Название:
Номинация:
Должность: воспитатель
Место работы: МКДОУ ДСО «Росинка»
Месторасположение: село Кундуй, Куйтунский район, Иркутская область
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое.
Задачи:
1. Формировать представление детей о значении воздуха для человека и всего живого.
2. Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха (невидим, содержится в организме человека, может создавать звук, необходим для всего живого и т.д.) и способами его обнаружения. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности.
3. Воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде.
Пособия и материалы: полиэтиленовые пакеты, зубочистки, пластиковые стаканчики, трубочки для коктейля (по количеству детей), резиновые игрушки (по количеству детей), дудочка, карточки – символы, ткань для парашюта, фартуки и шапочки (по количеству детей) картинки с изображением живой и неживой природы, воздушные шары
Предварительная работа : игры с султанчиками, воздушными шарами, дыхательное упражнение «Сдуй снежинку», наблюдения на прогулке, беседа « Кому нужен воздух», просмотр познавательного мультфильма из серии Свободный урок «Воздух».
1. Орг. игра с воздухом «Парашют»
Воспитатель: Ребята, у меня для вас приготовлен сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусок ткани. Она легкая, воздушная, воздуху послушная. Вы знаете, кто такие парашютисты? Что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета? Попробуем сделать парашют, встанем все в круг и возьмемся за края.
Дружно мы все встали в круг,
Будем делать – парашют.
Друг за другом мы идем,
Парашют в руках несем.
Руки вверх все поднимаем,
Парашют наш надуваем.
Вот какой наш парашют
Легким воздухом надут.
Воспитатель: Что нам помогло надуть наш парашют? (воздух)
— Смотрите, как парашют наполняется воздухом. Это и помогает парашютисту приземляться медленно и плавно и не ударяться о землю.
— Ребята, а что такое воздух? (это то, чем мы дышим)
— А в нашей группе есть воздух? А как можно проверить? (предположения детей)
— Ребята, давайте превратимся в настоящих ученых, будем проводить эксперименты, чтобы узнать секреты воздуха. Согласны? (дети одевают форму)
— Ребята, давайте поймаем воздух руками. (Дети пытаются поймать воздух) Поймали?
— А как же нам его поймать?
Воспитатель: Посмотрите, что это у меня лежит на столе? (дети берут пакеты, рассматривают их, выясняют, что они пустые)
Опыт «Поймай воздух пакетом»
А сейчас я покажу фокус (раскрываю пакет, взмахиваю, ловя воздух, предлагаю детям сделать то же самое)
— Что произошло с пакетами? На что они стали похожи? (они надулись, похожи на подушку)
— Что в них находится? (воздух)
— А как можно проверить действительно ли в пакете – воздух? Возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек. Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете? (ветерок, идет воздух) Ветер – это движение воздуха.
— Вот мы и открыли первый секрет воздуха: (воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать).
— Молодцы! Я хочу вам сказать, что ученые результаты своих исследований записывают. Для чего? Давайте и мы с вами будем это делать с помощью картинок – символов.
— Воздух – прозрачный, бесцветный, он не имеет цвета, он невидимый и это его свойство обозначим вот такой карточкой (глаз)
(на доску выставляется карточка — символ)
— А сейчас пройдем и займем свои рабочие места в нашей лаборатории.
— Как вы думаете, есть ли воздух в человеке? (варианты ответов детей)
Опыт «Воздух в человеке»
(дети садятся за столы, на столах стаканчики с кипяченой водой и трубочки)
— Опустите трубочку в стакан с водой вдохните носом побольше воздуха, и подуйте в нее. Что происходит? (выходят пузырьки)
Как здорово у вас получается. Вода в стаканах просто бурлит.
Почему так произошло? (дети говорят что это выходил воздух из трубочки)
Откуда вы взяли воздух что бы дуть в трубочки? (подвести детей к тому, что необходимо сначала вдохнуть воздух, а потом его выдохнуть в трубочку).
— Верно, сначала мы вдыхаем воздух через нос, он попадает к нам в легкие, затем мы его выдыхаем в трубочку и получаются пузырьки. Мы с вами дышим, а значит воздух находится в нас.
Вот мы и узнали второй секрет воздуха.
— Запишем результаты опыта с помощью карточки (изображение человека)
— А теперь немного отдохнем, поиграем с ветерком.
Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо
(взмахи руками)
Закачалось деревцо
(качаемся)
Ветерок все тише, тише,
(приседаем)
Деревцо все выше, выше
(поднимаемся на носочки).
— Ребята, мы сегодня узнали, что воздух можно почувствовать. А как вы думаете, можем ли мы услышать воздух? (предположения детей)
Опыт «Услышь воздух»
Что это у меня в руках? (дудочка) Я сейчас подую в нее, а вы внимательно слушайте.
— Что вы услышали? (звук)
— Воздух быстро проходит через трубочку и образуется звук. Есть много музыкальных инструментов, которые издают звуки при помощи воздуха. А еще можно услышать звук с помощью резиновой игрушки (дети резким надавливанием на игрушку издают звуки)
Мы узнали третий секрет воздуха – быстрое движение воздуха создает звук.
Отметим результат с помощью карточки (ухо)
— Уважаемые ученые, мы так много говорили сегодня о свойствах воздуха, но ничего не сказали о значении воздуха для человека и всего живого.
— Сможет ли человек жить без воздуха?
Опыт «Не дышу»
— Закроем рот и зажмем нос двумя пальцами (пауза)
— Почему вы убрали руку и открыли рот? (начали задыхаться)
— Чего вам не хватало? (воздуха)
— Хорошо вам было без воздуха? (нет, человек без воздуха погибнет)
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем.
Д/и «Кому нужен воздух»
Воспитатель: Ребята, вспомним, кому еще нужен воздух?
(Большая карточка с изображением воздуха, маленькие карточки с изображением живой и неживой природы. Дети выкладывают по кругу маленькие карточки и называют кому нужен воздух).
— Кому необходим воздух? Как это можно назвать одним словом? (живой природе или всему живому) Для чего необходим воздух? (дышать, расти, жить).
Четвертый секрет воздуха. Добавим к нашим записям еще одну: (Воздух нужен всему живому).
Обобщение знаний о воздухе по карточкам – символам:
— На сегодня наши исследования закончены, подойдем к доске и вспомним по нашим записям (карточкам) все, что мы узнали о воздухе.
— Уважаемые ученые, вы все прекрасно потрудились в лаборатории и узнали много нового и полезного о воздухе, и я приготовила для вас подарки.
Он — на нитке-поводке.
Нитка держится в руке.
Легкий, праздничный, смешной
И в придачу надувной.
(воздушный шарик)
Название:
Конспект занятия «Воздух невидимка»
Номинация:
Детский сад, Конспекты занятий, НОД, опытно-экспериментальная деятельность, Средняя группа
Татьяна Суворова
Конспект занятия «Воздух и его свойства»
Конспект НОД
в средней группе
«Воздух и его свойства »
(познавательное развитие)
Цель : Формирование представлений о воздухе , его свойствах и значении .
Задачи :
Сформировать у детей познавательный интерес к воздуху , его свойствам и значении .
Познакомить детей с понятием «воздух » , его свойствами (невидим, лёгкий, прозрачный, упругий, занимает место, не имеет запаха, ролью и значением воздуха в жизни человека и живых организмов.
Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
Развивать у детей мыслительные операции, познавательный интерес, наблюдательность, умение делать выводы, эмоции, воображение.
Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор , позитивное отношение к окружающему миру, бережное отношение к природе, желание исследовать всеми доступными способами.
Расширять и активизировать словарь детей.
Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» , «Физическое развитие» , «Речевое развитие» , «Художественно- эстетическое развитие» .
Предварительная работа : наблюдения на улице, игра «мыльные пузыри» , чтение художественной литературы, беседы с детьми на тему : «Как воздух помогает людям » , рассматривание иллюстраций о явлениях воздуха в энциклопедии для детей.
Оборудование и материалы : воздушный шарик , мыльные пузыри, трубочки по количеству детей, стаканчики, веера, предметы для игры «Тонет- не тонет» : деревянный кубик, камень, резиновый мячик, монетка; магнитики деревья.
Участники : дети, воспитатель
Методы и приемы :
Словесные (беседа, ответы на вопросы, загадывание загадки, чтение стихотворения) ;
Игровые (игровые ситуации, сюрпризные моменты- волшебная коробка с ветерком) ;
Наглядные (демонстрация опытов и экспериментов) ;
Практические (самостоятельная опытно – экспериментальная деятельность) .
Ход НОД
Воспитатель :
Ребята, я принесла вам шарик.
Как вы думаете, что у него внутри?
Правильно, воздух , поэтому он и называется воздушный шарик .
Мой шарик умеет летать. Я толкаю его слегка, и он летает.
Как вы думаете, почему он так летает? (он легкий) . Значит и воздух , который находится внутри шарика тоже легкий.
-Давайте вместе произнесем : воздух легкий .
Воспитатель :
А сейчас я развяжу шарик и выпущу воздух . Что вы почувствовали?
(ветерок, а ветерок это тоже воздух , который движется.
А что вы услышали? Как воздух выходит из шарика ? Давайте вместе произнесем : ш-ш-ш-ш.
А вы его увидели?
Значит, получается, что воздух невидимый или прозрачный, раз его не видно.
-Давайте вместе скажем : воздух прозрачный .
Ребята, а хотите поиграть с воздухом : ощутить его, поймать, почувствовать?
Тогда, приготовьтесь. Мы сегодня отправимся в нашу лабораторию и будем учеными. Кто такие ученые? Мы будем проводить эксперименты и опыты с воздухом .
А сейчас встанем и проведем физминутку.
Физминутка
Ветер тихо клен качает,
Влево, вправо наклоняет.
Раз - наклон
И два наклон.
Зашумел листвою клен.
Работа с веером
Вот такой у нас ветерок.
А вы хотите, почувствовать ветерок и позвать его? Он спрятался у меня в этой коробке.
Возьмите веер и позовите ветерок, а еще можно ему придумать имя (каждый ребенок называет имя своего ветерка) .
Ну что, почувствовали какой ветерок?
А теперь одеваем халаты и отправляемся в лабораторию, мы же ученые.
Работа в лаборатории
Воспитатель :
Дети, что в стакане? (пустой)
Давайте проверим.
Воспитатель переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в тарелку с водой.
Посмотрите, стакан остался пустым, туда водичка не прошла, а что же не пускает воду в стакан, что в нем есть?
А теперь я немного наклоню стакан, чтобы водичка туда прошла, давайте посмотрим, как будет выходить воздух (пузырьками?
Это воздух выходит из стакана наверх- он же очень легкий, а его место занимает вода.
Воспитатель :
Скажите, дети, наш стакан пустой, или в нем что-то есть?
Что же в нем есть?
Дыхательное упражнение «Ветер»
А ветер щёки толстые надул, надул, надул,
И на высокие деревья он подул, подул, подул.
Воспитатель :
Сейчас мы с вами проведем еще один опыт. У нас на столе стаканчики с водой и трубочкой. Подойдите, вдохните воздух и подуйте один раз в трубочку.
Посмотрите, что появляется на поверхности воды?
А почему появляются пузыри? Внутри нас есть воздух .
А давайте подуем посильнее? Сколько появилось пузырей?
А где еще есть воздух ? (вокруг нас, на улице, внутри нас)
Дидактическая игра «Тонет - не тонет»
Мы сейчас проверим, в каких предметах есть воздух ? Если в предмете есть воздух - он будет плавать так как воздух легкий , если нет воздуха – потонет (дети по очереди подходят и опускают предмет в воду)
Назовите предметы, в которых есть воздух ?
Назовите предметы, в которых воздуха нет ?
Что же мы выяснили, сделав опыты?
Где есть воздух ?
Какого он цвета?
Какой он на вкус? Вдохните, попробуйте.
Какой у воздуха запах ?
Игра с мыльными пузырями
Ребята, а воздух с нами хочет поиграть. Он прислал к нам своих друзей - мыльных пузырей. Они спрятались вот в этом маленьком флакончике.
(звучит музыка, дети ловят пузыри)
Что внутри этих пузырей, почему они летают?
Воспитатель :
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же,
Без него мы жить не можем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас.
Что же это?
Значение воздуха для человека
Дети, а скажите, человек может жить без воздуха ?
Человеку нужно дышать. Давайте проверим, сможем ли мы жить без воздуха ? Вдохнем и задержим дыхание - не дышите. Без воздуха долго жить невозможно.
А кто еще не может прожить без воздуха ?
А как вы думаете, каким воздухом лучше дышать - чистым или загрязненным?
Сколько на земле живет людей, животных, птиц и всем нужен чистый воздух .
Аутотренинг
Закройте глаза, мы с вами отдохнем.
Ярко светит солнце. Дует легкий ветерок. Я вдыхаю его чистый, свежий воздух . Колышется трава на лугу. На до мной гордо кружат птицы. Мне хорошо и приятно. Я очень рад, что встретился с удивительным миром природы. Я хочу жить в мире с природой.
Посмотрите на картинки, в каком красивом городе мы живем. В нем много машин, которые загрязняют воздух .
А у нас в городе чистый воздух ?
А что загрязняет чистый воздух ? (машины, заводы, люди)
А где же взять нам много чистого воздуха .
Чтение стихотворения воспитателем
Как приятно любоваться
Синевой морей.
Как прекрасно восхищаться
Клумбой у дверей.
Но не вечная природа,
Она терпит столько зла!
И всё меньше год от года
На планете кислорода
Счастья, мира и тепла.
Чтоб земля была красивей
Надо быть нам бережливей.
Я открою вам секрет, чтобы воздух был чистым , нужно сажать деревья и другие растения. Они впитывают в себя грязный воздух , а отдают - чистый.
Посадка деревьев
Я предлагаю вам прямо сейчас посадить дерево, чтобы воздух был чист . Каждый из вас возьмет деревцо и прикрепит его на доску. (Звучат голоса птиц)
Посмотрите, какая красота получилась.
Что же нужно делать, чтобы воздух был чистым ?
И если каждый человек будет насаживать деревья, то нам легче будет дышаться, воздух будет чистым .
Публикации по теме:
Сообщить, что везде – в помещении и на улице, дома в квартире – есть воздух. Он прозрачный, легкий, совсем незаметный. Загадка: Через нос.
Конспект открытого занятия на тему: «Магнит и его удивительные свойства». Программное содержание: Формировать у детей представление о магните.
Конспект занятия-наблюдения по ознакомлению дошкольников с неживой природой «Воздух и его свойства» Тема: Воздух и его свойства. Цель: Познакомить детей с воздухом и его свойствами. Задачи: 1. Показать, что воздух легко обнаружить. 2.
Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Стекло и его свойства» Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему «Стекло и его свойства». Цель: ознакомление детей.
Алёна Садченко
Занятие для детей старшей группы по теме «Воздух » разработано и представлено в соответствии с ФГОС. В образовательной области «Познавательное развитие» разделе «Развитие познавательно-исследовательской деятельности » .
Организация непосредственно образовательной деятельности проводится в соответствии с СанПином и здоровьесберегающими технологиями. Проектировочный компонент представлен в полном объёме для детей группы данного возраста .
Цель :
Обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах через организацию совместной деятельности .
Задачи :
1. Познакомить с понятием «воздух » , его свойствами.
2. Способствовать развитию способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы .
4. Способствовать развитию органа зрения, слуха, обоняния.
5. Способствовать развитию сообразительности, внимания, любознательности.
6. Активизировать речь и обогатить словарь детей.
Интеграция образовательных областей :
Познавательное развитие; Социально-коммуникативное развитие; Речевое развитие. Безопасность.
Использование технологий : ИКТ технология, технология исследовательской деятельности (опыты, здоровьесберегающая технология (физкультминутка) .Безопасность.
Оборудование :
Воздушный шарик , халаты и бейджики на каждого ребёнка; полиэтиленовые пакеты для каждого ребёнка, миски с водой на каждого ребёнка и одноразовые стаканчики, стаканчики с водой по 1 на каждого, трубочки для коктейля для каждого ребёнка; по 1карточке 2 цветов-зелёная и красная.
Организационный компонент
(Дети заходят в зал, здороваются с гостями, на экране появляется мультяшный «Ветер» , в записи звучит звук ветра, ветер и приносит нам воз душный шарик).
Воспитатель : Ребята куда попал шарик?
Воспитатель : Детский сад, шарик, это место, куда дети приходят играть, веселиться и узнавать много нового. Вот сегодня мы хотим узнать, что нас окружает и также что находится у тебя внутри шарик.
Воспитатель : А если хочешь узнать, то оставайся с нами, мы тебе расскажем!
Воспитатель : Ребята, а для того, чтобы узнать о том, что находится внутри шарика, нам нужно стать исследователями и попасть в лабораторию. Станем исследователями?
Дети : Да.
Воспитатель : Тогда переодеваемся в халаты. (Дети одевают халаты)
И давайте вспомним как нужно вести себя в лаборатории. На экране появляются картинки «Поведения в лаборатории» .
(На экране появляются схематические рисунки-подсказки)
1. Соблюдай тишину в лаборатории.
2. Не толкай соседа во время работы.
3. Сначала подумай, потом сделай.
4. Убери за собой рабочее место.
Воспитатель : Молодцы! А теперь пройдёмте в нашу лабораторию, наденьте халаты и подходите к столам.
ЗАЛ «НАУЧНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ»
Воспитатель кладет легкую салфетку на край стола и взмахом книги приводит салфетку в движение, салфетка падает со стола.
Почему салфетка слетела со стола? Я до нее даже не дотронулась (ее сдул ветерок) . Правильно, ветерок-это воздух , который движется.
Хотите почувствовать, как движется воздух ? Посмотрите, у вас на столе лежат веера, давайте ими помашем. Что вы, почувствовали? (наблюдают движение воздуха ) .
Делаем вывод : Ветер-это движение воздуха .
Дети, что в стакане? (ничего) . Говорите, нет ничего. Тогда смотрите фокус.
Воспитатель переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в тарелку с водой. Стакан не наполняется водой.
Что же не пускает воду в стакан? (воздух ) . Опыт предлагается повторить детям.
А теперь, наклоните стакан. Что появляется в воде? (пузырьки воздуха ) .
Откуда они взялись? Это воздух выходит из стакана , а его место занимает вода. Интересно наблюдать, как воздух , попадая в воду, быстро поднимается пузырьками наверх. Они легче воды.
Делаем вывод : Воздух легче воды
А чтобы увидеть воздух его надо поймать , возьмите пакетик. Что в нём?
Дети : Ничего
А теперь набираем воздух и скручиваем пакетик. Давайте посмотрим, кто больше всех поймал воздух ? На что стал похож пакет? Теперь выпустим воздух , каким стал пакет? Почему? Чтобы увидеть воздух , что надо сделать?
Дети : Его надо поместить в «оболочку»
Делаем вывод : Чтобы обнаружить воздух , нужно поймать его в оболочку.
А теперь еще один опыт (детям предлагается стакан воды и соломинка.)
Подуйте в соломинку. Что появляется на поверхности воды? Почему появляются пузыри? (воздух выходит из воды ) . А откуда берётся воздух ? Из нас.
Делаем вывод : Воздух находится внутри нас.
Ребята мы поработали, и все устали. Давайте отдохнём, выходите на ковёр, сделаем физкультминутку.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
Плавно руки вверх подняли
И кистями помахали.
Руки мы к плечам прижали
И локтями повращали.
Сделали по пять прыжков.
И к работе все готовы!
Ребята, а если мы с вами, закроем рот и нос, и не будем дышать, как вы думаете, мы выживем?
Дети : нет
Делаем вывод : Человек не может без воздуха
Ребята, посмотрите вокруг, вы видите воздух , какого он цвета? (бесцветный)
Вдохните ртом воздух и попробуйте , какого он вкуса? (безвкусный) .
Вдохните носом воздух . Какого он запаха? (без запаха) .
Вывод : Чистый воздух не имеет цвета , запаха, вкуса.
А сейчас ребята, я хочу вам показать, что воздух может иметь запах .
Я приготовила для вас сюрпризы с различными запахами, попробуйте отгадать, чем будет пахнуть воздух , если оставить этот предмет, лежащий в помещении.
Воспитатель подготавливает пахучие вещества в киндер-сюрпризах (чеснок, апельсин, лук, лимон, ветки ели и т. п.) .
Дети отгадывают запахи.
Воспитатель : А теперь давайте сделаем вывод, мы сказали прежде, что чистый воздух не имеет запаха , а когда воздух будет иметь запах (Итак делаем вывод : Чистый воздух не имеет запаха , но может передавать запахи других предметов.
Рефлексия
Воспитатель : Давайте ещё раз закрепим, что мы знаем о воздухе . Я предлагаю взять 2 карточки- одна красная, другая зелёная. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать цветные карточки. Если вы со мной согласны, поднимите карточку зелёного цвета, если не согласны, то красного цвета, но будьте внимательны!
-Воздух окружает нас со всех сторон.
-Воздух прозрачный , поэтому мы его не видим.
-Воздух тяжелее воды .
Человек не может жить без воздуха .
Ветер это движение воздуха
Способ обнаружения воздуха «поймать» его в оболочку.
Чистый воздух имеет запах .
Молодцы, хорошо поработали (при неправильном ответе, дети исправляют)
(раздача шариков)
Публикации по теме:
Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Что такое воздух?» Конспект НОД по экологии в подготовительной группе с элементами исследовательской деятельности. Цель: формирование элементарных представлений.
«Спасение Чебурашки». Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Спасение Чебурашки». Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе. Цель: Познакомить детей с природным явлением.
Конспект опытно-экспериментальной деятельности для старшей группы «Воздух и его свойства» Интеграция областей: физическая культура, развитие речи, формирование целой картины мира. Цель: Сформировать знания детей о воздухе. Задачи:.
Конспект интегрированной НОД по познавательно-экспериментальной деятельности «Воздух-невидимка» в подготовительной группе Конспект интегрированной НОД по познавательно-экспериментальной деятельности «Воздух- невидимка» в подготовительной группе. Цель: Уточнение.
Программное содержание1. Образовательные задачи: - уточнить представления детей об опасных явлениях природы, дать элементарные научные знания.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – Джалильский детский сад №6 «Теремок»
общеразвивающего вида Сармановского муниципального района Республики Татарстан
(МБДОУ №6 «Теремок»)
Конспект занятия
по познавательной деятельности
в старшей группе
«Воздух-невидимка»
Воспитатель Латыпова Д.Ф.
МБДОУ №6 «Теремок»
2015
Тема занятия: « Воздух-невидимка ».
Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом.
Задачи :
Обучающая – Обобщить, ранее полученные знания о воздухе, способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах воздуха (невидимый, легкий), уточнить представление о том, что ветер-это движение воздуха; способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха
Развивающая – Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, речь, умение планировать свою деятельность, делать выводы.
Воспитательная – Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и желание исследовать его доступными способами, воспитывать навыки здорового образа жизни.
Словарная работа – активизировать словарь детей: лаборатория, прозрачный, невидимый (невидимка), легкий, воздушный, опыт.
Виды деятельности: Игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная
Методы:
Наглядный (показ способов действий).
Словесный (беседа, обсуждение, диалог, пояснение).
Игровой (включение и использование игры, сюрпризный момент).
Практический (экспериментирование).
Форма организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Форма реализации: проблемная ситуация, экспериментирование, игра с речевым сопровождением, двигательная активность.
Оборудование: полиэтиленовые мешочки, стаканчики с чистой водой, пластиковые трубочки, салфетки бумажные, веер из бумаги (по количеству детей), контейнеры (фабричного изготовления) с мыльными пузырями, надувные игрушки, надувной бассейн с водой.
Предварительная работа :
Беседа о воздухе, его пользе для человека, наблюдение за ветром, проведение эксперимента с вертушкой, доказывающего движение воздуха, изготовление веера из бумаги, чтение стихов о ветре, игра малой подвижности «Пузырь».
Ход занятия
1 . ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Воспитатель собирает детей, предлагает встать в круг, взяться за руки, улыбнуться друг другу и создать хорошее настроение.
Собрались все дети в круг,
Ты – мой друг и я – твой друг!
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Дети действуют в соответствии с текстом
Проводится подвижная игра «Пузырь»
Организация проблемной ситуации.
Воспитатель:
Ребята послушайте загадку и отгадайте её:
Он нам нужен, чтоб дышать
Чтобы шарик надувать
С нами рядом каждый час
Но не видим он для нас. Что это? (воздух )
А хотите узнать, что такое воздух? (Да )
Это очень интересно. Закрываем глаза, хлопнем 5 раз, и наша группа превратится в «лабораторию чудес», а мы станем молодыми учеными.
Дети считают до 5.
- Лаборатория чудес начинает работу . А кто знает, что такое лаборатория? ( Это помещение, где проводят опыты )
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Воспитатель: Посмотрите вокруг. Вы видите воздух вокруг нас? (Нет)
А раз мы его не видим, значит какой воздух? (прозрачный, бесцветный )
Давайте проведем 1–й опыт: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. Хотите научиться ловить воздух? (Да )
Возьмите каждый в руки полиэтиленовый пакет. Он сейчас пустой. У всех пустой? (дети подтверждают )
Ловите пакетом воздух, захватывайте воздух-невидимку как можно больше и закручивайте пакет, удерживайте его внутри пакета. Ответьте на вопросы:
Что внутри пакета? (воздух )
На что похож мешок? (на подушку, шар)
Воздух занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Каким стал пакет? Почему так произошло? (пакет стал пустым, тоненьким, плоским, потому что в нем нет воздуха ).
Давайте сделаем вывод: (обращение к детям): воздух прозрачный, невидимый, воздух-невидимка, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать!
Воспитатель: Дети, подумайте и вспомните, как и где люди используют «запертый» воздух? (Надувной матрас, воздушные шары, надувной мяч, шины, надувные игрушки, лодки, спасательные нарукавники, спасательный круг)
Значит, все надувные предметы не тонут в воде? Давайте проверим.
Проверка гипотезы.
Опыт № 2: Плавающие предметы.
Воспитатель приглашает детей подойти к столу, на котором стоит надувной бассейн с водой.
Дети по очереди опускают в воду мяч, надувные игрушки, наблюдают, что они не тонут в воде.
Вывод: Воздух легче воды! И если внутри надувного предмета воздух, то он, плавает на поверхности воды и не тонет!
Воспитатель: Итак. Ребята, предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будьте осторожны, если внутрь попадет вода и вытолкнет воздух из предмета, то что с ним случится? (этот предмет может утонуть .) Поэтому. Чтобы не случилось беды, на речке вы плаваете с надувным кругом только под присмотром родителей.
Дети, как вы думаете , а внутри человека воздух есть? (версии детей )
Давайте проверим?
Опыт № 3: Пузырьки в стакане.
Воспитатель: Ребята пройдите за лабораторные столы. У каждого приготовлено оборудование: стакан с водой и трубочка. Опустите трубочку в воду и п одуйте в нее. Что вы видите? (В воде появились пузырьки )
Что происходит? Откуда взялись эти пузырьки? (Мы дуем в трубочку, и воздух выходит, появляются пузырьки).
Вывод: Мы выдыхаем воздух, который внутри нас. Воздух есть внутри нас.
Воспитатель: Ребята, а какие еще можно пускать пузыри? (Мыльные )
Давайте выйдем из-за столов и поиграем с мыльными пузырями.
Игра с мыльными пузырями.
Дети произвольно пускают мыльные пузыри из своих контейнеров под музыкальное сопровождение.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему пузыри летают? (Легкие, воздушные )
Что находится внутри мыльных пузырей? (Воздух)
Воспитатель помогает детям сделать вывод: Ребята, когда мы выдуваем воздух на петельку с мыльным раствором, то мыльная пленка наполняется воздухом, становится круглой формы и отрывается от петельки.
Воспитатель предлагает пройти и сесть за столы.
Ребята, а как воздух попадает внутрь человека? (Вдыхаем воздух носом или ртом, а потом выдыхаем)
Давайте проверим ваши предположения .
Опыт № 4: Движение салфетки.
Воспитатель предлагает детям взять салфетку за верхние углы пальцами, поднести к носу, выдохнуть воздух, поднести ко рту, выдохнуть воздух.
Что происходит с салфеткой? (Она движется, шевелится, качается )
Вывод: Мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Поток воздуха двигает салфетку.
На что похожа салфетка, когда шевелится от воздуха (На листья деревьев, которые шевелятся от ветра, воздушный змей, парус)
Воспитатель: Ветер – это движение воздуха, ветер раздувает парус на корабле, и он плывет. Ветер играет листьями на деревьях, и они шелестят. Воздух может передвигать предметы. Хотите устроить ветер?
Опыт № 5: Игра с веером.
Воспитатель предлагает взять в руки веер, устроить ветер с помощью веера, помахать веером сначала на себя, потом друг на друга.
Что вы чувствуете? (В лицо дует ветерок, прохладный ветерок )
Как получается ветер? (Движется воздух )
Где человек использует ветер? (Винт вертолета, самолета, ветряная мельница, чтоб муку молоть, фен, вентилятор)
Вывод: Ветер – это движение воздуха.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня многое узнали о воздухе. Ответьте на главный вопрос: зачем нужен воздух человеку, животным, растениям - всему живому? (Чтобы дышать и жить, без воздуха мы задохнемся)
Вывод: Воздух необходим для дыхания, для жизни. Очень важно открывать форточку, проветривать, чтоб в комнате всегда был свежий воздух.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Рефлексия.
Воспитатель: Уважаемые ученые, давайте подведём итоги нашей работы. Все опыты в нашей лаборатории сегодня закончились.
Какой опыт вам понравился больше всего? (Высказывания детей )
На этом наша чудесная лаборатория закрывается. И нам пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Давайте встанем в круг, закроем глаза и посчитаем от 5 до 1, чтоб вернуться в детский сад. (Дети считают вместе с воспитателем )
Вам понравилось быть молодыми учеными? Вы хотите еще побывать в нашей лаборатории? (Ответы детей )
Мне было приятно с вами работать. Вы такие наблюдательные, активные и умные. В следующий раз мы узнаем, почему одни шары остаются на земле, а другие улетают высоко в небо, и как можно путешествовать на воздушном шаре.
(Для детей старшего возраста)
Задачи:
- Дать детям представления о том, что наличие воздуха - одно из условий существование живых организмов.
- Формировать интерес к экспериментальной деятельности, моделированию.
- Развивать логическое мышление, интерес к природным явлениям.
- Воспитывать желание сохранить чистоту воздуха.
Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.
Предшествующая работа:
Наблюдения за ветром;
Проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха;
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, я сейчас загадаю вам загадку, а вы попробуете ее отгадать:
Через нос проходит путь,
И обратно держит путь.
Он невидимый, и все же,
Без него мы жить не можем.
Воспитатель: - Правильно, это воздух.
Ребята, а кто знает кто изучают воздух. (ученые)
А где работают ученные (в лаборатории)
А вы хотите поиграть в ученных, и посетить нашу лабораторию.
Воспитатель рассказывает детям о правилах поведения в лаборатории.
Воспитатель: - В лаборатории все работают в халатах, давайте с вами наденем халаты и отправимся в лабораторию.
Воспитатель: - Ребята, а что вы знаете о воздухе? (воздух прозрачный, бесцветный, невидимый)
Ребята, а чем мы с вами дышим? (воздухом)
Давайте вдохнем воздух. Куда воздух попал? (в нос).
Правильно, после этого он спускается в горло, дыхательную трубочку, затем через бронхи и легкие.
Воспитатель вместе с детьми вдыхает воздух ртом, выдох - носом.
Ребята, а давайте с вами проведем опыты:
Опыт 1: Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.
Воспитатель: - Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
(выходят пузырьки)
Воспитатель: - Вот видите! Значит, воздух есть у нас внутри. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаем пузырьки. Посмотрите.
Воспитатель: - Ребята, а какие пузырьки можно еще пускать?
(мыльные)
Воспитатель: - А вы хотите попускать мыльные? (Да)
А как вы думаете, что находится внутри мыльных пузырей?
Дети: - мыло.
Воспитатель: Конечно, же мыло!
Воспитатель: Давайте вместе с вами возьмем глубокую тарелку, нальем в неё мыльный раствор, кладем в середину тарелки предмет и накроем его стеклянной воронкой. Затем дуем в трубочку воронки и, после того как образуется мыльный пузырь, наклоняем воронку и освобождаем пузырь.
(Каждый ребенок надувает свой пузырь)
Воспитатель: - Посмотрите, у каждого пузырь получился разный, у кого большой, у кого маленький, но все они получились из мыльного раствора.
Воспитатель: - Мыльные пузыри получаются из мыльного раствора и воздуха путем надувания. Пузырь увеличивается в размере, когда туда проникает воздух. При надувание мыльных пузырей мы выдыхаем воздух из себя.
Воспитатель: - Скажите, мне а мы с вами воздух видим? (нет)
Правильно, не видим, а как вы думаете, поймать мы его сможем?
Воспитатель: - А хотите, я вам покажу, как можно поймать воздух?
Опыт 2: Что в пакете?
Воспитатель: - Давайте, возьмем полиэтиленовый пакет.
Что в нем? (он пуст)
Давайте, сложим его несколько раз. Посмотрите, какой он тоненький.
Давайте вместе с вами мы наберем в пакет воздух и закрутим открытый конец. Посмотрите пакет стал упругим, плотным.
Воспитатель: - А теперь, что вы видите? (В пакете воздух)
Воспитатель: - А если мы с вами отпустим его, что произойдет с пакетом?
(он станет, плоским и тоненьким)
Воспитатель: - Давайте дружно наберем воздух в пакет, а затем дружно его выпустим.
Воспитатель: - Вокруг нас находится воздух, только мы его не видим, но с помощью носа, мы можем его чувствовать.
С помощью чего мы можем почувствовать запах? (с помощью ветера)
Воспитатель: - А как можно создать условия ветра в нашей лаборатории.
Правильно с помощью ветерка, веера, фена, вертушки.
Воспитатель: - Как вы думаете, что еще можно сделать при помощи ветра?
(Волны на воде, попускать корабли, сделать вееры и подуть на лицо)
Воспитатель: - Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер. Если я не вращаю вертушку, то воздух не движется, и вертушка не вертится.
Оказывается, воздух двигается и доносит до нас разные запахи, хотя сам воздух запаха не имеет.
Воспитатель: - Мы сегодня с вами пытались увидить воздух и поймать его, а еще я предлагаю вам его услышать.
А вы знаете как это можно сделать?
Но, прежде чем мы с вами будем выполнять следующие задание, нам надо подкрепиться:
Физкультминутка:
Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо – влево, влево – вправо
Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).
А давайте вместе
Все попрыгаем на месте. (Прыжки).
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг. (Ходьба на месте).
Вот и кончилась игра, заниматься нам пора. (Дети садятся).
Опыт 3: "Что звучит? "
Воспитатель: - Я вам предлагаю сейчас услышать воздух. Давайте возьмем бутылочки приставим их к нижней губе и подуем сбоку в горлышко.
Что происходит с воздухом? (он свистит)
Давайте еще возьмем край листочка тонкой бумаги (можно фольгу) приложим его к губам и подуем вдоль нее так, чтобы получился звук.
Воспитатель: - Что происходит?
(Дети выдыхают струю воздуха, край бумаги дрожит. Он заставляет дрожать и воздух, поэтому возникает и звук.)
Воспитатель: - Для того чтобы потвердить, давайте просто приложим бумагу к губам и попробуем что-то сказать.
Что мы чувствует? (ощущаем дрожание бумаги)
Воспитатель: - А ка вы думаете, какие еще предметы издают звуки?
Конечно же, это и шелест листвы - шуршание бумаги; переливание воды- шум ручья; стук пальчиками по метеллу- стук дождя.
Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы справились с заданиями как настоящие ученные, и даже справились последним заданием, о котором подробнее мы поговорим с вами при слудующей встрече.
Воспитатель: - Ну, а сейчас нам пора возвращаться обратно в десткий сад.
Литература:
1. Н.А.Рыжова «Воздух - невидимка» Москва, 1998г.
2. Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Санкт- Петербург. «Детство - Пресс», 2011г.