Занятия по естествознанию во 2 младшей группе. Конспект занятия по естествознанию в первой младшей группе «Уход за растениями. на тему: "Мы идем гулять"

Министерство образования и науки Республики Казахстан

средняя школа №2

М/Ц «Айголек»

по Естествознанию

Тема: «Мы идем гулять»

Воспитатель Зорина А.Л

г. Щучинск 2017год

Конспект открытого занятия

В 1 младшей группе

на тему: "Мы идем гулять"

Программное содержание:

Цели:

Обучающая: Умение выполнять действия с предметами

Развивающая: д

Воспитывающая:

Оборудование: Комплект верхней одежды для девочки (штаны, куртка, шапка, шарф, варежки, валенки), картинки с изображением верхней одежды

Ход занятия:

Сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздоровайтесь с гостями.

Молодцы! Здороваться нужно всегда. Это говорит о том, что вы воспитанные

(ответыдетей). Правильно гуляем. Летом мы гуляем каждый день. А ответьте

мне на вопрос какое сейчас время года? (ответы детей). Правильно время года

зима. А зимой мы каждый день гуляем?

У нас не всегда получается гулять из за погоды. Ребята а какая погода зимой

(ответы детей).

Ребята чтобы ходить зимой на прогулку нужно тепло одеваться. А что мы

одеваем на прогулку? Демонстрирую комплект одежды на девочку,

рассматриваем одежду выделяя характерные особенности.

Стук в дверь

Входит Вика

Ребята я собираюсь на улицу вы поможете мне одеться на прогулку?

Вика конечно мы тебе с ребятами поможем.

Совместно с детьми одеваем Вику. Обращаю внимание на порядок одевания

одежды (снизу вверх) используя билингвальный компонент

— Ребята спасибо вам большое за то что помогли мне одеться мне пора на

прогулку. (Прощается с детьми и уходит)

Музыкальная Физ-минутка «Лепим снеговика»

Подведение итогов

01.02.2017

Ұйымдастырылған оқу іс-әрекетініӊ Технологическая карта

технолагиялық картасы организованной учебной деятельности

Білім беру салалары/Образовательные области: Познание

Бөлімдері/Раздел: Естествознание

Тақырыбы/Тема: Мы идем гулять

Мақсаты/Цели: Обучающая: Умение выполнять действия с предметами

Развивающая: Развивать умение различать противоположные д действия (одеться-раздеться, расстегнуть-застегнуть)

Воспитывающая: Воспитывать у детей аккуратность, опрятность.

Қос г компонент/Билингвальныйкомпонент: Шапка-бөрік, шарф-шарф, варежки- қолғап.

Іс-әрекет кезені

Этапы деятельности

Тәрбиешініӊ әрекеттері

Действия воспитателя

Балалардыӊ әрекеттері

Действия детей

І этап

Себептік әрекетті ояту

Мотивационно-побудительный

Ребята мы с вами ходим в садик. А что мы в садике делаем?

Правильно гуляем. Летом мы гуляем каждый день.

А ответьте мне на вопрос какое сейчас время года?

Правильно время года зима. А зимой мы каждый день гуляем?

У нас не всегда получается гулять из за погоды.

Ребята а какая погода зимой?

Дети отвечают на поставленный вопрос

Кушаем, играем, спим, рисуем, гуляем

Время года зима

Зимой мы гуляем не всегда

Холодно, мороз, идет снег.

ІІ этап

Ұйымдастырылған ізденіс

Организационно-поисковый

Чтобы ходить зимой на прогулку нужно тепло одеваться. А что мы одеваем на прогулку?

Стук в дверь

Входит Вика

Мы с ребятами собираемся на прогулку вы мне не поможете одеться?

Ребята поможем Вике одеться?

Обращаю внимание на порядок одевания

одежды (снизу вверх) используя билингвальный компонент.

Вика благодарит за помощь и уходит

Отвечают на вопросы

Шапка, шарф, перчатки

Дети проявляют интерес

Соглашаются помочь

Смотрят и повторяют слова

Прощаются с Викой

ІІІ этап

Рефлекстік түзетуші

Рефлекторно-корригирующий

Подведение итогов.

Ребята давайте еще раз вспомним какое сейчас время года?

А как мы с вами должны одеваться на прогулку зимой?

Хвалю детей

Время года зима

Одеваться тепла

Күтілетін нәтиже/Ожидаемый результат:

Білу/Знать: Названия зимней одежды (Шапка, шарф, валенки и т.д)

Бар болу/Иметь: Представление о классификации одежды (Зимняя, летняя)

Істеу алу/ Уметь: Выполнять действия с предметами (одевать, раздевать)

Самоанализ занятия по естествознанию для 1 младшей группы.

Тема: «Мы идем гулять».

Программное содержание соответствует уровню подготовки детей 1 младшей группы.

Обучающая: Умение выполнять действия с предметами

Развивающая: Развивать умение различать противоположные д действия (одеться-раздеться, расстегнуть-застегнуть)

Воспитывающая: Воспитывать у детей аккуратность, опрятность.

Мною было заранее подобрано оборудование а именно комплект верхней одежды для девочки (штаны, куртка, шапка, шарф, варежки, валенки), картинки с изображением верхней одежды. В ходе занятия дети показали, то что они знают названия деталей одежды, называют и различают из.

Было видно, что дети проявляют живой интерес и желание помочь кому либо. Я считаю, что занятие цели достигло.

Дети были активны, внимательны, доброжелательны. Рефлексия прошла отлично, так как дети быстро отвечали на поставленные вопросы.

Алеся Артюхова
Естествознание 2 младшая группа «Мой край»

йымдасан оу ызметіні технологиялы артасы

Технологическая карта организованной учебной деятельности

Оу облыстары – Образовательные области : Познание

Блемдер - Разделы : Естествознание

Таырып – Тема : «Мой край »

Масаты – Цель : формирование понятия о животных родного края, развивать представления о животных и деревьях. Воспитывать интерес к окружающему миру.

Полиязичае : жануарлар – животные - animals, кірпі – ёжик - hedgehog.

Дидактиалы материал – Дидактический материал : - демонстрационный- два ежика; медведь; заяц; лиса; макеты деревьев (рябина, клен, береза, елка, кустарник) .

Раздаточный материал - листья разных деревьев (рябина, клен, береза) по количеству детей.

Іс-рікет кезендері

Этапы деятельности Трбиешіні іс-рекеті

Действия воспитателя Балаларды іс-рекеті

Действия детей

Мотивациялы-лептік

Мотивационно-побудительный Побуждение детей к процессу деятельности.

(Слышен какой-то шорох и фырчанье) .

Ребята, вы слышите какой-то звук? Кто-то спрятался у нас в группе ! Интересно, кто к нам пришел?

Давайте, посмотрим. Ой, он весь в иголках. Кто это?

Выходи, ежик, ребята тебя узнали. Включаются в процесс познания.

Прислушиваются.

Дети заинтересованы.

Смотрят по сторонам и подходим к уголку природы.

Проблемалы-ізденістік

Проблемно-поисковый Организация процесса познания.

Ежик : Здравствуйте ребята! Я пришел к вам из леса, живу я в норке под кустом. А вы где живете?

Мы живем в очень красивом городе, который называется Костанай. Он расположен на берегу большой реки Тобол. Вокруг окружают его поля и леса. Ежик, послушай стихотворение, про наш город :

Велик, прекрасен город наш

Над вольною рекой

И самый лучший он для нас,

Родной и дорогой.

Создание ситуации вызывающий неподдельный интерес.

Ежик, что ты такой грустный?

Ежик : Я вышел из норки, хотел посмотреть большой лес и потерялся.

Ежик, не грусти, мы с ребятами тебе поможем вернуться домой к твоей маме. Ребята, на чем можно поехать в лес?

Мы поедем на автобусе.

Ребята, вот мы и приехали.

В лесу нужно вести себя тихо, громко не разговаривать, потому что можно напугать птиц и зверей, живущих в лесу. Посмотрите, как много здесь интересного, загадочного. Ах, какая красивая полянка!

Что вы видите на полянке?

Кто живет в лесу?

Каких животных, вы, знаете?

Послушайте, о ком я говорю :

1. Великан в бору живет

Он сладкоежка- любит мед.

Когда испортится погода,

Ложится спать- да на полгода.

2. Это, что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной?

И стоит среди травы -

Уши больше головы.

3. Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет.

4. Под соснами, под елками стоит мешок с иголками.

Молодцы, ребята, отгадали загадки. Сейчас мы немного отдохнем.

Физминутка «Как у наших у зверят» :

Ребята, посмотрите, в лесу растет много деревьев и кустарников. Скажите, а деревья выше кустарников.

А какие деревья вы знаете?

Ежик : Ребята, давайте поиграем в игру.

Игра :

Ежик : - Ребята, мне было с вами интересно, больше я не буду уходить так далеко от дома и обязательно приду к вам в гости вместе с мамой . Вы нас будете ждать?

Ребята, чтобы вы хотели пожелать ежику?

А, нам пора возвращаться в детский сад. Автобус нас уже ждет. Включаются в процесс познания.

Дети здороваются.

Ответы детей.

Внимательно слушают воспитателя.

Вместе с ёжиком слушают стихотворение.

Слушают ёжика.

С радостью соглашаются помочь ёжику.

Ответы детей.

Дети садятся на стульчики и звучит музыка.

Дети вышли из автобуса.

Внимательно слушают воспитателя.

Ответы детей.

Медведь.

Выполняют физминутку.

Ответы детей.

Ответы детей.

С радостью соглашаются.

Играют в игру.

Ответы детей.

Дети садятся в автобус и уезжают.

Рефлексивті-баалау

Рефлексивно-оценочный Рефлексия :

Где мы были?

Какие звери живут в лесу?

Как мы помогли ежику?

Понравилось ли вам занятие? Что понравилось больше всего?

Похвала и поощрение детей.

Отвечают на поставленные вопросы.

Радуются.

Ктімді нтиже – Ожидаемый результат :

ндіру – Воспроизводить : знакомятся с животными родного края.

Тсіну – Понимать : и иметь представления о животных и деревьях родного края.

олдану – Применять : играют в игру «Такой листок - лети ко мне!» .

Физминутка :

«Как у наших у зверят»

Как у наших у зверят (Хлопки в ладоши)

Лапки весело стучат :

Топ-топ-топ, топ-топ-топ. (Топтание ногами)

А устали ножки,

Хлопают ладошки :

Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп. (Хлопки в ладоши)

А потом вприсядочку (Приседание)

Пляшут звери рядышком. (Прыжки на месте )

А как пустятся бежать- (Бег на месте )

Никому их не догнать.

Игра : «Такой листок - лети ко мне!»

Дети стоят полукругом возле воспитателя. Обращаясь к ним, педагог говорит : - А сейчас мы поиграем. У меня в руках листья от разных деревьев. (Показывает.) Повторим их названия. Я раздам вам всем по листику. И у себя оставлю несколько штук. Когда я покажу листик и скажу : - вы побежите ко мне. Будьте внимательны! Старайтесь не ошибаться. Отойдя в сторону, дает сигнал : «У кого такой же лист, лети ко мне!» Воспитатель следит за тем, чтобы дети бежали только после сигнала. Хвалит тех, кто этого правила не нарушает.

Публикации по теме:

«Я и мой папа». Развлечение с родителями к празднику день защитника Отечества (первая младшая группа) "Я и мой папа" Развлечение с родителями к 23 февраля. 1 младшая группа. Ведущий: Праздник есть у нас один. Этот праздник – день мужчин,.

Здравствуйте, коллеги! В нашей группе прошла тематическая неделя по правилам дорожного движения на тему: "Мой друг - Светофор!" Девиз тематической.

Цель: воспитание у детей I младшей группы нравственно-патриотических чувств. Задачи: формировать начальные представления о своей малой Родине.

Беседа «Мой дом» (младшая группа) Цель: учить детей называть свой домашний адрес. Закрепить знания о разных видах домов. Предварительная работа: рассматривание картинок и.

Конспект знакомство и формирование представления об окружающем мире в процессе образовательной деятельности. «Люблю тебя - мой край родной».

Анна Дробот
Самоанализ занятия по естествознанию во второй младшей группе «Наши пернатые друзья»

Самоанализ занятия

Воспитатель Дробот А. А.

Образовательная область «Познание»

Раздел «Естествознание »

Тема «Наши пернатые друзья »

Дата 09.12.2016

Задачи : Формировать знания о зимующих птицах,учить детей отличать птиц от животных путем сравнения, уточнить, какую пользу для человека приносят птицы, обучать умению отгадывать загадки.

Развивать интерес к природе, к жизни птиц, пополнять и активизировать словарь детей (зимующие, кормушка, развивать умение сравнивать, развивать мышление, внимание, память.

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к птицам, сострадание, сопереживание.

Раздел «Естествознание » области «Познание» является нововведением с 2016-2017 учебного года.

Целью раздела «Естествознание » для второй младшей группы является : формирование знаний о явлениях живой и неживой природы, воспитание интереса к явлениям природы, любви и бережного отношения к растениям и животным.

Одной из задач изучения раздела является воспитание внимательного отношения к обитателям уголка природы, зимующим (воробьи, галки, вороны, голуби) и перелетным птицам (грачи, скворцы) .

Тема занятия соответствует типовому учебному и календарно-тематическому плану. Я решила, что эта тема будет интересна детям, так как мы ежедневно встречаемся с разнообразными птицами и, порой, не обращаем на них внимание. Хочется, чтобы дети больше узнали о них, о трудностях, с которыми они сталкиваются. Наша группа разновозрастная (3-4,9, и эта тема актуальна для детей любого возраста.

Мною была проведена предварительная работа : наблюдения на прогулках за птицами, их поведением; рассматривание альбома «Птицы» ; беседы о птицах.

Во время занятия использовались наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в образовательном пространстве.

Для усиления эмоционального восприятия в мотивационно -побудительном этапе была использована аудиозапись «Голоса птиц» .

Для успешной реализации поставленных задач я использовала инновационные педагогические технологии : здоровьесберегающую (подвижная игра-физминутка «Птички» , игровую (дидактическая игра «Посади птицу на дерево» ) и проблемно-поисковую («Почему Котенок не может летать?» «Как мы можем помочь птицам зимой, когда очень голодно?» ).

Для достижения успеха при решении поставленных задач мною были подобраны методы и приемы в интересной, занимательной форме :

Наглядный метод (показ иллюстраций с изображением птиц, плаката «Строение птиц» )

Словесный метод (вопросы детям, пояснения, загадки)

Практический метод (дидактическая игра, подвижная игра –физминутка, заполнение кормушки зерном)

Методами повышения эмоциональной активности являются :

Сюрпризный момент (появление Котенка)

Игровая ситуация («Найди ошибку» )

Воспитательные задачи были решены через постановку проблемной ситуации, методом объяснения.

Специфика работы с детьми отражалась в личностно - ориентированном подходе. На протяжении всей деятельности детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.

Анализируя проведенную организованную образовательную деятельность можно сказать, что она построена логично, а этапы взаимосвязаны. С поставленными задачами в целом мы справились.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы «Наши пернатые друзья» Программные задачи: 1)Образовательные: - активизировать словарный запас, упражнять в подборе определений; - совершенствовать лексико –.

Конструкт занятия «Наши пернатые друзья» по программе «Сообщество» и технологии «Паутинка» Организация совместной непосредственно образовательной.

«Наши друзья-животные». ОД по познавательному развитию во второй младшей группе Наши друзья животные. Цель: закрепление знаний детей младшего дошкольного возраста о диких и домашних животных о месте их проживания; формирование.

Открытое мероприятие для учащихся коррекционной школы «Наши пернатые друзья» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат ст-цы Николаевской.

Партнерская деятельность педагога с детьми по познавательному развитию «Наши пернатые друзья» Партнерская деятельность педагога с детьми старшего дошкольного возраста «Наши пернатые друзья» Тема: «Наши пернатые друзья». Цель: стимулировать.

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Вид деятельности: образовательная

Возрастная группа: вторая младшая

Тема: «В гости к бабушке».

Цель :расширять представления детей о домашних животных(живут рядом с человеком, приносят ему пользу, человек о них заботится). Продолжать знакомить с домашними животными и их детёнышами, особенностями их поведения и питания. Называть домашних животных и их детёнышей, обогащать словарь детей. Продолжать учить детей отгадывать загадки.

Программное содержание

Образовательные задачи: продолжать обогащать словарный запас, развивать звуковую культуру речи. Учить отличать детенышей от взрослых животных, выделяя некоторые характерные признаки внешнего вида.

Развивающие: развивать слуховое восприятие, внимание, речь, умение отвечать на вопросы, учить отгадывать загадки, развивать умение согласовывать движения со словами, развивать связную речь детей.Различать голоса животных.

Воспитательные: воспитывать интерес к занятию, воспитывать у детей добрые отношения к животным, проявлять желания заботиться о них, воспитывать эмоциональную отзывчивость и желание общаться.

Предварительная работа: беседы о животных, игры с игрушечными животными, чтение потешек: «Кисонька – Мурысонька ». Рассматривание картин из серии «Домашние животные». Игра-лото «Домашние животные и их детёныши»

Словарная работа: обогащать словарный запас детей,правильно называть детенышей домашних животных (теленок, жеребенок, котенок, щенок, цыплёнок, козлёнок, поросёнок).

Материалы и оборудование: наголовники: курицы и цыплят по кол-во детей; мультимедийное оборудование, презентация; набор грушек-домашние животные (корова, кошка, собака, лошадь и их детёныши) ; разрезные картинки : лошадь – телега, курица – яйцо, кошка – мышка, коза – пух, молоко, собака – дом.

Ход деятельности:

Воспитатель сообщает детям, что в группу пришло письмо, открывает и читает.

Пишет бабушка и приглашает их в гости.

Ребята, отправимся в гости к бабушке?

А какой пассажирский транспорт вы знаете? (Ответы детей.)

А на каком транспорте вы хотели бы поехать? (Ответы детей.)

Но так как нас много я вам предлагаю поехать на автобусе.

Дети строятся за воспитателем и едут под музыку.

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке.

Шагают наши ножки,

Шагают наши ножки.

Через лужу – прыг. Через ямку – скок. Шли мы шли, в гости пришли. А вот и домик. Давайте, ребята, постучим.

Тук, тук, тук, кто здесь живёт?

Кто нам двери отопрёт?

Открывается окошко и выглядывает бабушка:

Здравствуйте, детишки,

Девчонки и мальчишки.

Рада видеть всех сейчас,

Ведь давно ждала я вас.

Я - бабушка Арина.

Ой, ребятушки беда у меня случилась, все мои животные разбежались.

Воспитатель спрашивает детей, как можно помочь бабушке. Выслушивает ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а может эти животные пришли к нам в группу? У нас в группе есть много животных, но бабушке нужны не все. Давайте спросим у бабушки, какие животные ей нужны.

Бабушка: Мне нужны животные которые живут рядом с человеком.

Воспитатель: Бабушка, нужен ли тебе волк? Бабушка пугается.

Ребята, как называются животные, которые живут рядом с человеком? (Домашние животные).

- Рядом с человеком живут домашние животные, они не могут построить себе дом, вырыть нору, берлогу, они не приспособлены жить в лесу. За ними надо ухаживать, строить им жильё, кормить, убирать.

Бабушка, а какие именно домашние животные тебе нужны.

А я вам загадки загадаю, а вы разгадаете. Все дети любят отгадывать загадки, а вы? (Ответы детей.)

Тогда отгадайте мои загадки.При каждой отгадке воспитатель достаёт из коробки игрушку домашнего животного.

1. Хвост крючком, нос пяточком (поросёнок).

2. Беленькие перышки,

Красный гребешок,

Кто это на колышке?

Петя – (петушок).

3 .Голодна – мычит,

Сыта – жуёт.

Маленьким ребяткам

Молока даёт (корова).

4. Идёт – бредёт, головой трясёт.

Травки просит: «ме-ме-ме»

Дайте вкусной травки мне! (Коза).

5 .Мягкие лапки, на лапах царапки,

Ходит неслышно, ловит мышек. (Кошка).

6. Быстрее ветра я скачу,
""Цок-цок,"" – копытами стучу,
Я громко ""иго-го"" кричу,
Садись на спину – прокачу!(Лошадка).

7. Вот вам ещё загадка.

Квохчет, квохчет,

Детей созывает,

Всех под крыло собирает.

Кто это? (Курица).

Воспитатель показывает игрушки: курицу с цыплятами.

Кого вы видите? (Курицу и цыплят).

Как зовут маму цыплят?

Как зовут деток курицы?

А теперь мы с вами поиграем. Я буду курочкой, а вы цыплятами. Вы мои детки и должны меня слушаться.

Физминутка «Вышла курочка-хохлатка»

Вышла курочка-хохлатка

С нею жёлтые цыплятки.

Квохчет курочка: ко-ко,

Не ходите далеко,

Лапками гребите,

Зернышки ищите.

Съели толстого жука,

Дождевого червяка,

Выпили водицы

Полное корытце.

Бабушка: Слушайте следующую загадку.

8.В будке живет,

Кости грызет.

Лает и кусается –

Как называется? (Собака).

Воспитатель: Ой, а собаки у нас нет, где же она? Из домика выбегает собака и гавкает.

Оказывается собака не убежала, она дом охраняла. Воспитатель подносит собачку детям, дети её гладят.

Бабушка: Ах какие молодцы, загадки отгадали! О ком были загадки?

(О кошке, корове, поросёнке и т.д.) Как можно их назвать одним словом? (Ответы детей.)

Бабушка принимает животных, благодарит детей за помощь.

Воспитатель: Ну, что ребята бабушке мы помогли, животных всех нашли, давайте попрощаемся с бабушкой. Дети прощаются с бабушкой.

Воспитатель: А обратно мы поедем на лошадке. Дети строятся за воспитателем и под музыку «едут» обратно.

Воспитатель: Ребята, домашних животных вы уже хорошо знаете, а какую пользу они приносят человеку?

Дидактическая игра:

Корова – молоко

Курочка – яйцо

Коза – пух, молоко

Собака – дом сторожит

Лошадь – телегу везёт

Кошка – мышей ловит.

Слайд № 1 – 7.

У кошки - котёнок
У петуха и курицы - цыплёнок
У коровы - телёнок
У лошади - жеребёнок

У собаки – щенок

У козы - козлёнок

Чьи рога? -Рога козы. Чья грива? –Грива лошади.Чей хвост? – Хвост кота. Чей нос? – Нос свиньи. Чьи лапы? – Лапы курицы.

Мяукает (кто?) - кошка
Ржет –
Хрюкает -
Мычит –
Лает -
Блеет –

Гавкает -

Воспитатель: Молодцы ребята, вы всё отгадали правильно. А давайте завтра мы опять поедем к бабушке в гости, и сделаем из строительного материала заборчик для животных, чтобы они больше у бабушки не разбегались.

Дидактическая игра: «Назови детеныша?» Слайд № 1 – 7.

У каждого домашнего животного есть детеныш. Вы должны рассказать, у кого какой детеныш.

Дидактическая игра:«Чей, чья, чьи?» Слайд № 8 – 12.

Воспитатель: Ребята! Вы знаете различных домашних животных. Отгадайте, части тела этих животных. Воспитатель показывает части тела животных, а дети отгадывают.

Чьи рога? - Рога козы. Чья грива? – Грива лошади. Чей хвост? – Хвост кота. Чей нос? – Нос свиньи. Чьи лапы? – Лапы курицы.

Дидактическая игра: «Какую пользу приносят домашние животные»:

Детям предлагаются картинки с изображением домашнего животного, и даётся задание подобрать картинку с изображением пользы, которую животные приносят человеку, рассказать о своём выборе.

Корова – молоко

Курочка – яйцо

Коза – пух, молоко

Собака – дом сторожит

Лошадь – телегу везёт

Кошка – мышей ловит.

Пальчиковая гимнастика настырные мышки

Мяукает (кто?) - кошка

Воспитатель: Молодцы ребята, вы всё отгадали правильно. А давайте завтра мы опять поедем к бабушке в гости, и сделаем из строительного материала заборчик для животных, чтобы они больше у бабушки не разбегались.