Паспорт проекта на тему правила хорошего тона. Проект по модулю "светская этика" на тему "этикет". Улучшение дисциплины учащихся

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Раменская средняя общеобразовательная школа № 4

Проект на тему

«Этикет»

Работу выполнила Турлаева Кира,

ученица 4 б класса.

Учитель Мещерякова Н.Н.

Цель проекта: выяснить, насколько этикет важен в повседневной жизни

человека.

ПЛАН

    Что такое этикет?

    Этикет в школе.

    Этикет за столом.

    Этикет дома.

    Этикет на улице.

    Роль этикета в жизни человека.

Что такое этикет?

Этикет – это волшебные правила, которые помогают стать воспитанным, вежливым и дружелюбным человеком. Зная эти правила, ты сможешь более легко и просто общаться со своими друзьями, родителями, близкими и совсем незнакомыми тебе людьми. Без труда научишься, как правильно здороваться, дарить подарки и принимать их, как ходить в гости, говорить по телефону и многому другому…

Этикет имеет свою историю. Правила этикета создавались и оттачивались на протяжении веков. Более того, у разных народов в этикете есть свои национальные особенности.

Наиболее разумные, удобные и красивые правила человечество пронесло через века, закрепляя уважение, доброе отношение к людям как норму. Такие правила стали традициями людей разных национальностей, и воспитанный человек всегда их соблюдает.

Этикет в школе

Рассмотрим основные правила этикета или правила вежливости в школе.

    Все школьные вещи должны быть в порядке, аккуратно уложены в портфель.

    В школу приходим всегда вовремя, без опозданий.

    Когда входишь в школу, не толкайся. Перед входом тщательно вытри ноги.

    Когда входишь в школу, в класс, нужно поздороваться сначала с учителем, потом с товарищами.

    Если ты опоздал на урок и заходишь в класс после звонка, необходимо спросить разрешениеу учителя.

    Если в класс входит взрослый (учитель , директор или родитель ) дружно, но тихо и спокойно должны встать, приветствуя вошедшего. Сесть можно только после разрешения.

    Если учитель задаёт вопрос классу, и ты хочешь ответить, не выкрикивай, а подними руку. Руку надо поднимать и тогда, когда хочешь что-то спросить у учителя.

    Обращаясь с просьбой к учителю или товарищами, нужно употреблять вежливые слова: пожалуйста , спасибо .

    Каждый школьник должен беречь свою парту, не ломать, не писать, не царапать острым предметом.

    Выходить на перемену можно только после разрешения учителя.

    В коридоре нельзя бегать и кричать.

    Со всеми взрослыми, которых встречаешь в школе первый раз за день нужно здороваться.

    Если в дверях встретился взрослый, нужно уступить ему место.

    Если рядом с мальчиком идёт девочка, он должен пропустить её вперёд.

    Бумажки, огрызки, весь мусор нужно бросать в специальную корзину.

Этикет за столом

Уже у древних египтян были в почёте столовые приборы, а умение есть красиво и бесшумно считалось важным достоинством.

На Руси при дворе московских государей и великих князей столовые приборы подавались только почётным гостям, а сами хозяева брали кушанья с тарелки руками.

Всерьёз взялся обучать русских дворян хорошим манерам только Пётр I. Он составил и издал знаменитую книгу «Юности честное зерцало», в которой были изложены правила поведения в обществе и подробно описаны правила поведения за столом.

В наше время каждый воспитанный человек должен знать эти правила поведения за столом:

    Никогда не спеши первым занять место за столом.

    Помоги девочке сесть за стол, отодвинув для неё стул.

    Сев за стол, не отказывайся от еды. Хозяйку может обидеть такое пренебрежение к её стараниям. Если ты не голоден, попробуй всего понемногу.

    Не следует ударяться в другую крайность - поглощать всё без разбора, не обращая внимания на соседей.

    Если блюдо с угощением, которое ты хочешь попробовать, стоит далеко от тебя, не тянись за ним, а вежливо попроси, чтобы тебе его передали.

    Кушанья на тарелку клади небольшими порциями, не смешивая всё в бесформенную массу.

    Матерчатую салфетку не засовывай за воротник и не повязывай вокруг шеи. Разверни её и положи на колени перед тем, как подадут кушанье. Этой салфеткой не выти­рай ни рот, ни столовые приборы. Рот и руки следует вытирать бумажными салфетками. После еды бумажную салфетку положи в тарелку, а матерчатую - рядом с салфеткой.

    Во время еды старайся быть аккуратным. Ешь не торопясь, не разговаривай с полным ртом. Если тебя о чём-то спросили, то, прежде чем ответить, сначала прожуй и проглоти пищу.

    Учись правильно пользоваться столовыми приборами. Не ешь ложкой то, что можно есть вилкой. Не ешь с ножа: это не только некрасиво, но и опасно - можно порезать рот. Нож держи в правой руке, а вилку - в левой. Не перекладывай их из одной руки в другую, пока не съешь всё угощение.

    Если ты уронил нож, вилку или ложку, не поднимай их. В такой ситуации нужно попросить другой прибор и не стараться объяснить свою неловкость, привлекая к себе внимание.

    За столом не делай замечаний соседям. Обнаружив в своей тарелке случайно попавший в неё несъедобный предмет, избавься от него незаметно.

    Мясо нарезай в тарелке маленькими кусочками. Съешь один кусочек - отрежь следующий. Всю порцию нарезать не следует: мясо быстро остынет, а тарелка будет выглядеть неряшливо.

    Старайся есть бесшумно: не дуй на горячую пищу, не прихлёбывай, не чавкай, не стучи столовыми приборами.

    Из общего блюда бери ближний к тебе кусок, ни в коем случае не выбирая себе кусочек, который кажется тебе лучшим.

    Птицу - утку, гуся, курицу, индейку - бери с общей тарелки вилкой и отрезай небольшими кусочками.

    Рыбные косточки вынимаются вилкой или руками.

    Гарнир - картофель, макароны, овощи - набирай на вилку, помогая при этом ножом.

    Никогда не облизывай пальцы; вытирай их бумажной салфеткой.

    Не собирай хлебом соус на тарелке, каким бы вкусным он ни был.

    Косточки от ягод в компоте не выплёвывай на блюдце, а вынь изо рта ложечкой и положи на блюдце.

    После еды грязные нож, вилку, ложку клади только в свою тарелку.

    За столом сиди прямо, не наваливайся на него грудью и не ставь локти на стол.

    Если тебе нужно выйти из-за стола, попроси разрешения у хозяйки.

    Не оставляй чайную ложку в чашке с чаем или кофе. Размешав сахар, положи ложку на блюдце.

Соблюдай правила поведения за столом даже тогда, когда ты ешь один. Это поможет всем твоим навыкам превратиться в постоянные и полезные для тебя привычки.

Этикет дома

Нужно ли быть вежливым дома?

Тот, кто считает, что по возвращении домой можно вместе с верхней одеждой оставить в коридоре свою вежливость, никогда не станет воспитанным человеком.

Правила поведения при общении с другими людьми следует соблюдать всегда и везде, и прежде всего дома. Любая семья - это маленький коллектив близких людей. А для того чтобы создать в любом коллективе добрую атмосферу, каждый из его членов должен помнить об остальных, считаться с их привычками и слабостями, проявлять друг к другу внимание, стараться, чтобы всем вместе было хорошо. Большое значение в жизни семьи имеют взаимное внимание и забота, которые проявляются даже в мелочах.

Если ты научишься жить в согласии и ладу со своими близкими людьми, то приобретёшь навыки поведения в любом обществе.

Запомни основные правила домашнего этикета:

    Помни, что основа каждой семьи - уважение к старшим.

    Если тебе необходимо задержаться в школе, на прогулке или в гостях у друга, обязательно предупреди об этом родителей, чтобы не волновать их.

    Держи свои вещи в чистоте и порядке. Старайся, чтобы у каждой вещи было своё место.

    Обязательно возьми на себя некоторые обязанности по хозяйству и выполняй их без лишних напоминаний.

    Уважай труд тех, кто о тебе заботится. Чаще выражай искреннюю благодарность своим близким.

Этикет на улице

Готовясь выйти на улицу, внимательно осмотрите себя в зеркало.

Порядок ли с вашим гардеробом, как вешний вид?

Встретив знакомых, здороваетесь первыми. Если это люди старше вас или это женщина, первыми руку не протягивайте. Это не принято. Подавая руку, обязательно снимите с нее перчатку. Подавать руку в перчатке для рукопожатия – признак дурного тона.

Если на ваших глазах поскользнулся прохожий, поддержите его под руку или помогите подняться.

Если хотите что-то показать своему спутнику, то не показывайте пальцем – это можно сделать взглядом или поворотом головы.

Помните, что на улице считается неправильно и некрасиво громко смеяться, размахивать руками, кричать. А потому, разговаривая с друзьями, ведите себя непринужденно, но так, чтобы вы не привлекали внимания прохожих. Понятно, что совершенно недопустимы в вашей речи ругательства, мат – между прочим, рядом гуляют дети.

На улице некрасиво затевать с друзьями шутливые стычки, игры, “догонялки” – накопившуюся физическую энергию гораздо полезнее израсходовать, применяя физические упражнения в спортивном зале.

Конечно же, нельзя на улице плевать, мусорить – это некрасиво и неприлично.

Если вам понадобится задать какой-то вопрос прохожему, подойдите к человеку спокойно, с улыбкой. Вежливо начните разговор фразой: “Извините, пожалуйста” и уж затем нужный вам вопрос. И не забудьте поблагодарить человека за ответ.

Не забывайте о правилах поведения в общественных местах, чтобы не обращать на себя негативные взгляды прохожих.

Роль этикета в жизни человека

Зачем же в обществе существуют правила этикета?

Как ни странно, правила этикета существуют для того, чтобы упростить процесс общения и взаимопонимания. От соблюдения норм поведения напрямую зависит то, каким именно образом мы воспринимаемся окружающими людьми. Этикет представляет собой уже готовый набор форм учтивости, который позволяет не задумываться, и практически по автоматическому принципу, осуществлять коммуникацию внутри человеческого сообщества.

Этикет - это инструмент, с помощью которого можно достичь положительного результата от общения с себе подобными. Это свойство этикета сегодня не заменимо в повседневной жизни, поэтому правила этикета постоянно развиваются, и сегодня можно выделить правила поведения для общественного места, работы, для внутрисемейного общения, деловых конференций, церемоний и много другого. В основе этикета - разумное требование уважения и признания достоинства каждого индивида.



Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа с. Ныр Тужинского района Кировской области
«ШКОЛЬНЫЙ ЭТИКЕТ»
Работу выполнила
учащаяся 3 класса
Карандина Карина
Руководитель
Кульпина И. М.

2018 год
Содержание
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Введение …………………………………………………………..………..2­3
История возникновения этикета.....…………………………………………4
Виды этикета ……………………………………………………………. …..5
Школьный этикет …………...…………………………………………….. 6
Что знают дети о школьном этикете.………………………………..........7­8
Как нужно вести себя в школе………………………….……………......... 9
Правила этикета нашего класса ………………………………………..10­11
Заключение ……………………………………………………………… 12
Список использованных источников ……………………………………..12
Приложение ………………………………………………………… 13­14

Введение
Надо помнить всем всегда:
«Вежливость всегда права!»
­ «Здравствуйте!» Этим простым словом люди ежедневно приветствуют
своих знакомых и незнакомых людей.
­ Каждое утро, переступая порог своей школы, наблюдаю, что одни дети
всегда вежливы и приветливы, здороваются с одноклассниками и учителями.
Другие дети ведут себя противоположным образом и считают, что здороваться
друг с другом совсем не обязательно.
­ Можно ли поправить данную ситуацию? Как убедить ребят соблюдать
правила культурного поведения в школе и общения друг с другом. Знают ли они,
что такое этикет? Существует ли этикет в школе? И верно ли, что, соблюдая
правила этикета, можно стать более уверенным и успешным человеком.
Слайд № 1
Тема моей работы «Школьный этикет».
Актуальность: считаю, что наше поведение и наше общение невозможно без
такого качества как вежливость.
Слайд № 2
Цель исследования: выяснить, соблюдаются ли правила культурного поведения
и общения в моем классе и школе.
Слайд №
3
Задачи:
 изучить литературу об истории этикета и правилах культурного общения;
 выяснить, существует ли школьный этикет и выявить знания детей о
правилах поведения учащихся в школе;
 понаблюдать за поведением и общением учащихся на перемене, на улице;
 провести анкетирование по вопросам приветствия и дисциплины, узнать,
как учащиеся 3­го класса выполняют эти правила;
 выявить отношение учащихся к данному вопросу и напомнить ребятам о
правилах поведения в школе;
3

 составить правила этикета для ребят своего класса и обобщить
полученные результаты.
Гипотеза: можно предположить, что, соблюдая нормы культурного общения в
классе, мы станем более приветливыми, тактичными и дружными.
Методы исследования:
 анализ научной литературы;
 наблюдение;
 анкетирование;
 сравнение полученных результатов;
 составление правил классного этикета.
История возникновения этикета Слайд № 4
Слово «этикет» пришло к нам из французского языка, где имеет значение
«ярлык», «этикетка». Ввёл в обиход это слово французский король Людовик
XIV в 17 веке, но свод определённых правил поведения существовал и в
доисторические времена и диктовался необходимостью мирного
сосуществования с соседними народами и племенами. Так, уже в 3 тысячелетии
до нашей эры в Египте ценилось умение изящно применять столовые приборы и
поглощать пищу беззвучно. В древней Индии, Греции, Риме строго соблюдалось
поведение представителей разных сословий, на эту тему писались целые
трактаты.
Становление этикета в нашей стране связано с принятием в 9 веке
христианства. Богатейшее духовное наследие православия оказало огромное
влияние на формирование норм нравственности на Руси. В этой связи нельзя не
вспомнить имя Иоанна Златоуста. В его «Беседах на Евангелие...» можно найти
немало вполне практических рекомендаций о том, как нужно вести себя в
различных жизненных ситуациях.
Лучшими человеческими качествами Златоуст считал доброту, скромность,
терпимость и стремление к самосовершенствованию, причём их важность
несомненна и в наше время. В трудах Златоуста почерпнули для себя немало
важного и Ярослав Мудрый, и Владимир Мономах – умнейшие и
образованнейшие люди Древней Руси.
Огромный вклад в развитие этикета в России внёс в начале 18 века Пётр I,
немало путешествовавший по Европе. Именно при Петре I вышла в свет книга о
хороших манерах «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому
обхождению». Этот труд был адресован в первую очередь молодёжи и в
доступной форме рассказывал о правилах поведения в обществе.
В дальнейшем этикет в России претерпевал различные изменения, постепенно
приближаясь к своему современному состоянию. Однако, как и много столетий
4

назад, неизменным остаётся принцип: «Поступай с людьми так, как хочешь,
чтобы поступали с тобой».

Виды этикета Слайд №
5
В зависимости от ситуации можно выделить следующие виды этикета:
 речевой (нормы речевого поведения и конкретных формул вежливого
общения);
 столовый (правила сервировки и норм поведения за столом);
 «выходного дня» (при посещении различных культурных мест);
 религиозный;
 повседневный (общение с людьми, набор определенных действий,
поведение в здании, на улице и т.д.);
 служебный (а также студенческий, школьный и т.д.);
 праздничный (как правильно вести себя на частных и корпоративных
вечеринках, дома и в гостях);
 профессиональный (взаимоотношения людей в сфере трудовой
деятельности);
 свадебный и т.п.
Поскольку я учусь в школе, то меня в настоящее время больше интересует
школьный этикет.
5

Школьный этикет Слайд № 6­7
С чего же начинается школьный этикет? Наверное, прежде всего с понимания
того, что же такое ШКОЛА.
Школа – то место, где мы учимся, развиваемся, обогащая новыми знаниями
ум, интеллект, душу. Школа – это храм науки. Значит, и вести себя в нём нужно
соответственно.
Театр начинается с вешалки, а школа – с порога. Приходить сюда, как и в
любое другое место, нужно вовремя. Не зря же говорят: «Точность – вежливость
королей!» Опаздывать на урок – плохо и неприлично, ведь тем самым можно
пропустить новую интересную тему и отвлечь одноклассников от объяснения
учителя.
Переступая школьный порог, нужно здороваться со всеми педагогами, кого
мы увидели. Доброжелательный тон и приветливая улыбка будут приятны и
всем одноклассникам, ведь гораздо приятнее общаться с вежливым человеком,
чем с грубияном и нахалом.
«Встречают по одёжке, провожают по уму» – эта народная мудрость
актуальна и по сей день. Заходя в школу, необходимо помнить о своём внешнем
виде. Причёска, одежда, вещи – показатель настроения, отношения к себе и
другим людям.
Говорят, «молчание – золото». Но только не на уроке! Отвечать нужно так,
чтобы другие хорошо понимали: чётко и правильно проговаривая все слова.
6

Если ответ у доски, то рассказывать надо так, чтобы слышно было даже на
последней парте. А вот на перемене совсем не обязательно, чтобы разговор с
подружкой слышал весь класс.
Школа – это не только учителя и ученики, это классы с партами и стульями,
коридоры со стендами и картинами. Приходя в школу 1 сентября, мы видим, что
в школе все выкрашено и вымыто. Ученики должны бережно относиться к
школьному имуществу: не писать на парте и стенах, не ломать мебель, убирать
за собой мусор.
Что знают дети о школьном этикете? Слайд № 8­16
Наблюдая за учащимися школы, я заметила, что далеко не все школьники при
встрече с педагогами помнят о словах приветствия. Нередки случаи опоздания
учащихся на урок. Многие ребята не соблюдают правила поведения на перемене
и в школьном коридоре (бег, толкание, а иногда схватки боевые), причем на
замечание дежурных нарушители не обращают внимания, а то и вовсе грубят в
ответ.
Среди ребят своего класса я провела анкету «Правила поведения учащихся».
Вопросы анкеты были такие: (Приложение № 1)


поведения на переменах?

Ответы учеников на первый вопрос анкеты были такие:
1. Одеваться культурно.
2. Здороваться с учителями
7

3. Не разговаривать на уроках, не выкрикивать с места, а поднимать руку
при ответе на уроке.
4. Не драться, не обзываться, не грубить.
На переменах не бегать и не кричать. Вывод:
 Мои одноклассники знают правила поведения в школе.
Ответы учеников на второй вопрос анкеты (Чем вы обычно заняты на
перемене?): 5 ответов – ребята бегают, 5 ответов – играют, читают, рисуют и 3
ответа – просто сидят или могут сходить в библиотеку.

 Вывод: Многие ребята, бегая на переменах, могут получить
травму.
Ответы учеников на третий вопрос (Что необходимо сделать для того, чтобы
школьники не нарушали правила поведения на переменах?) анкеты были такие:
 Организовать игровой уголок (принести в класс настольные игры, книги,
разные альбомы для раскрашивания и т.д.) Вот такой выход
предлагают мои одноклассники из этой сложной ситуации.
Ответы учеников на четвертый вопрос анкеты (Нарушаете ли вы правила
поведения учащихся в школе?):
­ Никогда не нарушают правила – 4 человека
­ Нарушают правила иногда – 7 человек
­ Нарушают правила всегда – 2 человека.
 Вывод: Мои одноклассники знают правила поведения учащихся в
школе, но, при этом, довольно часто нарушают их.
По данной проблеме мною было проведено анкетирование «Соблюдаешь
ли ты школьные правила и нормы поведения?». (Приложение № 2)
Всего было опрошено 13 человек. Среди них 10 человек соблюдают правила
поведения в столовой, на перемене дисциплинированы 7 человек, на уроке ­ 8
человек.
8

Анкета «Можешь ли ты здороваться и извиняться?» позволила
выяснить, насколько воспитаны и вежливы современные дети и какой словарный
запас знаний речевого этикета у учащихся нашего класса. Всегда здороваются –
11 человек, иногда – 2 человека (Приложение № 3)
Подводя итог своего анкетирования, я получила следующие результаты.
Из 13 человек ­ 8 опрошенных всегда здороваются со всеми учителями школы.
8 школьников приветствует своих друзей словом «Привет!», 3 человека
пользуется словом «Здравствуй!» и 3 – «Здорово!» Кроме этого учащиеся
знают такие слова приветствия как «Доброе утро! Добрый день! Салют! Хеллоу!
Хай! Приветик! Здоровик!»
Свои извинения учащиеся начальных классов приносят с помощью речевой
формулы «Простите! Извините, пожалуйста! Больше так не буду!»
Старшеклассники к этим словам добавляют «Сори! Я не хотел! Поймите и
простите!»
А ведь поводов для извинения могло бы быть гораздо меньше, если бы все
учащиеся соблюдали школьные нормы поведения.
Как нужно вести себя в школе Слайд № 17­18
Проанализировав результаты анкетирования, я поняла, что ситуация
нуждается в коррекции. Поэтому решила вывести общие правила поведения
для учащихся нашей школы. Соблюдать их несложно, даже полезно.
Ученики должны приходить в школу до начала уроков за 15 минут. Заранее
приготовиться к нужному предмету и ждать учителя. Они должны успокоиться
и привести себя в порядок, потому что учителю приятно, когда ученики
опрятны и готовы к уроку.
9

Если ученик опоздал, то нужно постучать и спросить разрешения войти в
класс. Когда войдешь, нужно поздороваться, объяснить причину опоздания и
извиниться. И больше не опаздывать, потому что отвлекаешь от работы не
только учителя, но и весь класс.
Пропуски уроков могут быть только по одной причине – из­за болезни.
Ученик должен принести справку от врача или записку от родителей.
На уроках надо вести себя тихо, не разговаривать. Когда учитель объясняет,
надо слушать внимательно, не перебивая. Если хочешь что­то спросить или
сказать, подними руку, не выкрикивай. На переменах нельзя бегать по классу, по
коридору.
Во время проведения праздничных линеек и мероприятий, нужно вести себя
серьёзно, не баловаться, внимательно слушать, то, о чём говорится, не отвлекать
одноклассников. Кроме того, принимать участие в школьных и районных
мероприятиях. Бороться за честь класса и школы.
По дороге в школу необходимо соблюдать правила дорожного движения для
пешеходов. В школе также необходимо соблюдать правила техники
безопасности, о которых рассказывает учитель.
Правила этикета нашего класса Слайд № 19
Конечно же, мы обязаны соблюдать все школьные нормы и предписания. Но
каждый классный коллектив имеет свои особенности. В нашем коллективе
заведено пропускать девочек вперед при входе в класс, помочь им поднять стул
после уроков, уступить место в зале, столовой.
10

Мы соблюдаем все праздничные даты и дарим друг другу подарки на День
Защитника Отечества и 8 марта. С особым уважением относимся к учителям,
пользуясь при обращении словами приветствия, прощания и извинения.
Соблюдаем порядок и чистоту в классе. Бережно обращаемся с учебниками и
тетрадями.
И всё же главным в школьной жизни является умение дружить. В классе мы
всегда выручаем друг друга в трудных ситуациях, помогаем в случае, когда что­
то не получается сделать (поделка, рисунок и др.), если кто­то забыл учебное
пособие – даём нужную вещь. Мы все вместе отвечаем за то, если кому­то плохо
в коллективе, радуемся общим победам и успехам каждого из нас. Всегда
выступаем на стороне слабого, а обидчика стараемся остановить, требуем
извинений и обещания больше не обижать товарища.
Получается, что дисциплина и порядок – это ежедневный и тяжёлый труд.
Справиться с этим нелёгким делом помогают наши «Классные правила».
1. Доброжелательность
­ Мы доброжелательно относимся друг к другу.
­ Здороваемся со всеми взрослыми, независимо от того, учат они нас или нет.
­ Улыбаемся. Не ходим с кислыми лицами.
2. Поведение и дисциплина
­ В классе и школе не сорим, пользуемся урнами как воспитанные люди.
­ Не опаздываем и не прогуливаем уроки.
­ После обеда убираем за собой посуду. Пусть в столовой уютно будет всем.
­ Не пользуемся во время уроков телефонами и плеерами.
3. Наша речь
­ Не повышаем голос и не кричим.
­ Вежливо разговариваем с взрослыми и между собой.
­ Не говорим плохие слова.
4. Общественные места
­ Во время общешкольных массовых мероприятий входим в актовый зал и
столовую без рюкзаков и верхней одежды.
­ Не трогаем и не портим чужие вещи.
5. Наши школьные традиции
­ Обязательно посещаем общешкольные линейки.
­ Любим, дорожим и поддерживаем школьные традиции.
­ Исходя из наших классных правил я приготовила фоторепортаж «Мы и
правила». Слайд № 20­29
1. Одевайте подходящую в школу одежду.
2. Уважайте учителя.
3. Сиди за партой ровно, не вертись.
4. Не болтай на уроке.
5. Не подсказывайте.
6. Не бегайте на перемене.
11

7. Хорошо веди себя в школьной столовой.
8. Старайся хорошо учиться.
ПРАВИЛА ЭТИ
ДОЛЖНЫ ВЫПОЛНЯТЬ
ТОЛЬКО ВСЕ ДРУЖНО
И ТОЛЬКО НА "5".
Пожелания нашим девочкам и мальчикам Слайд № 30­31
Ты мальчик, а это значит:
Ты сильнее, чем девочки, ты должен помогать, когда им трудно. Будь
вежливым во взаимоотношениях с ними. Когда девочка идет рядом с тобой в
класс или выходит в коридор, пропусти ее вперед. Если у нее упала книжка,
карандаш или портфель, не стыдись
поднять и подать ей ­ тебе это не тяжело, а девочке твоя помощь будет
приятна. Плохим мальчиком называется тот, кто бьёт девочек и обижает их.
Наоборот, нужно всегда защищать девочек. Когда девочка плачет, скажи ей
теплое, ласковое слово.
Ты девочка, а это значит:
Будь скромной и вежливой. Никогда не говори своим товарищам грубых и
резких слов. Когда обращаешься с просьбой, не забудь сказать "пожалуйста”.
Если товарищ сделал тебе услугу, не стыдись и поблагодари его. Это
показывает, что ты разумный и культурный человек. Будь для мальчиков
примером аккуратности, старательности, воспитанности.
12

Заключение Слайд № 32
Свою работу я посвятила изучению этикетных норм поведения в школе.
Мои знания по данной теме обогатились интересными сведениями о манерах
общения, правилах этикета в других странах, видах этикета и их особенностях,
о культуре в целом.
Считаю, что данная тема важна как для ребят моего класса, так и нашей
школы в целом.
В заключение работы мной были сделаны следующие выводы:
 В нашей школе действуют определённые нормы поведения для учащихся.
 В результате анкетирования было выяснено, что школьные правила в
большинстве своём соблюдаются учащимися (на уроке, в столовой, реже –
на перемене).
 Многие ребята хотели бы, чтобы все школьники придерживались
школьного этикета.
 С помощью этикетных правил можно изменить манеру поведения
школьников. Пример тому наши «Классные правила» и наш класс.
 Культурное общение позволит всем более уважительно относиться друг к
другу.
Уверена, всем людям надо постигать правила этикета с особым прилежанием,
так как они научат нас жить в ладу со всеми окружающими.
Список использованных источников
1. Кобзева В.В. Этикет в вопросах и ответах. Классный руководитель № 7 –
2001. Начало в № 1, 2, 3, 6. 2001.
2. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших
школьников. – Самара: Издательство “Учебная литература”, 2007.
3. Смирнов Н.А. Этика и этикет младших школьников: Пособие для учителей и
родителей учащихся начальных классов/ред. Л.В.Кузнецова, Г.С.Семенов – М.:
Школьная Пресса. 2002.
4. Персидская и др.Классные часы в 1 – 4 классах/. – Волгоград: Учитель, 2007.
5. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах: в помощь
учителю М.: Школа­Пресс. 1998.
6. Энциклопедия для детей. Я познаю мир. Москва, 2000.
7. Этикет от А до Я. Автор­составитель Н.В. Чудакова. – М.: Издательство
АСТ, 1997.

Приложение № 1
П Р И Л О Ж Е Н И Е
Анкета «Правила поведения учащихся».
1. Какие правила поведения учащихся в школе вы знаете?
2. Чем вы обычно заняты на перемене?
3. Что необходимо сделать для того, чтобы школьники не нарушали правила
поведения на переменах?
4. Нарушаете ли вы правила поведения учащихся в школе?
Приложение № 2
«Соблюдаешь ли ты школьные правила и нормы поведения?
Приложение № 3
14

«Можешь ли ты здороваться и извиняться?»
15

Транскрипт

1 Валивецкая Наталья Николаевна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида 91», г. Братск, Россия ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ЭТИКЕТ» Дошкольное детство важнейший период в нравственном становлении личности. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения. Данный проект направлен на формирование у детей культуры поведения. Именно в старшем дошкольном возрасте у детей формируется и гибкое отношение к выполнению правил этикета, и готовность понять и выполнять их. Тип проекта: По методу, доминирующему в проекте: творческий. По характеру участия ребенка: участник проекта от зарождения идеи до получения результата. По характеру контактов: внутри одной возрастной группы. По количеству участников: групповой. По продолжительности реализации проекта: краткосрочный, 1 неделя. Проблема. В ходе наблюдений за детьми выяснилось, что у них недостаточные знания об основах этикета. Актуальность. Воспитание культуры поведения одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы сейчас заложим в душу ребенка, проявится позже. Известно, что все начинается с детства. Формировать у детей навыки поведения нужно начинать с дошкольного возраста. Вся жизнь ребенка, как и любого взрослого, связана с правилами этикета. Многие родители хотят, чтобы их ребенок был вежливым, однако сами демонстрируют противоположный пример. Заставляя ребенка здороваться, родители сами часто забывают это сделать. В детском саду воспитатель формирует представления о нормах и правилах поведения, тем самым, влияя на взаимоотношения детей со

2 сверстниками, родителями, знакомыми и незнакомыми людьми, помогая ориентироваться в общественной жизни. Старший дошкольный возраст это тот возраст, когда у детей формируется гибкое отношение к выполнению правил этикета, стремление понять их. Поэтому тема работы очень актуальна в настоящее время. Цель: создание условий для формирования основ этикета у детей старшего дошкольного возраста Задачи: Для педагогов: ознакомление педагогов с существующими проблемами по теме; повышение уровня нравственной, этической культуры педагогов. Для родителей: знакомство родителей с работой группы по данной теме «Этикет»; привлечение внимания родителей к вопросу нравственного воспитания дошкольников; помощь детям в сборе информации. Для детей: изучение детьми правил и норм поведения; овладение детьми правилами хорошего тона для построения межличностных отношений; воспитание уважительного отношения к близким и окружающим людям; обогащение собственного опыта детей новыми знаниями об этикете; развитие творческих способностей, памяти, воображения, фантазии; формирование умения свободно общаться со сверстниками, родителями, знакомыми и незнакомыми людьми. Предполагаемый результат У детей сформируются такие чувства, как доброжелательность, сопереживание. Укрепятся дружеские взаимоотношения детей в коллективе. Дети закрепят все необходимые культурные правила и нормы поведения. Повысится уровень культуры детей и родителей. Овладеют хорошими манерами, тактичностью, выдержкой. Примерный план реализации проекта Способ реализации Цель Сроки Подборка материала, Создать условия для формулирования цели и Подготови пособий, литературы по теме. задач проекта; наметить пути достижения тельный

3 Подбор иллюстраций, приобретение и изготовления дидактических игр. Беседа «Этикет что это?» Словесная игра «Все наоборот». Игра «Волшебный стул». Пение песни «От улыбки станет всем светлей». Создание альбома «Мое настроение». Беседа на тему: «Значение вежливых слов. Дидактическая игра: «Оцени поступок». Игра «Фотографии друзей». Сюжетно-ролевая игра «Отправляемся мы в гости». Заучивание «мирилок». поставленной цели. Создать условия для формирования у детей представления о речевом этикете; умения самостоятельно выбирать модель поведения в зависимости от ситуации. Создать условия для активизации использования в речи детей противоположных по смыслу слов. Создать условия для способствования повышения самооценки ребенка, улучшения взаимоотношений между детьми. Создать условия для развития эмоциональной отзывчивости. Создать условия для воплощения через рисунок своего настроения, эмоций, впечатлений. Создать условия для развития умения использовать в своей речи вежливые слова. Создать условия для развития связной речи детей; упражнения в установлении причинноследственных отношений с опорой на сюжетную картинку; воспитания честности, вежливости и скромности. Создать условия для развития способности понимать настроение другого ребенка по мимике лица; формирования позитивного отношения к сверстникам; умения выражать свои чувства, отношения в речи. Создать условия для закрепления правил поведения в гостях; умения доброжелательно общаться друг с другом. Научить детей в игровой форме примириться. этап (1 день) первый второй

4 Изготовление «Цветка вежливости». Беседа «Кто и зачем придумал правила поведения». Чтение художественной литературы: С. Михалков «Ежели вы вежливы». Игра «Мост дружбы». Игра: «Волшебные руки». Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в общественном транспорте». Оригами, конструирование из бумаги (салфетки для сервировки стола). Беседа «Добрые слова». Игра «Что мы делаем, не скажем, что мы делаем, покажем». Чтение художественной литературы: Г.П. Шалаева, Создать условия для активизации в речи детей и взрослых нежные, ласковые слова. Создать условия для закрепления с детьми правил поведения в гостях, общественных местах; развития диалогической речи, умения строить суждение. Создать условия для знакомства с худ. произведением; воспитания любви, уважительного отношения к близким и окружающим людям. Создать условия для развития ориентации на поведение и эмоциональное состояние другого, способности видеть позитивное в другом, преодоление нерешительности, скованности. Создать условия для оптимизации взаимоотношений в группе путем стимулирования телесного контакта между детьми; преодоления эмоциональной отчужденности у дошкольников. Создать условия для закрепления правил поведения в общественном транспорте; умения доброжелательно общаться друг с другом. Создание условий для эстетического развития детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги. Создать условия для использования детьми в речи вежливых слов. Создать условия для закрепления умения детей изображать без слов «волшебные» слова и добрые поступки. Создать условия для знакомства с худ. произведением; воспитания любви, третий четвертый

5 О.М. Журавлева, О.Г. Сазонова «Детсадовский уважительного отношения к близким и окружающим людям. этикет: Как вести себя в детском саду». Словесная игра «Кто больше скажет добрых и теплых слов». Создать условия для стимулирования развития речевого общения; умения сочувствовать, стремления помочь ближнему. Дидактическая игра «Поступаем правильно». Создать условия для понимания детьми хороших и плохих поступков; их анализа; развития вежливости. Заучивание стихотворения А. Усачева «Приветствия». Создать условия для воспитания у детей любви к художественному слову, воспитания вкуса. Беседа «Будь всегда вежливым». Создать условия для воспитания уважения к окружающим взрослым и сверстникам; систематизации правил вежливого поведения: упражнения детей в анализе своих поступков. Разрезные картинки. Создать условия для умения правильно собирать изображение предмета из отдельных частей. Игра «Диктор на радио». Создать условия для развития устойчивого интереса к сверстникам. Музыкальная игра «Танец в Создать условия для развития эмпатии у детей парах». посредством стимулирования зрительного и тактильного контакта, дружеских взаимоотношений в группе. Инсценировка стихотворения Создать условия для умения передавать С. Маршака «Урок эмоциональные переживания в образе; вежливости». развития внимания, воображения и творческих способностей. Итоговый продукт Создать условия для помощи ребенку по «Изготовление «Лепбука» своему желанию организовать информацию по совместно с детьми. изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал; закрепления и систематизации изученного материала; умения самостоятельно пятый

6 собирать и организовывать информацию. Оценка результатов проекта Для детей: в группе улучшился микроклимат, дети стали внимательней, терпимей относится друг к другу. Снизилась конфликтность, улучшились коммуникативные навыки. Дети научились оценивать свои поступки и поступки других, замечать положительное и отрицательное в своем поведении и поведении окружающих, договариваться. Для родителей: благодаря этому проекту укрепились детско-родительские отношения; расширился кругозор; повысился уровень нравственной культуры родителей. Для воспитателей: оснастили предметно-развивающую среду, через изготовление дидактических игр, наглядных материалов. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Нарушение правил вежливости, приличия, этикета и др. М.: Издательство «АСТ»; Издательство «Астрель», с. 2. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. Ч. 1 / С.В. Пятак, Н.А. Царикова. М.: Эксмо, с. 3. Расту культурным: для детей 5-6лет: в 2 ч. Ч. 2 / Н.М. Липская. М.: Эксмо, с.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 75 «Лебедушка» Проект На тему: «В стране вежливых слов и добрых поступков» (средняя группа). Воспитатель: Занина Т.В. Проект в

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Берёзка» с. Вавож Проект по патриотическому воспитанию «Моё село, моя улица, мой дом». в старшей группе «Родничок» Воспитатели: Курбатова

Муниципальное казѐнное дошкольное образовательное учреждение детский сад 6 г. Татарска Проект «Дружба это чудо» Средняя группа Автор воспитатель высшей квалификационной категории Вайберт Лариса Валерьевна

Характеристика деятельности обучающихся Тематический план программы Наименование разделов/модулей, тем Всего, час Количество часов Ауди торн ые Внеауд иторны е Школьный этикет 7ч 4ч 3ч Правила поведения

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 7 города Белогорск» Проект «Дружба начинается с улыбки» Разработали: Эндерс В.В. воспитатель; Баранова В.В., воспитатель г. Белогорск,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 39 г. Йошкар- Олы «Веснушка»» Утверждаю: Заведующий МБДОУ М.М. Солдатова Принято на заседании педсовета от 30.08.2016 протокол

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад 13 «Радуга» ИНН 0318009037 КПП 031801001 ОГРН 1020300817712 Адрес г. Гусиноозерск, ул. Ключевская 13, тел.

Цель проекта: Развитие связной речи старших дошкольников через интеграцию различных форм занятий Задачи: Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи детей старшей группы; Закрепить и расширить

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕНТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД 9 «ЧЕБУРАШКА» Г. МИЧУРИНСКА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ 393760, Тамбовская область, город Мичуринск, улица Украинская, дом 42, т. 8 (47545)

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение Детский сад Комбинированного вида 9 г. Челябинск Проект «Моя мама лучше всех!» Выполнила воспитатель высшей категории Нечаева Е.В. 2015г. Проект «Моя мама

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 69 «Чайка» г. Смоленск Проект ко Дню матери в средней группе «Все начинается с мамы» Воспитатели: Бобкова О.В. Жукова Р.А. 2016

МБДОУ ДС 7 «Незабудка» Учим детей играть учим детей общаться Воспитатель I квалификационной категории Соловьева Алевтина Аркадьевна Добро пожаловать в нашу группу! У нас 9 шустрых мальчиков и 13 очаровательных

Рыбинск, 2016 Воспитатели: Кируца М.М. Филонова И.Г. Некрасова О.В. Иванова Н.М. Хижникова О.Г. Педагог-психолог: Соколова И.А. исследовательско творческий дети младшей, старшей группы, их родители, педагоги

Пояснительная записка Девиз программы: «Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья». Общение процесс передачи и приема вербальной и невербальной информации, основное условие развития

ПРОЕКТ КО ДНЮ МАТЕРИ СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Мамочка любимая, самая красивая!» Воспитатель: Вокуева Галина Алексеевна 2016г Информационная карта проекта Проект "Мамочка любимая, самая красивая" Автор проекта:

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад 6 Лукоморье» Авторы проекта: Давыдова Е.А. Мальцева О.Я. Вид проекта: познавательно-игровой, творческий Участники проекта:

Подготовительная логопедическая группа 5 Воспитатели: Шумакова С.М., Попова Р.В. Учитель-логопед Михайлова Е.В. Самое прекрасное слово на земле мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Гимназия 76» «Утверждаю» Директор МАОУ «Гимназия 76» Приказ от 27.08.205г, 338 П.В. Кулинченко РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ДЕТСКИЙ САД 6 Г. ТАТАРСКА Проект: «Жители Солнечного города». Воспитатель: Зайцева Наталья Васильевна II квалификационная категория 2012

Инновационная программа кружка для детей старшего возраста «Правила поведения для воспитанных детей» в рамках ФГОС Кудрявцева С. Н., воспитательница МБДОУ «Центр развития ребенка детский сад 3» Псковская

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 2 «Калинка» Мини-проект «Неделя дружбы и добра» для детей старшего дошкольного возраста Подготовила воспитатель: Халимбекова Г.А.

Организация работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста в рамках проекта «кормушка для птиц» Зотикова Светлана Николаевна, воспитатель МБДОУ «Тотемский детский сад общеразвивающего

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Выполнила: Блинкова А.И. Образовательные области Задачи образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» во ФГОС дошкольного

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Раздольненский детский сад 5 «Сказка» ПРОЕКТ КО ДНЮ МАТЕРИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «Самая любимая мамочка моя» Воспитатель: Пискарева В.Р.

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад 9» Проект «Откроем Музыке сердца» Работу выполнила музыкальный руководитель Зворыгина Т.М. г. Губаха, 2016 г. Название проекта:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципальное образование «город Бугуруслан» «Детский сад комбинированного вида 22» ПРОЕКТ на тему «В гостях у сказки» Подготовила: Гусева

СХЕМА разработки содержание психолого-педагогической работы образовательной области для средней возрастной группы Выполнил: Воспитатель Лютко Л.А. Одинцово 2016 г Содержание психолого - педагогической

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г. НЕФТЕЮГАНСКА «ДЕТСКИЙ САД 20 «ЗОЛУШКА» Проектная деятельность старшей «Б» группы «День России» Педагог: Воронина В.Ф Г. Нефтеюганск 2016

Социально-коммуникативное направл ения Проектирование индивидуальной траектории развития дошкольников через направления развития и образования (образовательные области) Возраст Основные позиции развития

МКДОУ УСТЬ-ТАРКСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» ВОСПИТАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ КАРПЕНКО ОКСАНА ВИКТОРОВНА Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу в результате будет зло ибо ребенок не рождается

Краткая презентация образовательной программы дошкольного образования для родителей (законных представителей) воспитанников пос. Новоселье Ломоносовский район Ленинградская область Образовательная программа

Проект «Все профессии нужны, все профессии важны» в старшей группе Тема проекта: «Все профессии нужны, все профессии важны». Сроки реализации: краткосрочный. Тип проекта: исследовательско творческий. Участники

«СОЦИАЛЬНО- КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ» Как вы понимаете, что такое «Социально-коммуникативное развитие?» Социально-коммуникативное развитие детей относится

Выступление из опыта работы Тема самообразования «Развитие эмоциональной сферы детей посредством создания игровых условий» Калинина Н.Е., воспитатель МАДОУ д/с «Росинка» Введение В настоящее время, заботясь

Перспективный план работы по самообразованию в старшей группе. Подготовила: Зеленина Е.К. Тема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад 63» ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Название проекта: «Моя семья» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Хомякова И.С., Петрова В.И. ПРОГРАММА факультатива «Этика: азбука добра» для внеурочной деятельности младших школьников (1-4 классы) Пояснительная записка Необходимость нравственного образования в школе,

Структурное подразделение детский сад муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы 1 г.чулыма Творческий проект в подготовительной к школе группе Воспитатель

Возрастные группы МБДОУ 45 1 младшая группа «КАРАПУЗЫ» Возраст от 2 до 3 лет, 35 детей в группе 2 младшая группа, возраст от 3 до 4 лет Группа «Гномики»39 детей в группе Группа «Умнички», 39 детей Средняя

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДОПОЛ- НИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДВОРЕЦ ПИОНЕРОВ И ШКОЛЬНИКОВ ИМЕНИ Ю.А. ГАГАРИНА» Рассмотрена и принята УТВЕРЖДАЮ педагогическим Советом Директор

Правила дорожные знать всем положено! Педагогический проект Автор проекта: Крамская Наталья Васильевна, воспитатель группы «Золушка» ДО «Лукоморье» Москва 2016 Цель Задачи Цель проекта: формирование у

МБДОУ «Подпорожский детский сад 12 общеразвивающего вида» ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ воспитателя Э.В.Яковлевой Формирование основ коммуникации у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной

ГБДОУ 79 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга Предметно-пространственная развивающая среда Младшая группа 1 «Сказка» Воспитатель: Ефимцева Людмила Николаевна Вся предметно-пространственная

Описание (краткая презентация) образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад 184» Образовательная программа дошкольного

Продолжительность проекта: краткосрочный (2 месяца) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители. Возраст детей: 4-6 лет

Воспитатели 1 группы: Мачнева С.М. Наумова Е.Е Проблема: Сформировать у детей представление: о Великой Отечественной войне; о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны. Идея: В преддверии празднования

Пояснительная записка 1. Структура образовательной деятельности При организации воспитательно-образовательного процесса в МАДОУ необходимо руководствоваться следующей нормативно-правовой документацией.

Название проекта

ЭТИКЕТ - РАБСТВО ИЛИ СВОБОДА

Тема исследования

КТО И ДЛЯ ЧЕГО ПРИДУМАЛ ЭТИКЕТ?

Актуальность проблемы

Почему мы эту тему взяли на исследование? Ежедневно нам приходится общаться в школе со своими одноклассниками, поведение некоторых можно назвать не хорошими. Если бы не существовало правил этикета, то люди не смогли бы понять, что такое хорошо и что такое плохо.

Цель

Расширить представление и пополнить знания о нормах и правилах этикета.

Задачи

Обогатить знания общегражданского этикета и познакомиться с правилами служебно-делового этикета.

Научиться воспитывать себя в рамках норм и правил этикета, что можно и что нельзя делать в конкретных ситуациях.

Узнать о видах этикета существующих в обществе.

Научиться оценивать себя и других.

Гипотеза

Если бы не было норм и правил этикета, то люди не могли бы понимать, чувствовать, уважать друг друга, устанавливать контакты.

Этапы исследования

Что понимается под этикетом, его развитие.

Откуда пришли правила учтивости и вежливости.

Зачем в обществе существуют нормы и правила этикета.

Объект исследования

Правила этикета.

Методы

поисковые

аналитические

практические

Наши результаты

Буклет по этикету.

Интервью в группе по этикету.

Выводы

Если бы не было правил этикета, то человек не смог бы органично влиться в общество.

Этикет - это не только правила хорошего тона, но и умение одеваться соответственно ситуации.

Источники информации

Б.В.Бушелов. Поговорим о вежливости.- М., Просвещение, 1988.

В.П.Шейнов. Секретарь: секреты профессии.- М., 2002.

И.В.Денисова. Наше поведение - взгляд со стороны. Справочник секретаря, 2003.

"Юности честное зеркало..." В книге: Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. - М., 2000.

ПРОЕКТ

Волкова Анна, Гарина Оксана,

Журилова Майя, Мосина Ксения

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА:

г. Юрьевец 2010

1) определение целей и задачи проекта «Школа этикета»;

3) анкетирование учащихся с целью изучения уровня воспитанности и анализ анкет;

4) план проведения воспитательных мероприятий для повышения культуры поведения учеников;

5) разработка воспитательного мероприятия «Поговорим о вежливости », составление к нему презентации;

6) проведение мероприятия «Поговорим о вежливости» в 3 классе МОУ СОШ № 1 им.

7) заключение.

Ребенок в момент рождения лишь кандидат

в человека, но он не может им стать в изоляции:ему

нужно научиться стать человеком в общении с людьми.

А. Пьерон

1.Определение целей и задачи проекта «Школа этикета»

Проблема формирования культуры поведения школьника является одной из самых актуальных проблем для учителя. Классный руководитель проводит различные воспитательные мероприятия, беседы, исследует уровень воспитанности учеников. Ведь необходимо научить ребенка уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности, относиться к ним так, как он относится к себе. Правило очень простое, но, увы, в повседневной практике такие формы работы являются не всегда действенными . А между тем культура человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни.

Предлагаемый нами проект «Школа этикета», рассчитанный на полугодие, поможет улучшить культуру поведения школьников. Для этого нами разработана система внеклассных мероприятий для учащихся младшего и среднего звена. Такие мероприятия будут проводить старшеклассники. Принципиально в методике проведения в данном случае ничего не меняется. Но общий настрой учеников становится совершенно иным: они с радостью встречают новое лицо, совсем по-другому воспринимают информацию и готовы все исполнить, чтобы только послушать своего гостя, если это даже и ученик старших классов.

Цели нашего проекта:

повышение культуры поведения учеников;

знакомство с правилами этикета.

Задача:

Улучшение дисциплины учащихся.

Предполагается, что после проведения подобных мероприятий действительно изменится манера общения ребят и улучшится дисциплина на уроках, переменах, в столовой, на улице. Повышение культуры поведения можно отследить через дежурство по школе.

2. Изучение форм воспитательной работы

Для реализации проекта выбраны следующие формы работы: урок-знакомство, урок-тренинг, игра.

В основе всех разработанных мероприятий лежит игра как одна из форм организационного обучения, воспитания и развития личности. Возможности игры очень велики: во-первых, воссоздаются межличностные отношения, моделирующие условия социальной жизни, во-вторых, активизируется процесс обучения посредством стимуляции мотивов учебной деятельности . Игра не только способствует активному взаимодействию учащихся, но и повышает их эмоциональное напряжение, чем расширяет и углубляет процесс творческого самоопределения. Игра обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.

3.Анкетирование учащихся с целью уровня воспитанности и анализ анкет

В начале исследования учащимся было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Всегда ли ты здороваешься при встрече

А) со своим учителем;

Б) с учителем, не работающим в вашем классе;

В) с одноклассниками?

2. Говоришь ли «спасибо», когда встаешь из-за стола

А) дома родителям;

Б) в школе работникам столовой?

3.В переполненный автобус заходит пожилой человек. Ваша реакция?

А) останусь сидеть;

Б)предложу свое место.

4. Всегда ли ты стоишь в очереди

А) в школьной столовой;

Б) в магазине?

5.Ты пришел к приятелю в гости, а он празднует день рождения. Как ты поступишь?

А) извинишься и уйдешь;

Б) поздравишь именинника, извинишься и, если пригласят, останешься;

6. Нужно ли здороваться со всеми пассажирами, когда ты входишь в автобус?

7. Можно ли прийти в гости за час до назначенного времени?

8. Куда деть жевательную резинку, если ты находишься в гостях за столом?

Анализ анкет:

А) 100%; Б) 30 %; В) 80%; А) 80%; Б) 60%; А) 60%; Б) 40%; А) 100%; Б) 80%; А) 20%; Б) 80%; Да – 10%; Нет – 90%; Да - 20%; Нет – 80%; Выкинуть – 60%; Оставить на столе – 40%.

4. План проведения воспитательных мероприятий для повышения культуры поведения учеников

1) «Поговорим о вежливости» 3 класс

2) «О, этот славный этикет» 4 класс

3) «Роскошь человеческого общения» 5 класс

4) «Искусство дарить и принимать подарки» 5 класс

5) «Наш дар бесценный - речь» 6 класс

6) Заседание клуба этикета «Факультет забытых истин» 7 класс

5. Разработка воспитательного мероприятия

Воспитательное мероприятие "Поговорим о вежливости"

google_protectAndRun("ads_core. google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); Цели:

1) Знакомство с традициями приветствия разных народов

2) Обучение правилам этикета

3) Воспитание речевой культуры младших школьников.

Слайд 1

Старшеклассник: Добрый день, ребята! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей.

Дорогие ребята! Сегодня на нашем занятии мы с вами вспомним некоторые правила этикета и поговорим о вежливости.

Что же такое этикет?

(ответы детей)

Слайд 2

Старшеклассник : Этикет – это слова французского происхождения, оно вошло в лексикон со времен французского короля Людовика XVI, имевшего громкое прозвище “король солнца”, необычайную любовь к роскоши. На приеме у короля гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек – этикеток и произошло слова “Этикет”

(Толковый словарь Н. Ожегова)

Что же такое вежливость?

(ответы детей)

Старшеклассник: Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного человека. До XVI века “Вежа” означало “знаток”, – тот кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям.

Сегодня мы поговорим об одном из правил вежливости, а о каком вы сейчас догадаетесь.

Ребята, давайте с вами представим, что мы заблудились в чужом городе, а там царит жесткий мороз, очень холодно. Покажите, какие действия помогут нам понять, что вокруг холод и стужа.

(Все ребята вместе с ведущим поеживаются, обхватывают себя руками, дрожат, делают вид, что стараются согреться, притопывают ногами, прихлопывают руками, дуют на руки, потирают ладоши и т. д.)

А теперь мы подходим с вами к красивому большому дому, дверь которого приоткрыта, мы вошли и сразу же почувствовали тепло, добрый голос хозяина дома сказал!” Проходите, гости дорогие!” Что же мы должны сказать хозяину этого дома при встрече?

Старшеклассник: Мы в ответ скажем “спасибо”, а потом слово “здравствуйте”.Так принято во всем мире здороваться, когда входишь в чей-то дом или встречаешься с добрым человеком.

Слайд 3

Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были совсем не знакомы,
Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто “Здравствуйте” больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же так радостней сделалась жизнь?

Да, ребята, вы поздоровались, и на капельку радостней сделалась жизнь. А ведь иногда вы прокричите или пробурчите что-то невнятное: не то «брысть», не то «дрысть».

Говоря: « Здравствуйте»,- мы желаем здоровья.

Слайд 4

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Ребята, а вы знаете, как приветствовали раньше друг друга в разных странах?

Слайд 5

Тибетцы, например, здороваются, снимая свой головной убор , левую руку они закладывают за ухо да еще высовывают свой язык.

На Крайнем Севере охотники, встречаясь, терлись носами.

Доблестные мушкетеры изящно склонялись, помахивали шляпами с длинными перьями.

На Востоке было принято подносить руку ко лбу и к сердцу .

- А какие жестовые приветствия знаете вы?

- Представляете, если бы мы тратили столько времени на поклоны и реверансы?

- Что бы из этого вышло?

- Все это делается в соответствии с традициями и должно соответствовать ситуации и времени.

Приветствия всегда существовали у всех народов. В наше время разные народы здороваются по - разному:

Слайд 6

    В России говорим: “Здравствуйте!” Китайцы кланяются друг другу Эскимосы в знак приветствия трутся носами В Англии говорят: “Hello” Во Франции здороваются так: “Bonjour” В Германии говорят “ Здравствуйте”так: “Guten Tag”.

Что же объединяет все эти народы в приветствиях?

Да, по – разному отмечают люди самое простое и самое частое событие в своей жизни – встречу с другим человеком. И все - таки общее тут есть. Уклониться от приветствия, не ответить на него во все времена, у всех народов считалось верхом невоспитанности и неуважения к окружающим. Ведь в поклоне, в словах привета, заключено очень большое и важное содержание: “Я тебя вижу, человек. Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю, хочу, чтобы и ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе самого доброго”. Вот что означает простое и обычное слово “здравствуйте”.

Слайд 7

«Здравствуйте»,- ты скажешь человеку.
«Здравствуй»,- улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.

Вспомните, пожалуйста, словесные приветствия, какие вы знаете.

(ответы детей)

Старшеклассник: Салют! Привет! Чао! Доброе утро! Добрый день! Что означает слово “здравствуйте” вы уже знаете. Сейчас обратимся к русским народным сказкам и выясним, когда там встречается это слово, кто и в каких случаях его употребляет.

    Встретились кума лиса да серый волк. Здравствуй, лисонька, здравствуй, куманек. (Лиса и Волк) По мачехиному велению привез старик дочку зимой в лес, под старой елью оставил. Приходит Морозко, по елкам попрыгивает, на красную девушку поглядывает. «Здравствуй, девица». “Здравствуй, Морозушко, здравствуй, батюшка”.А тепло ли тебе, красная?” – “Тепло, Морозушко, тепло, батюшка!” (Морозко)

Старшеклассник: Что же это за слово: здравствуй, здравствуйте. Почему персонажи этих сказок употребляли его во время встреч? Кто-нибудь сможет объяснить?

Верно, это слова приветствия, знак доброго уважения людей друг к другу, а означает оно все то же пожелание здоровья.

Будь здоров, не болей,
Это просьба всех людей.
Здравствуй стоит лишь сказать,
И не надо объяснять:
Быть здоровыми хотим
И об этом говорим.

Мне кажется, что “здравствуй” – лучшее из слов,
Потому что “здравствуй” – будь здоров
Правило запомни, знаешь – повтори.
Старшим это слово первым говори.
Вечером расстались, встретились с утра.
Значит, слово “здравствуй” говорить пора.

Сейчас мы проверим, насколько вы владеете искусством этикета, и откроем небольшие секреты поведения. Объясните, как себя вести в данной ситуации:

    Вы идете по улице с товарищем. Он поздоровался с незнакомым вам человеком. Надо ли здороваться вам? Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними и как это сделать? В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них вы увидели своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказали: “Здравствуйте, Мария Ивановна!”. Правильно ли вы сделали?

Слайд 8

Игра “Вежливо – невежливо”

Если вы посчитаете, что поступок вежливый - хлопните в ладоши.

Если невежливый - топните ногой.

· Поздороваться при встрече

· Обозвать обидным словом одноклассника

· Не уступить место пожилому человеку

· Толкнув, не извиниться

· помочь поднять упавшую вещь

· громко разговаривать в общественных местах.

Молодцы, ребята!

Золотые правила:

    всегда здороваться первым, особенно если ты присоединяешься к какой–нибудь компании или встречаешься со старшими по возрасту; не смущайся, если поздороваешься по случайности дважды, лучше сделать это повторно, чем ни разу; помни о традициях того общества, в которое попадаешь; всегда прощайся, независимо от того, какого пола и возраста собеседник.

Поздороваться с человеком так, чтобы ему стало радостно и солнечно, тоже надо уметь. Обращали ли вы внимание, со сколькими оттенками можно произнести простое слово “здравствуйте”? – тепло, официально, холодно. Все зависит от интонации, “подвластной” человеку.

Если относиться друг к другу вежливо, можно многих неприятностей избежать. О правилах вежливости сейчас мы узнаем из стихотворения С. Маршака “Ежели вы вежливы”.

Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.

Старшеклассник: Что при входе в автобус прежде надо пропускать пожилых, стареньких людей. Так как они уже слабенькие, не сильные, а молодые крепкие, удалые.

И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.

Что вы поняли из этих слов? (ответы детей)

Старшеклассник: Ну, это совсем просто! На урок мы идем для того, чтобы учиться, получать знания, а не баловаться и разговаривать, как сороки.

И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с бабушкой, и с дедушкой
Вы их не перебьете.

Есть такое выражение; уметь слушать. В разговоре со взрослыми это особенно ценится. Если взрослый говорит, значит надо быть внимательным, а не перебивать его.

6) Проведено воспитательное мероприятие «Поговорим о вежливости» в 3 классе МОУ СОШ № 1 им. .

В ходе мероприятия были использованы наглядность (рисунки, плакаты) и ИКТ (презентация).

Информация, представленная в наглядной форме, является наиболее доступной для восприятия, усваивается легче и быстрее. При использовании наглядных методов нами соблюдался ряд условий:

применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент занятия; наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет; необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций; детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений; демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала.

Заключение

В процессе работы над проектом «Школа этикета» мы убедились в том, что старшеклассники могут помочь в решении проблемы формирования культуры поведения учащихся младшего и среднего звена. В результате анкетирования было выяснено, что не все ребята в повседневной жизни ведут себя в соответствии с правилами этикета, да многие и не знают этих правил. С помощью данного проекта можно изменить манеру общения школьников.

Так как наш проект рассчитан на полугодие, выводы делать рано. Но даже после проведения одного мероприятия можно отметить, что здороваться учащиеся 3 класса стали не только со своим учителем, но и с другими учителями, с обслуживающим персоналом. Нами будет продолжена работа с проектом «Школа этикета», планируется организация еще 6 воспитательных мероприятий. Через анализ дежурства по школе и последнего анкетирования можно подвести окончательный итог нашей работе.

Литература

1. Воспитание школьников.2003.№10; 2005.№4.

2., Шкатова ли вы общаться? М., 1991

3.Современный этикет. М: ЭКСМО,2005

4.Черных мероприятия 6 класс. М. «ВАКО» 2008

5.Этикет на все случаи жизни. М. АСТ-пресс, 1999