячий воздух легче холодного и поднимается вверх.
Делаем вывод: горячий воздух более легкий, чем холодный, поэтому он поднимается вверх. Вот так и летит воздушный шар.
Воспитатель: Ребята, а еще воздух умеет распространять звуки. Посмотрите на экран что это? (на экране слайд 5 с картинками музыкальных инструментов)
Как вы думаете, с помощью чего звучат духовые музыкальные инструменты? (ответ детей, воздух)
Правильно с помощью воздуха, как это происходит, сейчас узнаем.
Опыт №4
Подуйте над горлышком пустой бутылки. Слышите звук? Звуки распространяются благодаря колебанию воздуха. Когда вы дуете над горлышком, воздух колеблется, дрожит и получается звук. А сейчас налейте в бутылки разное количество воды. Подуйте в них и обратите внимание, меняется ли звук? (ответ детей)
Ребята, чем больше воды будет в бутылке, тем меньше воздуха в ней останется. Меньшее количество воздуха дрожит быстрее, поэтому получается более высокий звук.
Слайд 6
Всезнай: Дорогие ребята, воздух – это среда обитания живых существ. Воздухом дышит человек, растения, животные Человек вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. Но откуда же берется кислород? Кто же нас выручает и не позволяет задыхаться, где нам легче дышится? (ответ детей: растения, легче нам дышится там, где много растений, в лесу, в парке и т.д.)
Правильно, растения - это легкие земли, питаясь, они насыщают воздух кислородом. Ребята и взрослые, давайте с вами беречь планету, другой такой на свете нету!
Вы молодцы, справились со всеми экспериментами и узнали много нового об удивительных свойствах воздуха. Желаю вам новых, интересных открытий! До свидания!
Итог занятия:
Воспитатель: Ребята, работа в нашей лаборатории подошла к концу, подойдите все ко мне, встаньте в круг. У меня в руках воздушный шарик, давайте, передавая его друг другу, расскажем, что нового мы сегодня узнали о воздухе и кому что понравилось.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №1 «Березка»
г.о.Красноармейск Московской обл.
Конспект открытого занятия
по познавательно-исследовательской деятельности
в подготовительной группе
Тема «Удивительный воздух и его свойства»
Воспитатель: Булгарян А.Г.
2016г.


Приложенные файлы