Виды транспорта, конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. Конспект занятие на тему "транспорт" старшая группа Конспект занятия на тему транспорт в доу

Серия конспектов подгрупповых логопедических занятий по теме "Транспорт" предназначена для детей с общим недоразвитием речи (ОНР-3) 5-7 лет. К ним прилагается мультимедийное сопровождение, которое можно демонстрировать дошкольникам как на экране, так и на интерактивной доске. Этот материал помогает педагогу сделать занятие доступным и интереным для каждого ребенка, даже с особенностями в развитии. Для проведения занятий продуман раздаточный материал, а также примерное домашнее задание для закрепления знаний дома.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ ДС № 11 г. Смоленска

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11 г. Смоленска

КОНСПЕКТЫ

для проведения подгрупповых логопедических занятий с использованием ИКТ с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР - 3) 5 – 7 лет

Тема: «Транспорт»

Учитель-логопед

I квалификационной категории

Сивенкова Марина Юрьевна

Смоленск, 2014

Конспект подгруппового логопедического занятия № 1 для детей с ОНР-3 (5 -7 лет)

Тема: «Транспорт»

Цель : развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Транспорт» у дошкольников с ОНР 5 -7 лет.

Задачи :

1) коррекционно – образовательные: расширить знания детей о транспорте, изучить понятия: «наземный», «водный», «воздушный» вид транспорта, закрепить форму Т.п. существительных, вспомнить профессии людей, которые управляют различными видами транспорта, практически накопить словарь по данной теме.

2) коррекционно – развивающие: развитие слухового восприятия, зрительного восприятия, внимания, логического мышления, мелкой моторики, памяти.

3) коррекционно – воспитательная

Оборудование : предметные картинки с изображением различных видов транспорта, светофора; символы светофора на картоне (зеленый, желтый, красный), раздаточные карточки с точечным изображением машины, мультимедийное сопровождение (две презентации с картинным материалом и игра на развитие памяти и внимания).

План занятия :

I. Организационный момент

II. Сообщение темы занятия

Называние детьми различных видов транспорта;

Игра «Кто чем управляет?»

Игра «Выбери нужное слово»

IV. Физкультминутка

  • игра «Закончи предложение»
  • игра «Запомни предметы»
  • развитие мелкой моторики

VI. Итог занятия

Ход занятия

I. Организационный момент

Логопед: «Ребята, я вам покажу картинку, а вы посмотрите и назовете одним словом, что на ней изображено» (през. 1 ).

II. Сообщение темы занятия

Логопед: «Давайте посмотрим на картинки. Что на них изображено? Перечислим (машина, самолет, грузовик…). Машина ездит по земле, значит это наземный вид транспорта. Что изображено на следующей картинке (самолет)? Самолет летает по небу – это воздушный вид транспорта. На третьей картинке что изображено (корабль)? Корабль плавает по воде – это водный вид транспорта» (используются предметные картинки, которые выставляются на доску).

Аналогично рассматривается и называется вид транспорта по картинкам с изображением «вертолета», «грузовика», «лодки», «поезда».

Логопед: «Значит машина, поезд, грузовик – это наземный вид транспорта. Его мы поставим на верхнюю полоску. Лодка – это водный вид транспорта. Ее мы поставим на вторую полоску, а самолет, вертолет – воздушный транспорт, его мы поставим на третью полоску.

Вы уже поставили свои картинки, а я еще нет, но прежде, чем увидеть их, вы должны отгадать загадки.

Дом по улице идет,

На работу всех везет

Не на курьих ножках –

В резиновых сапожках.

(автобус)

На какую полоску мы его поставим (на первую)? А почему (это наземный транспорт)?»

Ходит город-великан на работу в океан.

(корабль)

Это конь не ест овса,

Вместо ног - два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем.

(велосипед)

III. Изучение нового материала

Логопед: «Теперь посмотрите на экран (изображен автобус (през. 1 )) и скажите, этот транспорт летает, ездит или плавает (ездит)? Значит, какой это вид транспорта (наземный). Почему (потому что он ездит по земле)?»

Логопед: «А теперь давайте поиграем в игру «Кто чем управляет?». Я буду называть вид транспорта, а вы мне скажете, кто им управляет. Автобус. Кто им управляет (водитель)?» (през. 2 )

Аналогично вспоминаются другие профессии людей, работающих на транспорте.

Логопед: «Профессия водителя очень трудна. Надо постоянно следить за дорогой, знаками – это очень сложно. Машин на наших улицах много и мы с вами должны быть внимательными и соблюдать правила дорожного движения.

Чтоб тебе помочь

Путь пройти опасный

Горит и день, и ночь –

Зеленый, желтый, красный.

Что помогает нам перейти дорогу (светофор)? На какой сигнал светофора мы можем переходить дорогу? А на какой сигнал нельзя?» Предъявляется предметная картинка с изображением светофора).

IV. Физкультминутка. Игра «Зеленый, желтый, красный»

Логопед: «Я буду светофором, а вы пешеходами. Если я подниму зеленый сигнал – вы будете идти на месте, если желтый – стоять, если красный – нужно присесть». (предъявляются кружки – символы для светофора: зеленый, желтый, красный)

V. Закрепление изученного материала

1. Игра «Закончи предложение»

Логопед: «Ребята, я буду вам говорить предложения, а вы должны будете заканчивать его одним словом».

Ночью в гараже спят … (машины)

Их заправляют … (бензином)

В темноте машины включают … (фары)

У машин не ноги, а … (колеса)

2. Игра «Запомни предметы»

Логопед: «Теперь мы поиграем в игру «Запомни предметы» (презентация 3).

Презентация на компьютере. Дети запоминают предметы. После картинки исчезают, а дошкольники называют, что было изображено на слайде.

3. Развитие мелкой моторики

Логопед: «Дети, перед занятием я встретила Незнайку. Он был очень расстроенным, потому что не справился с домашним заданием. Давайте ему поможем. Вы должны соединить точки, чтобы у вас получился рисунок» (прил. 1 ). Что у вас получилось, ребята? Правильно, машина, Незнайка будет доволен.

VI. Итог занятия

Логопед: «Наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили (о транспорте)? А о каком транспорте (наземном, водном, воздушном)?

Конспект подгруппового логопедического занятия № 2 для детей с ОНР-3 (5 -7 лет)

Тема: «Транспорт»

Цель : развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР 5 -7 лет по теме «Транспорт»

Задачи:

1) коррекционно-образовательные : уточнение, обогащение и активизация словаря по теме « Транспорт», дать детям понятие о предложении, учить детей правильно согласовывать слова в предложении, закрепить умение определять количество слогов в слове.

2) коррекционно-развивающие : развивать слуховое внимание и память, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.

3) коррекционно-воспитательные : формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование : сюжетные картинки, схема предложения, вырезанные полоски из бумаги для составления предложений на столах, мультимедийное сопровождение.

План занятия :

I. Организационный момент (през. 5)

II. Сообщение темы занятия

III. Изучение нового материала:

Составление предложений

Дифференциация понятий «слово», «предложение»

V. Закрепление изученного материала

  • графическое изображение предложения. Разбор предложения
  • упражнение «Подбери слово»
  • лото «Транспорт»

VI. Итог занятия

Ход занятия

I. Организационный момент

Сядет тот, кто правильно найдет транспорт, выделит водный транспорт, воздушный, наземный (през. 5 ).

II. Сообщение темы занятия

Логопед называет предложение: «Пилот управляет самолетом».

Вам понятно, что я сказала?

Про кого вы узнали?

Что вы узнали про пилота?

Чем он управляет?

Логопед называет три слова, не связанных между собой грамматически: «Мальчик, ехать, автобус».

Понятно вам то, что я хотела сказать?

Вам было не понятно, так как я назвала три слова, между которыми не было «согласия». Эти слова не составили предложение.

Давайте соединим эти слова так, чтобы между ними появилось согласие.

Логопед произносит предложение:

Мальчик едет в автобусе.

О ком вы узнали?

Что вы узнали о мальчике?

Где едет мальчик?

Слова стали жить «в согласии», получилось предложение. А теперь попробуйте сделать вывод. Когда получается предложение (Предложение получается тогда, когда слова живут в согласии.)?

ІІІ. Изучение нового материала

1. Составление предложений

Ребята, посмотрите на картинки и составьте по ним предложения из двух слов. А потом попробуйте ответить на вопросы: что? что делает?

Например: Пароход плывет. Что? - Пароход. - Что делает? Плывет.

Работа проводится по картинкам (Самолет летит. Машина едет. Автобус стоит.) (през. 1 ).

2. Дифференциация понятий «слово», «предложение»

Послушайте, что я скажу: машина, ехать.

Что я назвала? (Два слова.)

А теперь я скажу по-другому: машина едет.

Что я назвала? (Предложение.)

Как вы догадались, что в первом случае я назвала слова, а во втором - предложение? (В первом случае слова не дружили. Между ними не было согласия. Во втором случае подружились и стали жить в согласии.).

IV. Физкультминутка. Речь с движением «Самолет»

Пролетает самолет,

С ним собрался я в полет.

Правое крыло отвел,

Левое крыло отвел,

Поглядел.

Я мотор завожу

И внимательно гляжу.

Поднимаюсь ввысь, лечу.

Возвращаться не хочу!

Смотрят вверх и водят пальцем.

Отводят руки попеременно и прослеживают.

Вращательные движения перед грудью и прослеживают взглядом.

Встают на носочки и выполняют летательные движения.

V. Закрепление изученного материала

  1. Графическое изображение предложения. Разбор предложения

Логопед: «Машина едет.

Что обозначает первое слово в предложении? (Предмет.)

Слова, обозначающие предмет, изображаем одной линией.

Что обозначает второе слово? (действие).

Слова, обозначающие действие, изображаем двумя линиями».

Логопед дает графическое изображение предложения на доске.

Начало предложения покажем уголком, а конец обозначим точкой (прил. 2 ).

Уголок обозначает начало предложения. А точка обозначает конец предложения. Точка подсказывает нам, что предложение закончилось. Когда вы пишите предложение, то в конце нужно обязательно ставить точку.

Как покажем начало предложения? (Уголком.)

Как покажем конец предложения? (Точкой.)

Логопед предлагает составить предложение из двух слов и сделать схемы предложений на столах (раздаются вырезанные полоски из бумаги).

Образец: Пароход плывет. Самолет летит.

Вопросы:

Что плывет? Что летит? И т.д.

2. Упражнение «Подбери слово»

Ребята, я буду задавать вам вопрос, а вы отвечайте.

Автобус что делает?

Грузовик что делает?

Трамвай что делает?

Пароход что делает?

3. Лото «Транспорт»

Логопед раздает детям карточки для определения количества слогов в слове. Затем раздает маленькие картинки с изображением транспорта и предлагает детям определить количество слогов в этих словах (прил. 3 ). Данное упражнение можно выполнять на компьютере, перетаскивая кнопкой мыши картинку с изображением транспорта к слоговой схеме слова (упр. «Сколько слогов?

VI. Итог занятия.

Что нового вы узнали на занятии?

Что мы учились различать?

Что вам помогло в составлении предложений?

Что больше всего понравилось на занятии?

Конспект фронтального логопедического занятия № 3 для детей с ОНР-3 (5 -7 лет)

Тема «Транспорт»

Цель : совершенствование лексико-грамматического строя речи у дошкольников 5 – 7 лет с общим недоразвитием речи.

Задачи :

1) коррекционно – образовательные : закрепить и обобщить знания о транспорте, научить составлять простое описание предмета, научить образованию формы творительного падежа, закрепить умение употреблять местоимения и согласовывать их с глаголами.

2) коррекционно – развивающие : развивать графические умения и навыки, развивать внимание, восприятие, мышление, общую и мелкую моторику.

3) коррекционно – воспитательные : формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование : мяч, карточки с изображением дороги, моря, неба, «Чудесный мешочек» с игрушками (картинками), картинки с изображением профессий и транспорта (или мультимедийное сопровождение), раздаточный материал для штриховки «Корабль», презентация на компьютере для исправления лексико-грамматических нарушений.

План занятия :

I. Организационный момент

II. Сообщение темы занятия

III. Изучение нового материала:

Игра «Что где?»

Игра «Узнай по описанию»

Игра «Один – много»

V. Закрепление изученного материала

  • дидактическая игра «Кто чем управляет?»
  • развитие мелкой моторики

VI. Итог занятия

Ход занятия

I. Организационный момент

На свое место сядет тот, кто правильно определит вид (необходимо левой кнопкой мыши перетащить картинку с изображением транспорта к картинке-символу) (упр. «Определи вид транспорта» )

II. Сообщение темы занятия

Логопед: «Отгадайте загадки. О чем пойдет речь на нашем занятии?»

Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей,

Ты знаком, конечно, с ней!

(Машина)

Чудо-птица – алый хвост,

Полетела в стаю звезд.

(Ракета)

Он в безбрежном океане

Туч касается крылом,

Развернется над лугами,

Отливает серебром.

(Самолет)

Это все … (транспорт).

III. Изучение нового материала:

1. Игра «Что? Где?»

На доске карточки с изображением дороги, моря, неба (прил. 4 ).

Дети расставляют карточки в зависимости от того, где этот транспорт движется:

лодка – водный транспорт

самолет – воздушный транспорт

автобус – наземный транспорт

2. Игра «Узнай по описанию»

Ребенок достает из «Чудесного мешочка» игрушку (картинку), но не называет ее, а дает описание, чтобы все догадались, что у него:

Два колеса, сиденье, педали, руль… (велосипед)

Салон, окна, двери, колеса, много сидений, руль … (автобус)

3. Игра «Один-много»

На компьютере картинки с изображением одного или нескольких предметов. Ребенок называет: «Автобус – автобусы….» (през. 4 ).

IV. Физкультминутка «Воздух – вода – огонь – земля»

Дети выполняют упражнения: «воздух» (руки вверх), «вода» (руки перед собой), «огонь» (вращательные движения руками перед собой), «земля» (руки вниз). Логопед пытается запутать детей: делает обманные движения, не соответствующие команде. Дети должны правильно показать: воздух – вода – огонь – земля.

V. Закрепление изученного материала

1. Дидактическая игра «Кто чем управляет?»

Дети рассказывают по картинкам (презентация 1):

Это самолет. Самолетом управляет летчик.

Это поезд. Поездом управляет машинист.

Это машина. Машиной управляет водитель.

Аналогичная работа проводится по картинкам, изображающим профессии (презентация 2).

Это пилот. Он управляет самолетом

Это капитан. Он управляет кораблем.

2. Развитие мелкой моторики

Дошкольники должны аккуратно выполнить штриховку корабля (прил. 5 ).

VI. Итог занятия

Список литературы

  1. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – С. 91 – 95.
  2. Иншакова О.Б. Альбом логопеда. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 278с.
  3. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Первый год обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – С. 88 – 90.
  4. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5 – 7 лет с ОНР. Альбом 3. – М.: Издательство ГНОМ, 2010. – С. 27 - 31.
  5. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5 – 7 лет с ОНР. Альбом 4. – М.: Издательство ГНОМ, 2010. – С. 1 - 3.
  6. [Электронный ресурс]. URL: http://logoped.ru (дата обращения: 23.05.13)
  7. Электронный ресурс]. URL: http://www.logolife.ru (дата обращения: 23.05.13)
  8. [Электронный ресурс]. URL: http://www.razvitierebenka.com (дата обращения 21.04.14)
  9. [Электронный ресурс]. URL: http://www.liveinternet.ru (дата обращения 21.04.14)
  10. [Электронный ресурс]. URL: http://do.isiorao.ru (дата обращения: 24.06.13)

Учитель-логопед Сивенкова М.Ю.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Тема: «Транспорт».

Цель:

1.Закрепление и расширение словаря по теме.

2.Закрепление навыка словоизменения: ед.ч. и мн.ч. существительных в родительном падеже.

3.Закрепление навыка практического употребления приставочных глаголов.

4.Закрепление умения составлять сложное предложение с союзом а.

Оборудование: наборное полотно; предметные картинки с транспортом; игрушечный транспорт; макет части города;

Ход занятия.

I. Организация начала занятия.

(Отгадывание загадок)

Мчусь, держась за провода. Не заблужусь я никогда. (Троллейбус)

Что за птица? Песен не поет, гнезда не вьет. Людей и груз везет? (Самолет)

Что за чудо синий дом, окна чистые кругом.

Носит обувь из резины, а питается бензином? (Автобус)

Без разгона ввысь взлетает, стрекозу напоминает,

Отправляется в полет, наш российский... (Вертолет)

Надеваем обувь резиновую, кормим водой и бензином. (Автомобиль)

В поле лестница лежит, дом по лестнице бежит. (Поезд)

Чудо-птица, алый хвост прилетела в стаю звезд? (Ракета). И т.д.

(Дети садятся на свои места)

II. Постановка цели занятия.

(Все отгадки выставляются на доску)

Как все это можно назвать одним словом? (Это транспорт)

Сегодня на занятии мы продолжим говорить о транспорте.

III. Основная часть.

1.Беседа по теме.

Для чего нам нужен транспорт? (Чтобы ездить и перевозить грузы)

Назовите виды транспорта. (Водный, воздушный, наземный, пассажирский, грузовой).

2.Дидактическая игра: «Один-много» (Логопед выставляет на доску картинку, например самолет).

Что это? (самолет)

Да это один самолет, а в аэропорту много чего...? (самолетов) И т.д.

3.Использование приставочных глаголов. (На столе макет части улицы. Логопед демонстрирует ряд действий с игрушечным автомобилем, дети обговаривают эти действия)

«Машина из гаража-«выехала», на гору-«въехала», дом кругом-«объехала», с горы-«съехала», по улице-«поехала» и дальше-«поехала», к мосту-«подъехала», в гараж-«заехала», по мосту «проехала», перекресток- «переехала» и домой «приехала».

IV. Физ. минутка.

«Самолет»

Самолет построим сами (стуча кулак об кулак)

Понесемся над лесами (заводят мотор)

Понесемся над лесами (летают)

А потом вернемся к маме (встают на одно колено)

4. Д.И. «Что лишнее?» (Логопед выставляет на наборное полотно

предметные картинки)

Самолет, поезд, вертолет, ракета (лишним будет поезд)

Почему? (потому что поезд наземный вид транспорта, а остальное- воздушный вид транспорта). И т.д.

V. Итог занятия.

О чем мы сегодня говорили на занятии? (о транспорте) (Логопед оценивает работу детей на занятии).

Разработала учитель-логопед

первой квалификационной категории

МБДОУ Детский сад «Санаторный» г. Абакан, республики Хакасия

Шишлянникова Наталья Валерьевна

Цель: формирование интереса к логопедическим занятиям через использование игрового метода и метода моделирования.

Задачи:

I. Образовательные задачи:

1. Закрепить знания детей о транспорте.

2. Уточнить понятия: транспорт, виды транспорта: воздушный, водный, наземный.

3. Учить согласовывать числительные с существительными.

4. Закрепить у детей знания о правилах дорожного движения.

II. Развивающие задачи:

1. Активизировать и обогащать словарный запас по теме.

2. Развивать словесно-логическое мышление, внимание, воображение.

3. Развивать у детей смекалку, сообразительность.

III. Воспитательные задачи:

1.Воспитывать волевые качества, уверенность в своих силах.

2.Воспитывать интерес к познавательным знаниям.

Предварительная работа:

На музыкальных занятиях (прослушивание и разучивание детских песен из мультфильмов о транспорте, музыкальные игры «Летим-Плывем-Едем»);

На занятиях воспитателя (чтение художественных произведений о транспорте, выполнение на занятиях физкультминуток и игровых зарядок по теме);

Методы:

Наглядные (картинка с изображением поезда, предметные картинки, опорная схема с обозначением видов транспорта: водный ~, воздушный, наземный =);

Словесные (беседа, вопросы, загадки,);

Практические (массаж языка «Поезд», подвижные игры «Едем-Летим-Плывем-Гудим», «Светофор», упражнение «Собери из частей»).

Оборудование: столы стулья по количеству детей, картинка с изображением поезда, картинки с разными видами транспорта, опорная схема с обозначением видов транспорта, опорных схем «глаза», «человек разрезной конструктор из картона «Собери машину из частей», для игры «Светофор» 1 красный, 1 желтый, 1 зеленый круг, набор крупных цифр от 1-10.

Ход занятия

I. Орг. Момент.

Вводная беседа.

Ребята, вы любите путешествовать?

Кто такие путешественники?

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а на чем, вы угадаете, если разгадаете мою загадку.

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит (поезд).

Демонстрация картинки поезда с вагончиками.

II. Основная часть.

Поезд готов к отправлению?

А вы готовы к путешествию? Давайте подготовим наш язычок к путешествию. Массаж языка «Поезд»

Едем мы по рельсам

(провести верхними зубами от спинки к кончику 3-5 раз),

Едем мы по шпалам,

(Покусать верхними зубами язык от спинки к кончику),

Едет поезд скорый,

Мчится запоздало.

(Провести верхней губой от спинки к кончику языка 3-5 раз).

Первая станция "Загадай-ка".

Загадки о транспорте.

Дом по улице идет,

На работу всех везет,

Носит обувь из резины,

А питается бензином. (автобус)

Едет он, усатый,

Полный и пузатый,

Люди в нем сидят,

Смотрят и стоят. (троллейбус)

Шуршат четыре шины

В дороге у … (машины).

Как назвать все слова-отгадки одним словом? (транспорт)

Наш поезд отправляется в путь и следующая станция «Называй-ка»

Мы с вами говорили, что транспорт бывает, какой? (воздушный, водный, наземный, специального назначения). Показ опорной схемы с обозначением видов транспорта.

У вас в руках картинки, назовите, что на ней нарисовано и прикрепите к подходящей схеме.

Дети называют транспорт и соотносят со схемой.

Мы продолжаем путешествие и прямо на нашем пути станция «Собирай-ка».

Посмотрите у вас в конвертах разные части транспорта, вырезанные из картона. Ваша задача, прикладывая разные элементы, собрать и назвать, что у вас получилось и из каких частей. (Например, это машина, у неё есть кабина, колеса, фары).

Наш поезд приближается к станции «Отдыхай-ка».

Ребята выходите из поезда поиграть на полянке. Если на картинке воздушный транспорт изобразите, как летим, водный - плывем, наземный - едем, специального назначения - сигналим: «у-у-у». Примерный набор картинок: машина, самолёт, пожарная машина, корабль, ракета, электричка, скорая помощь, троллейбус, поезд.

Физминутка «Светофор».

Ребята, сейчас на светофоре будут зажигаться огоньки, давайте поиграем и повторим правила дорожного движения. Красный цвет - стоим, желтый - готовимся (хлопаем), зеленый - идем (шаг на месте).

Рисунок 1

Например, одна лодка, нет лодки, две лодки, пять лодок, маленькая лодочка.

Веселое путешествие продолжается, на пути станция «Подбирай-ка».

Посмотрите на картинки и подберите, что к чему подходит.

Машина аэропорт

Корабль гараж

Самолёт вокзал

Автобус порт

Будьте внимательны, поезд приближается к станции «Исключай-ка».

Д\и «Четвертый лишний» (по картинкам).

Автобус, грузовик, самолет, машина.

Лодка, пароход, ледоход, корабль.

Ракета, самолет, воздушный шар, вертолет.

Наше путешествие продолжается, мы на станции «Шутил-ка».

Здесь жители все перепутали, исправьте ошибки.

1)Транспорт воздушный мы полюбили,

2)Птиц всех быстрее автомобили.

3)На работу всех с утра нас развозят доктора.

4)К морю Черному мы в мае полетели на трамвае.

Итог.

Наше путешествие подошло к концу. Конечная остановка город Абакан, детский сад «Санаторный».

Конспект логопедического занятия для детей с ОНР по теме: «Транспорт»

Конспект данного занятия предназначен для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Занятие направлено на расширение и активизацию словаря. Большое внимание уделяется формированию грамматических категорий языка ребёнка. В ходе занятия развиваются психические процессы детей с общим недоразвитием речи.

Составитель: учитель-логопед Шеянова Ольга Викторовна МКОУ «Детский дом-школа № 95», г. Новокузецк

Цель : формирование лексико-грамматических средств языка.

Коррекционно-образовательная задача : совершенствовать грамматический строй речи (упражнение в составлении предложений с предлогами «в», «на», используя схемы; развитие способности моделировать слоговой состав слова; упражнение в согласовании числительных и существительных); активизировать и расширить словарь по теме «Транспорт».

Коррекционно-развивающая задача : развивать общую и мелкую моторику, воображение, слуховое внимание, память.

Коррекционно-воспитательная задача: воспитывать положительное отношение к занятию; учить детей быть осторожными на дорогах города.

Оборудование : фрагмент видеофильма «Старик Хоттабыч», макет «Гараж», пальчиковые фигурки, манка, мяч, шляпа Незнайки.

Ход занятия

  1. Организационный момент .

Прозвенел звонок и смолк.

Начинается урок.

Мы за парту дружно сели,

На друг друга поглядели.

Дети улыбнулись друг другу, поздоровались.

  1. Введение в тему .

Просмотр фрагмента видеофильма «Старик Хоттабыч» .

Логопед . Назовите транспортное средство, которым пользовался старик Хоттабыч?

Дети . Ковёр-самолёт.

Логопед . Какие ещё сказочные транспортные средства вы знаете?

Дети. Ступа, сапоги-скороходы.

Логопед. На чём люди передвигаются в нашем городе?

Заслушиваются ответы детей.

Логопед . Каким одним словом можно назвать автобус, троллейбус, трамвай?

Дети. Транспорт.

  1. Сообщение темы.

Логопед . Сегодня мы продолжим разговор о транспорте.

  1. Изложение нового материала.
  • Игра «Гараж».

Логопед . Ребята такой транспорт, как автобус, автомобиль, грузовик, ставят в гараж. Сейчас мы поиграем в игру «Гараж». Перед вами на столах игрушечные гаражи, дороги, машины. На дорогу выезжает столько машин, сколько слогов в моём слове. Внимательно слушайте и считайте — «кабина». Сколько машин выехало из гаража?

Дети. Три, потому что в слове «кабина» три слога.

Логопед предлагает проверить ответ с помощью хлопков в ладоши.

Логопед . Машины возвращаются в гараж. Следующее слово «фары». Сколько машин выехало?

Дети. Две, потому что в слове «фары» два слога.

Аналогичная работа со словами: дорога, шофёр, самолёт.

Логопед . Ребята, вы внимательно слушали слова, поэтому каждая машина выезжала вовремя.

  • Игра «Заколдованные картинки».

Логопед. Вот картинки, которые заколдовал старик Хоттабыч. Чтобы их расколдовать – увидеть, что на них изображено, их надо посыпать манкой.

Каждый ребёнок берёт картинку, аккуратно посыпает её манкой, на картинке появляется очертание транспорта.

Логопед. Что ты расколдовал?

Дети. Я расколдовал теплоход.

Логопед . Что ты расколдовал?

Дети. Я расколдовал вертолёт.

Аналогичная работа с другими картинками

Дети. Я расколдовал самолёт.

Логопед предлагает отдохнуть.

Динамическая пауза«Самолёты».

Логопед. Самолёты загудели. Вращение перед грудью

согнутыми в локтях

Дети. У-У-У-У. (Громко)

Логопед. Самолёты полетели. Руки в стороны, поочерёдно

Наклоны влево, вправо

Дети. У-У-У-У. (Громко)

Логопед. На полянку тихо сели. Присесть, руки к коленям.

Дети. У-У-У-У. (Тихо)

Логопед. Да и снова полетели. Встать, согнуть руки в

Дети. У-У-У-У. (Громко)

  • Игра «Сколько их?»

Логопед переводит внимание детей на пальчиковые фигурки-транспорт. Предлагает детям взять пальчиковые фигурки, соответствующие расколдованному транспорту.

Логопед. Наденьте фигурки на пальчики. Посчитайте, сколько фигурок у вас.

Дети считают самостоятельно.

Логопед. Сколько у тебя самолётов?

Дети. 1 самолёт, 2 самолёта, 3 самолёта………5 самолётов.

Логопед . Сколько у тебя троллейбусов?

Дети. 1 троллейбус, 2 троллейбуса ……………5 троллейбусов.

Аналогичная работа со словами грузовик, теплоход, автобус.

Логопед . Как много у вас транспорта! При счёте из вас никто не ошибся!

  • Игра «Не ошибись!»

Логопед предлагает отгадать загадку:

Мчат колёса по дороге,

Над дорогой мчатся ноги.

Это еду я бегом,

Это я бегу верхом.

(Велосипедист)

Детям предлагается встать в круг, ведущий – логопед, игра проводится с мячом.

Велосипедист ездит на велосипеде.

Мотоциклист ездит на … .

Вертолётчик управляет … .

Таксист водит … .

Водитель троллейбуса водит … .

Логопед. Каким одним словом можно объединить слова мотоцикл, самолёт, вертолёт, троллейбус?

Дети. Все перечисленные слова обозначают транспорт.

  • Составление предложений с использованием схем предлогов в, на.

(Слова для составления предложений берутся из предыдущего упражнения).

Логопед. Сейчас мы будем составлять предложения со словами, обозначающими транспорт, используя при этом схемы предлогов. Схемы каких предлогов вы видите на доске?

Дети . Это схемы предлогов в и на.

Логопед. Составьте предложение с предлогом в.

Дети. В троллейбус сел дедушка.

Дети . В вертолёте летели военные.

Аналогичная работа с предлогом на.

Логопед . Молодцы! Вы грамотно построили предложения!

Раздался скрип двери, в приоткрывшейся двери появилась шляпа Незнайки. Ребята узнали его, предложили войти в кабинет. В руках он держал дорожные знаки. Поприветствовали друг друга. Незнайка обратился за помощью.

Незнайка. Ребята, вспомните, что обозначают эти дорожные знаки.

1-й ребёнок . Это знак «Остановка».

2-й ребёнок. Это знак «Пешеходный переход».

3-й ребёнок. Это знак «Подземный переход».

Незнайка. Я благодарен вам за помощь, рад, что вы знаете дорожные знаки,надеюсь, что вы всегда будете помнить о них. А для чего они нужны?

Дети . Дорожные знаки нужны для того, чтобы на дорогах было безопасно.

  1. Закрепление.
  • Игра «Моя новая машина».

Предлагаем детям пофантазировать.

Логопед . Придумайте такой вид транспорта, с которым было бы безопасно на дорогах.

Детали машин – кусочки липучей ленты, отличающиеся цветом, формой, величиной. В построении машин активное участие принимает Незнайка.

  • Составление предложений с использованием схем предлогов.

Логопед. Составьте старику Хоттабычу предложение о вашей новой машине. Не забудьте о схемах предлогов!

Заслушивание ответов детей.

Логопед . Мы много фантазировали, когда вы будете взрослыми, кто-нибудь из вас станет инженером и изобретёт настоящую новую машину.

  1. Итог. Оценка деятельности детей.

Подготовила: Воспитатель Белоусова Инна Владимировна

Время использования: при изучении лексической темы «Транспорт. Виды транспорта».

Цель: сформировать представления детей о транспорте, видах транспорта, научить выделять основные признаки (функции, цвет, форма, величина, т.д.).

Образовательные задачи:

Формировать представление о видах транспорта, его назначении, закрепить обобщающее понятия «Транспорт».

Уточнить и расширить словарь по теме (автомобиль, автобус, трамвай, троллейбус, поезд, лодка, корабль, самолет, вертолет, дорога, воздушный, водный, наземный, ехать, плыть, лететь др.).

Развивающие задачи:

Совершенствовать грамматический строй речи: учить подбирать определения к заданному слову, согласовывать существительные и прилагательные.

Развивать связную речь: учить отвечать на вопросы воспитателя; составлять простые предложения по опорным картинкам.

Развивать интонационную выразительность речи, темпо-ритмическую организацию.

Развивать слуховое внимание (фонематическое восприятие), память, мышление на материале загадок, сюжетных картинок.

Развивать общую, мелкую и мимическую моторику.

Воспитательные задачи:

Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.

Оборудование: игрушки – разные виды транспорта, предметные картинки транспорта, предметные картинки дороги, реки, облаков, гаражи из конструктора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ №4 «Детский сад комбинированного вида»

г. Кемерово Кемеровской области.

Конспект занятия «Транспорт. Виды транспорта»

Подготовила: Воспитатель Белоусова Инна Владимировна

Время использования: при изучении лексической темы «Транспорт. Виды транспорта».

Цель: сформировать представления детей о транспорте, видах транспорта, научить выделять основные признаки (функции, цвет, форма, величина, т.д.).

Образовательные задачи:

  • Формировать представление о видах транспорта, его назначении, закрепить обобщающее понятия «Транспорт».
  • Уточнить и расширить словарь по теме (автомобиль, автобус, трамвай, троллейбус, поезд, лодка, корабль, самолет, вертолет, дорога, воздушный, водный, наземный, ехать, плыть, лететь др.).

Развивающие задачи:

  • Совершенствовать грамматический строй речи: учить подбирать определения к заданному слову, согласовывать существительные и прилагательные.
  • Развивать связную речь: учить отвечать на вопросы воспитателя; составлять простые предложения по опорным картинкам.
  • Развивать интонационную выразительность речи, темпо-ритмическую организацию.
  • Развивать слуховое внимание (фонематическое восприятие), память, мышление на материале загадок, сюжетных картинок.
  • Развивать общую, мелкую и мимическую моторику.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.

Оборудование: игрушки – разные виды транспорта, предметные картинки транспорта, предметные картинки дороги, реки, облаков, гаражи из конструктора.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1 ЧАСТЬ. Вводная.

1.1. Сюрпризный момент (организационный момент) .

Цель: создать положительный эмоциональный фон; активизировать внимание; познакомить с различными видами транспорта в стихотворной форме; развивать внимание, память, мышление.

Воспитатель. Здравствуйте ребята. К нам сегодня пришел необычный гость, это щенячий патруль.

Воспитатель. Давайте поздороваемся с щенячьим патрулем.

Дети (все вместе). Здравствуйте щеночки.

Воспитатель. Щенячий патруль пришел не один, а с друзьями (автомобиль, автобус, самолет).

Щенячий патруль любит загадывать загадки про своих друзей. Попробуйте отгадать загадки и тогда мы узнаем, кто пришел к нам в гости вместе с щенячьим патрулем.

Воспитатель загадывает загадку и предлагает детям найти отгадку среди разложенных перед ними игрушек.

Не летит, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука.

Два блестящих огонька.

(Автомобиль)

Железная птица

В небе кружится.

По сигналу пилота

На землю садится.

(Самолет)

Что за чудо – синий дом,

Ребятишек много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином.

(Автобус)

Братцы в гости снарядились,

Друг за другом уцепились

И умчались в путь далек,

Лишь оставили дымок.

(Вагоны поезда)

Воспитатель. Молодцы, всех друзей отгадали.

2 ЧАСТЬ. Основная .

2.1. Рассмотрение игрушечного транспорта и предметных картинок с изображением транспорта (автомобиль, автобус, трамвай, троллейбус, поезд, лодка, корабль, самолет, вертолет, др.).

Цель: учить детей определять и различать транспорт.

Воспитатель. Молодцы, всех друзей отгадали. А вы знаете, что всех друзей можно назвать одним словом – транспорт. Транспорт - это машины, которые помогают нам перевозить грузы и людей. А давайте рассмотрим на картинках, какой еще транспорт бывает.

2.2. Рассмотрение сюжетных картинок.

Цель: закрепить названия транспорта.

Воспитатель. Посмотрите на картинку и скажите..

Воспитатель называет имя ребенка и задает вопрос.

  • Кто едет в автобусе? – В автобусе едут медвежата.
  • Где едут медвежата? – Медвежата едут в автобусе.
  • Кто едет в трамвае? – В трамвае едут зайки.
  • Где едут зайки? – Зайки едут в трамвае?
  • Кто ведет троллейбус? – Троллейбус ведет лиса?
  • Что ведет Лиса? – Лиса ведет троллейбус.
  • Кто ведет грузовик? – Грузовик ведет кот.
  • Что ведет Кот? – Кот ведет грузовик.
  • Что везет грузовик? – Песок.

2.3. Подвижная игра: «Поехали»

Цель: развивать общую моторику, подражательность, творческое воображение.

Воспитатель. А давайте теперь сами превратимся в машинки, пароходы и самолеты.

Дети встают, повторяют слова и движения за воспитателем.

На лошадке ехали,

До угла доехали. Стоп.

«Едем на лошадке»

Сели на машину,

Налили бензину,

На машине ехали,

До реки доехали. Стоп.

Изображаем, что крутим руль.

На реке – пароход.

Пароходом ехали,

До горы доехали

Делаем руками волны, сначала правой рукой, потом левой

Надо сесть в самолет.

Самолет летит,

В нем мотор гудит: у-у-у-.

Изображаем руками крылья самолета.

Стоп. Приехали.

Садимся на места.

И. Токмакова

2.4. Игра «Слушай внимательно» (чтение стихотворений, выделение названий транспорта).

Цель: развивать слуховое внимание, память; закрепить названия транспорта.

Воспитатель. Внимание. Наш щенячий патруль хочет прочитать вам стихотворения про транспорт. А вы слушайте внимательно, и назовите потом нашим щеночкам название транспорта, о котором говорилось в стихотворении.

«Самолет»

Самолёт построим сами,
Понесёмся над лесами.
Понесёмся над лесами,
А потом вернёмся к маме.

А. Барто.

«Самосвал»

Самосвалом я зовусь:

Сам я сваливаю груз.

Разгружать меня не надо.

Все такой машине рады.

Н. Нищева

«Мчится поезд»

Чух-чух, чух-чух,
Мчится поезд во весь дух,
Паровоз пыхтит.
– Тороплюсь! – гудит, –
Тороплюсь,
Тороплюсь,
Тороплю-у-усь!
Э. Мошковская

«Кораблик»

По реке плывет кораблик .

Он плывет издалека.

На кораблике четыре

Очень храбрых моряка.

Д. Хармс

«Грузовик»

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине:

Кот кататься не привык –

Опрокинул грузовик.

А. Барто.

2.5. Игра «Что делает?».

Цель: расширить словарь по теме (виды транспорта), закрепить умение ловить и бросать мяч.

Воспитатель. Ой, щенячий патруль спрашивает, а чем отличается грузовик от самолета.

Дети: Самолет летает, грузовик едет по дороге.

Воспитатель. Давайте поможем щенячьему патрулю разобраться, что умеет делать транспорт. Если у вас в руках окажется мяч, щенячий патруль покажет вам картинку, а вы расскажите щеночкам, что делает транспорт: едет, летит или плывет. Давайте я начну.

Это автобус. Автобус едет по дороге.

Это самолет. Самолет лети в небе.

Это лодочка, Лодочка плывет по воде.

Воспитатель бросает мяч ребенку (либо дети передают мяч друг другу по очереди), и показывает на игрушечный транспорт или картинку, ребенок ловит мяч и говорит, как этот транспорт передвигается.

В конце нескольким детям можно предложить ответить на вопрос, какой транспорт умеет:

Летать - … (самолет, вертолет).

Воспитатель обобщает: «Значит это все воздушный транспорт».

Ездить - … (автобус, трамвай, троллейбус, автомобиль, грузовик).

Воспитатель обобщает: «Значит это все наземный транспорт».

Плавать - .. (корабль, лодка, катер).

Воспитатель обобщает: «Значит это все водный транспорт».

2.6. Пальчиковая гимнастика «Транспорт».

Цель: развивать мелкую моторику.

О.И. Крупенчук

2.7. Группировка транспорта по видам.

Цель: развивать словарь по теме.

Воспитатель. А давайте познакомим щенячий патруль с Вашими домашними игрушками. Только теперь мы уже знаем, как красиво называются различные виды транспорта, поэтому будем говорить, что это не просто игрушка, а например, это грузовик – наземный транспорт. Или. Это самолет - воздушный транспорт.

Кто хочет начать, … подойди к щенячьему патрулю, возьми из корзины игрушку и представь ее нашим щеночкам.

А теперь поставь около гаража. Воздушный транспорт будем ставить на этот стол около гаража под облаками (аэропорт). Наземный транспорт поставь на этот стол около гаража возле дороги (автостоянка). Водный транспорт поставь на этом столе около гаража возле речки (Водный порт).

3 ЧАСТЬ. Подведение итогов .

Цель: закрепление материала; поощрение за работу; связь со следующим занятием.

Воспитатель. Кто к нам приходил сегодня в гости?

Дети (все вместе). Щенячий патруль.

Воспитатель. Как зовут друзей щенячьего патруля? (показать на игрушки)

Дети (все вместе). Автомобиль, автобус, самолет.

Воспитатель. А как, одним словом можно назвать друзей.

Дети (все вместе). Транспорт.

Воспитатель. Автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай

Воспитатель. Лодка, корабль – это какой вид транспорта (наземный, воздушный, или водный)?

Воспитатель. Самолет, вертолет – это какой вид транспорта (наземный, воздушный, или водный)?

Воспитатель. За то, что вы так хорошо играли с щенячьим патрулем, он приготовил для вас подарки. Вот такие картинки, мы с вами их разукрасим в следующий раз.

Воспитатель. А сейчас давайте попрощаемся с щенячьим патрулем.

Дети (все вместе). До свидания.