Конспект занятия "невидимка воздух". Конспект занятия на тему: «Воздух» в детском саду Воздух невидимка средняя группа

Название:
Номинация:

Должность: воспитатель
Место работы: МКДОУ ДСО «Росинка»
Месторасположение: село Кундуй, Куйтунский район, Иркутская область

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое.

Задачи:

1. Формировать представление детей о значении воздуха для человека и всего живого.

2. Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха (невидим, содержится в организме человека, может создавать звук, необходим для всего живого и т.д.) и способами его обнаружения. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности.

3. Воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде.

Пособия и материалы: полиэтиленовые пакеты, зубочистки, пластиковые стаканчики, трубочки для коктейля (по количеству детей), резиновые игрушки (по количеству детей), дудочка, карточки – символы, ткань для парашюта, фартуки и шапочки (по количеству детей) картинки с изображением живой и неживой природы, воздушные шары

Предварительная работа : игры с султанчиками, воздушными шарами, дыхательное упражнение «Сдуй снежинку», наблюдения на прогулке, беседа « Кому нужен воздух», просмотр познавательного мультфильма из серии Свободный урок «Воздух».

1. Орг. игра с воздухом «Парашют»

Воспитатель: Ребята, у меня для вас приготовлен сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусок ткани. Она легкая, воздушная, воздуху послушная. Вы знаете, кто такие парашютисты? Что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета? Попробуем сделать парашют, встанем все в круг и возьмемся за края.

Дружно мы все встали в круг,

Будем делать – парашют.

Друг за другом мы идем,

Парашют в руках несем.

Руки вверх все поднимаем,

Парашют наш надуваем.

Вот какой наш парашют

Легким воздухом надут.

Воспитатель: Что нам помогло надуть наш парашют? (воздух)

— Смотрите, как парашют наполняется воздухом. Это и помогает парашютисту приземляться медленно и плавно и не ударяться о землю.

— Ребята, а что такое воздух? (это то, чем мы дышим)

— А в нашей группе есть воздух? А как можно проверить? (предположения детей)

— Ребята, давайте превратимся в настоящих ученых, будем проводить эксперименты, чтобы узнать секреты воздуха. Согласны? (дети одевают форму)

— Ребята, давайте поймаем воздух руками. (Дети пытаются поймать воздух) Поймали?

— А как же нам его поймать?

Воспитатель: Посмотрите, что это у меня лежит на столе? (дети берут пакеты, рассматривают их, выясняют, что они пустые)

Опыт «Поймай воздух пакетом»

А сейчас я покажу фокус (раскрываю пакет, взмахиваю, ловя воздух, предлагаю детям сделать то же самое)

— Что произошло с пакетами? На что они стали похожи? (они надулись, похожи на подушку)

— Что в них находится? (воздух)

— А как можно проверить действительно ли в пакете – воздух? Возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек. Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете? (ветерок, идет воздух) Ветер – это движение воздуха.

— Вот мы и открыли первый секрет воздуха: (воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать).

— Молодцы! Я хочу вам сказать, что ученые результаты своих исследований записывают. Для чего? Давайте и мы с вами будем это делать с помощью картинок – символов.

— Воздух – прозрачный, бесцветный, он не имеет цвета, он невидимый и это его свойство обозначим вот такой карточкой (глаз)

(на доску выставляется карточка — символ)

— А сейчас пройдем и займем свои рабочие места в нашей лаборатории.

— Как вы думаете, есть ли воздух в человеке? (варианты ответов детей)

Опыт «Воздух в человеке»

(дети садятся за столы, на столах стаканчики с кипяченой водой и трубочки)

— Опустите трубочку в стакан с водой вдохните носом побольше воздуха, и подуйте в нее. Что происходит? (выходят пузырьки)

Как здорово у вас получается. Вода в стаканах просто бурлит.
Почему так произошло? (дети говорят что это выходил воздух из трубочки)
Откуда вы взяли воздух что бы дуть в трубочки? (подвести детей к тому, что необходимо сначала вдохнуть воздух, а потом его выдохнуть в трубочку).
— Верно, сначала мы вдыхаем воздух через нос, он попадает к нам в легкие, затем мы его выдыхаем в трубочку и получаются пузырьки. Мы с вами дышим, а значит воздух находится в нас.

Вот мы и узнали второй секрет воздуха.

— Запишем результаты опыта с помощью карточки (изображение человека)

— А теперь немного отдохнем, поиграем с ветерком.

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо

(взмахи руками)

Закачалось деревцо

(качаемся)

Ветерок все тише, тише,

(приседаем)

Деревцо все выше, выше

(поднимаемся на носочки).

— Ребята, мы сегодня узнали, что воздух можно почувствовать. А как вы думаете, можем ли мы услышать воздух? (предположения детей)

Опыт «Услышь воздух»

Что это у меня в руках? (дудочка) Я сейчас подую в нее, а вы внимательно слушайте.

— Что вы услышали? (звук)

— Воздух быстро проходит через трубочку и образуется звук. Есть много музыкальных инструментов, которые издают звуки при помощи воздуха. А еще можно услышать звук с помощью резиновой игрушки (дети резким надавливанием на игрушку издают звуки)

Мы узнали третий секрет воздуха – быстрое движение воздуха создает звук.

Отметим результат с помощью карточки (ухо)

— Уважаемые ученые, мы так много говорили сегодня о свойствах воздуха, но ничего не сказали о значении воздуха для человека и всего живого.

— Сможет ли человек жить без воздуха?

Опыт «Не дышу»

— Закроем рот и зажмем нос двумя пальцами (пауза)

— Почему вы убрали руку и открыли рот? (начали задыхаться)

— Чего вам не хватало? (воздуха)

— Хорошо вам было без воздуха? (нет, человек без воздуха погибнет)

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем.

Д/и «Кому нужен воздух»

Воспитатель: Ребята, вспомним, кому еще нужен воздух?

(Большая карточка с изображением воздуха, маленькие карточки с изображением живой и неживой природы. Дети выкладывают по кругу маленькие карточки и называют кому нужен воздух).

— Кому необходим воздух? Как это можно назвать одним словом? (живой природе или всему живому) Для чего необходим воздух? (дышать, расти, жить).

Четвертый секрет воздуха. Добавим к нашим записям еще одну: (Воздух нужен всему живому).

Обобщение знаний о воздухе по карточкам – символам:

— На сегодня наши исследования закончены, подойдем к доске и вспомним по нашим записям (карточкам) все, что мы узнали о воздухе.

— Уважаемые ученые, вы все прекрасно потрудились в лаборатории и узнали много нового и полезного о воздухе, и я приготовила для вас подарки.

Он — на нитке-поводке.
Нитка держится в руке.
Легкий, праздничный, смешной
И в придачу надувной.

(воздушный шарик)

Название: Конспект занятия «Воздух невидимка»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, опытно-экспериментальная деятельность, Средняя группа

Татьяна Суворова
Конспект занятия «Воздух и его свойства»

Конспект НОД

в средней группе

«Воздух и его свойства »

(познавательное развитие)

Цель : Формирование представлений о воздухе , его свойствах и значении .

Задачи :

Сформировать у детей познавательный интерес к воздуху , его свойствам и значении .

Познакомить детей с понятием «воздух » , его свойствами (невидим, лёгкий, прозрачный, упругий, занимает место, не имеет запаха, ролью и значением воздуха в жизни человека и живых организмов.

Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

Развивать у детей мыслительные операции, познавательный интерес, наблюдательность, умение делать выводы, эмоции, воображение.

Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор , позитивное отношение к окружающему миру, бережное отношение к природе, желание исследовать всеми доступными способами.

Расширять и активизировать словарь детей.

Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» , «Физическое развитие» , «Речевое развитие» , «Художественно- эстетическое развитие» .

Предварительная работа : наблюдения на улице, игра «мыльные пузыри» , чтение художественной литературы, беседы с детьми на тему : «Как воздух помогает людям » , рассматривание иллюстраций о явлениях воздуха в энциклопедии для детей.

Оборудование и материалы : воздушный шарик , мыльные пузыри, трубочки по количеству детей, стаканчики, веера, предметы для игры «Тонет- не тонет» : деревянный кубик, камень, резиновый мячик, монетка; магнитики деревья.

Участники : дети, воспитатель

Методы и приемы :

Словесные (беседа, ответы на вопросы, загадывание загадки, чтение стихотворения) ;

Игровые (игровые ситуации, сюрпризные моменты- волшебная коробка с ветерком) ;

Наглядные (демонстрация опытов и экспериментов) ;

Практические (самостоятельная опытно – экспериментальная деятельность) .

Ход НОД

Воспитатель :

Ребята, я принесла вам шарик.

Как вы думаете, что у него внутри?

Правильно, воздух , поэтому он и называется воздушный шарик .

Мой шарик умеет летать. Я толкаю его слегка, и он летает.

Как вы думаете, почему он так летает? (он легкий) . Значит и воздух , который находится внутри шарика тоже легкий.

-Давайте вместе произнесем : воздух легкий .

Воспитатель :

А сейчас я развяжу шарик и выпущу воздух . Что вы почувствовали?

(ветерок, а ветерок это тоже воздух , который движется.

А что вы услышали? Как воздух выходит из шарика ? Давайте вместе произнесем : ш-ш-ш-ш.

А вы его увидели?

Значит, получается, что воздух невидимый или прозрачный, раз его не видно.

-Давайте вместе скажем : воздух прозрачный .

Ребята, а хотите поиграть с воздухом : ощутить его, поймать, почувствовать?

Тогда, приготовьтесь. Мы сегодня отправимся в нашу лабораторию и будем учеными. Кто такие ученые? Мы будем проводить эксперименты и опыты с воздухом .

А сейчас встанем и проведем физминутку.

Физминутка

Ветер тихо клен качает,

Влево, вправо наклоняет.

Раз - наклон

И два наклон.

Зашумел листвою клен.

Работа с веером

Вот такой у нас ветерок.

А вы хотите, почувствовать ветерок и позвать его? Он спрятался у меня в этой коробке.

Возьмите веер и позовите ветерок, а еще можно ему придумать имя (каждый ребенок называет имя своего ветерка) .

Ну что, почувствовали какой ветерок?

А теперь одеваем халаты и отправляемся в лабораторию, мы же ученые.

Работа в лаборатории

Воспитатель :

Дети, что в стакане? (пустой)

Давайте проверим.

Воспитатель переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в тарелку с водой.

Посмотрите, стакан остался пустым, туда водичка не прошла, а что же не пускает воду в стакан, что в нем есть?

А теперь я немного наклоню стакан, чтобы водичка туда прошла, давайте посмотрим, как будет выходить воздух (пузырьками?

Это воздух выходит из стакана наверх- он же очень легкий, а его место занимает вода.

Воспитатель :

Скажите, дети, наш стакан пустой, или в нем что-то есть?

Что же в нем есть?

Дыхательное упражнение «Ветер»

А ветер щёки толстые надул, надул, надул,

И на высокие деревья он подул, подул, подул.

Воспитатель :

Сейчас мы с вами проведем еще один опыт. У нас на столе стаканчики с водой и трубочкой. Подойдите, вдохните воздух и подуйте один раз в трубочку.

Посмотрите, что появляется на поверхности воды?

А почему появляются пузыри? Внутри нас есть воздух .

А давайте подуем посильнее? Сколько появилось пузырей?

А где еще есть воздух ? (вокруг нас, на улице, внутри нас)

Дидактическая игра «Тонет - не тонет»

Мы сейчас проверим, в каких предметах есть воздух ? Если в предмете есть воздух - он будет плавать так как воздух легкий , если нет воздуха – потонет (дети по очереди подходят и опускают предмет в воду)

Назовите предметы, в которых есть воздух ?

Назовите предметы, в которых воздуха нет ?

Что же мы выяснили, сделав опыты?

Где есть воздух ?

Какого он цвета?

Какой он на вкус? Вдохните, попробуйте.

Какой у воздуха запах ?

Игра с мыльными пузырями

Ребята, а воздух с нами хочет поиграть. Он прислал к нам своих друзей - мыльных пузырей. Они спрятались вот в этом маленьком флакончике.

(звучит музыка, дети ловят пузыри)

Что внутри этих пузырей, почему они летают?

Воспитатель :

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же,

Без него мы жить не можем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас.

Что же это?

Значение воздуха для человека

Дети, а скажите, человек может жить без воздуха ?

Человеку нужно дышать. Давайте проверим, сможем ли мы жить без воздуха ? Вдохнем и задержим дыхание - не дышите. Без воздуха долго жить невозможно.

А кто еще не может прожить без воздуха ?

А как вы думаете, каким воздухом лучше дышать - чистым или загрязненным?

Сколько на земле живет людей, животных, птиц и всем нужен чистый воздух .

Аутотренинг

Закройте глаза, мы с вами отдохнем.

Ярко светит солнце. Дует легкий ветерок. Я вдыхаю его чистый, свежий воздух . Колышется трава на лугу. На до мной гордо кружат птицы. Мне хорошо и приятно. Я очень рад, что встретился с удивительным миром природы. Я хочу жить в мире с природой.

Посмотрите на картинки, в каком красивом городе мы живем. В нем много машин, которые загрязняют воздух .

А у нас в городе чистый воздух ?

А что загрязняет чистый воздух ? (машины, заводы, люди)

А где же взять нам много чистого воздуха .

Чтение стихотворения воспитателем

Как приятно любоваться

Синевой морей.

Как прекрасно восхищаться

Клумбой у дверей.

Но не вечная природа,

Она терпит столько зла!

И всё меньше год от года

На планете кислорода

Счастья, мира и тепла.

Чтоб земля была красивей

Надо быть нам бережливей.

Я открою вам секрет, чтобы воздух был чистым , нужно сажать деревья и другие растения. Они впитывают в себя грязный воздух , а отдают - чистый.

Посадка деревьев

Я предлагаю вам прямо сейчас посадить дерево, чтобы воздух был чист . Каждый из вас возьмет деревцо и прикрепит его на доску. (Звучат голоса птиц)

Посмотрите, какая красота получилась.

Что же нужно делать, чтобы воздух был чистым ?

И если каждый человек будет насаживать деревья, то нам легче будет дышаться, воздух будет чистым .

Публикации по теме:

Сообщить, что везде – в помещении и на улице, дома в квартире – есть воздух. Он прозрачный, легкий, совсем незаметный. Загадка: Через нос.

Конспект открытого занятия на тему: «Магнит и его удивительные свойства». Программное содержание: Формировать у детей представление о магните.

Конспект занятия-наблюдения по ознакомлению дошкольников с неживой природой «Воздух и его свойства» Тема: Воздух и его свойства. Цель: Познакомить детей с воздухом и его свойствами. Задачи: 1. Показать, что воздух легко обнаружить. 2.

Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Стекло и его свойства» Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему «Стекло и его свойства». Цель: ознакомление детей.

Алёна Садченко



Занятие для детей старшей группы по теме «Воздух » разработано и представлено в соответствии с ФГОС. В образовательной области «Познавательное развитие» разделе «Развитие познавательно-исследовательской деятельности » .

Организация непосредственно образовательной деятельности проводится в соответствии с СанПином и здоровьесберегающими технологиями. Проектировочный компонент представлен в полном объёме для детей группы данного возраста .

Цель :

Обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах через организацию совместной деятельности .

Задачи :

1. Познакомить с понятием «воздух » , его свойствами.

2. Способствовать развитию способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы .

4. Способствовать развитию органа зрения, слуха, обоняния.

5. Способствовать развитию сообразительности, внимания, любознательности.

6. Активизировать речь и обогатить словарь детей.

Интеграция образовательных областей :

Познавательное развитие; Социально-коммуникативное развитие; Речевое развитие. Безопасность.

Использование технологий : ИКТ технология, технология исследовательской деятельности (опыты, здоровьесберегающая технология (физкультминутка) .Безопасность.

Оборудование :

Воздушный шарик , халаты и бейджики на каждого ребёнка; полиэтиленовые пакеты для каждого ребёнка, миски с водой на каждого ребёнка и одноразовые стаканчики, стаканчики с водой по 1 на каждого, трубочки для коктейля для каждого ребёнка; по 1карточке 2 цветов-зелёная и красная.

Организационный компонент

(Дети заходят в зал, здороваются с гостями, на экране появляется мультяшный «Ветер» , в записи звучит звук ветра, ветер и приносит нам воз душный шарик).

Воспитатель : Ребята куда попал шарик?

Воспитатель : Детский сад, шарик, это место, куда дети приходят играть, веселиться и узнавать много нового. Вот сегодня мы хотим узнать, что нас окружает и также что находится у тебя внутри шарик.

Воспитатель : А если хочешь узнать, то оставайся с нами, мы тебе расскажем!

Воспитатель : Ребята, а для того, чтобы узнать о том, что находится внутри шарика, нам нужно стать исследователями и попасть в лабораторию. Станем исследователями?

Дети : Да.

Воспитатель : Тогда переодеваемся в халаты. (Дети одевают халаты)

И давайте вспомним как нужно вести себя в лаборатории. На экране появляются картинки «Поведения в лаборатории» .

(На экране появляются схематические рисунки-подсказки)

1. Соблюдай тишину в лаборатории.

2. Не толкай соседа во время работы.

3. Сначала подумай, потом сделай.

4. Убери за собой рабочее место.

Воспитатель : Молодцы! А теперь пройдёмте в нашу лабораторию, наденьте халаты и подходите к столам.

ЗАЛ «НАУЧНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ»

Воспитатель кладет легкую салфетку на край стола и взмахом книги приводит салфетку в движение, салфетка падает со стола.

Почему салфетка слетела со стола? Я до нее даже не дотронулась (ее сдул ветерок) . Правильно, ветерок-это воздух , который движется.

Хотите почувствовать, как движется воздух ? Посмотрите, у вас на столе лежат веера, давайте ими помашем. Что вы, почувствовали? (наблюдают движение воздуха ) .

Делаем вывод : Ветер-это движение воздуха .

Дети, что в стакане? (ничего) . Говорите, нет ничего. Тогда смотрите фокус.

Воспитатель переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в тарелку с водой. Стакан не наполняется водой.

Что же не пускает воду в стакан? (воздух ) . Опыт предлагается повторить детям.

А теперь, наклоните стакан. Что появляется в воде? (пузырьки воздуха ) .

Откуда они взялись? Это воздух выходит из стакана , а его место занимает вода. Интересно наблюдать, как воздух , попадая в воду, быстро поднимается пузырьками наверх. Они легче воды.

Делаем вывод : Воздух легче воды

А чтобы увидеть воздух его надо поймать , возьмите пакетик. Что в нём?

Дети : Ничего

А теперь набираем воздух и скручиваем пакетик. Давайте посмотрим, кто больше всех поймал воздух ? На что стал похож пакет? Теперь выпустим воздух , каким стал пакет? Почему? Чтобы увидеть воздух , что надо сделать?

Дети : Его надо поместить в «оболочку»

Делаем вывод : Чтобы обнаружить воздух , нужно поймать его в оболочку.

А теперь еще один опыт (детям предлагается стакан воды и соломинка.)

Подуйте в соломинку. Что появляется на поверхности воды? Почему появляются пузыри? (воздух выходит из воды ) . А откуда берётся воздух ? Из нас.

Делаем вывод : Воздух находится внутри нас.

Ребята мы поработали, и все устали. Давайте отдохнём, выходите на ковёр, сделаем физкультминутку.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мы вдохнули глубоко,

Дышим мы легко-легко.

Плавно руки вверх подняли

И кистями помахали.

Руки мы к плечам прижали

И локтями повращали.

Сделали по пять прыжков.

И к работе все готовы!

Ребята, а если мы с вами, закроем рот и нос, и не будем дышать, как вы думаете, мы выживем?

Дети : нет

Делаем вывод : Человек не может без воздуха

Ребята, посмотрите вокруг, вы видите воздух , какого он цвета? (бесцветный)

Вдохните ртом воздух и попробуйте , какого он вкуса? (безвкусный) .

Вдохните носом воздух . Какого он запаха? (без запаха) .

Вывод : Чистый воздух не имеет цвета , запаха, вкуса.

А сейчас ребята, я хочу вам показать, что воздух может иметь запах .

Я приготовила для вас сюрпризы с различными запахами, попробуйте отгадать, чем будет пахнуть воздух , если оставить этот предмет, лежащий в помещении.

Воспитатель подготавливает пахучие вещества в киндер-сюрпризах (чеснок, апельсин, лук, лимон, ветки ели и т. п.) .

Дети отгадывают запахи.

Воспитатель : А теперь давайте сделаем вывод, мы сказали прежде, что чистый воздух не имеет запаха , а когда воздух будет иметь запах (Итак делаем вывод : Чистый воздух не имеет запаха , но может передавать запахи других предметов.

Рефлексия

Воспитатель : Давайте ещё раз закрепим, что мы знаем о воздухе . Я предлагаю взять 2 карточки- одна красная, другая зелёная. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать цветные карточки. Если вы со мной согласны, поднимите карточку зелёного цвета, если не согласны, то красного цвета, но будьте внимательны!

-Воздух окружает нас со всех сторон.

-Воздух прозрачный , поэтому мы его не видим.

-Воздух тяжелее воды .

Человек не может жить без воздуха .

Ветер это движение воздуха

Способ обнаружения воздуха «поймать» его в оболочку.

Чистый воздух имеет запах .

Молодцы, хорошо поработали (при неправильном ответе, дети исправляют)

(раздача шариков)

Публикации по теме:

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Что такое воздух?» Конспект НОД по экологии в подготовительной группе с элементами исследовательской деятельности. Цель: формирование элементарных представлений.

«Спасение Чебурашки». Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Спасение Чебурашки». Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе. Цель: Познакомить детей с природным явлением.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности для старшей группы «Воздух и его свойства» Интеграция областей: физическая культура, развитие речи, формирование целой картины мира. Цель: Сформировать знания детей о воздухе. Задачи:.

Конспект интегрированной НОД по познавательно-экспериментальной деятельности «Воздух-невидимка» в подготовительной группе Конспект интегрированной НОД по познавательно-экспериментальной деятельности «Воздух- невидимка» в подготовительной группе. Цель: Уточнение.

Программное содержание1. Образовательные задачи: - уточнить представления детей об опасных явлениях природы, дать элементарные научные знания.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – Джалильский детский сад №6 «Теремок»

общеразвивающего вида Сармановского муниципального района Республики Татарстан

(МБДОУ №6 «Теремок»)

Конспект занятия

по познавательной деятельности

в старшей группе

«Воздух-невидимка»

Воспитатель Латыпова Д.Ф.

МБДОУ №6 «Теремок»

2015

Тема занятия: « Воздух-невидимка ».

Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом.

Задачи :

    Обучающая – Обобщить, ранее полученные знания о воздухе, способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах воздуха (невидимый, легкий), уточнить представление о том, что ветер-это движение воздуха; способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха

    Развивающая – Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, речь, умение планировать свою деятельность, делать выводы.

    Воспитательная – Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и желание исследовать его доступными способами, воспитывать навыки здорового образа жизни.

    Словарная работа – активизировать словарь детей: лаборатория, прозрачный, невидимый (невидимка), легкий, воздушный, опыт.

Виды деятельности: Игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная

Методы:

Наглядный (показ способов действий).

Словесный (беседа, обсуждение, диалог, пояснение).

Игровой (включение и использование игры, сюрпризный момент).

Практический (экспериментирование).

Форма организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Форма реализации: проблемная ситуация, экспериментирование, игра с речевым сопровождением, двигательная активность.

Оборудование: полиэтиленовые мешочки, стаканчики с чистой водой, пластиковые трубочки, салфетки бумажные, веер из бумаги (по количеству детей), контейнеры (фабричного изготовления) с мыльными пузырями, надувные игрушки, надувной бассейн с водой.

Предварительная работа :

Беседа о воздухе, его пользе для человека, наблюдение за ветром, проведение эксперимента с вертушкой, доказывающего движение воздуха, изготовление веера из бумаги, чтение стихов о ветре, игра малой подвижности «Пузырь».

Ход занятия

1 . ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Воспитатель собирает детей, предлагает встать в круг, взяться за руки, улыбнуться друг другу и создать хорошее настроение.

Собрались все дети в круг,

Ты – мой друг и я – твой друг!
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся! Дети действуют в соответствии с текстом

Проводится подвижная игра «Пузырь»

Организация проблемной ситуации.

Воспитатель:

Ребята послушайте загадку и отгадайте её:

Он нам нужен, чтоб дышать

Чтобы шарик надувать

С нами рядом каждый час

Но не видим он для нас. Что это? (воздух )

А хотите узнать, что такое воздух? (Да )

Это очень интересно. Закрываем глаза, хлопнем 5 раз, и наша группа превратится в «лабораторию чудес», а мы станем молодыми учеными.

Дети считают до 5.

- Лаборатория чудес начинает работу . А кто знает, что такое лаборатория? ( Это помещение, где проводят опыты )

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Воспитатель: Посмотрите вокруг. Вы видите воздух вокруг нас? (Нет)

А раз мы его не видим, значит какой воздух? (прозрачный, бесцветный )

Давайте проведем 1–й опыт: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. Хотите научиться ло­вить воздух? (Да )

Возьмите каждый в руки полиэтиленовый пакет. Он сейчас пустой. У всех пустой? (дети подтверждают )

Ловите пакетом воздух, захватывайте воздух-невидимку как можно больше и закручивайте пакет, удерживайте его внутри пакета. Ответьте на вопросы:

Что внутри пакета? (воздух )

На что похож мешок? (на подушку, шар)

Воздух занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и вы­пустим из него воздух. Каким стал пакет? Поче­му так произошло? (пакет стал пустым, тоненьким, плоским, потому что в нем нет воздуха ).

Давайте сделаем вывод: (обращение к детям): воздух прозрач­ный, невидимый, воздух-невидимка, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать!

Воспитатель: Дети, подумайте и вспомните, как и где люди используют «запертый» воздух? (На­дувной матрас, воздушные шары, надувной мяч, шины, надувные игрушки, лодки, спасательные на­рукавники, спасатель­ный круг)

Значит, все надувные предметы не тонут в воде? Давайте проверим.

Проверка гипотезы.

Опыт № 2: Плавающие предметы.

Воспитатель приглашает детей подойти к столу, на котором стоит надувной бассейн с водой.

Дети по очереди опускают в воду мяч, надувные игрушки, наблюдают, что они не тонут в воде.

Вывод: Воздух легче воды! И если внутри надувного предмета воз­дух, то он, плавает на поверхности воды и не тонет!

Воспитатель: Итак. Ребята, предме­ты, внутри которых есть воз­дух, будут плавать. Но будьте осторожны, если внутрь по­падет вода и вытолкнет воз­дух из предмета, то что с ним случится? (этот предмет может утонуть .) Поэтому. Чтобы не случилось беды, на речке вы плаваете с надувным кругом только под присмотром родителей.

Дети, как вы думаете , а внутри че­ловека воздух есть? (версии детей )

Давайте про­верим?

Опыт № 3: Пузырьки в стакане.

Воспитатель: Ребята пройдите за лабораторные столы. У каждого приготовлено оборудование: стакан с водой и трубочка. Опустите трубочку в воду и п одуйте в нее. Что вы видите? (В воде появились пузырьки )

Что происходит? Откуда взялись эти пузырьки? (Мы дуем в тру­бочку, и воздух выходит, появляются пузырьки).

Вывод: Мы выдыхаем воздух, который внутри нас. Воздух есть внутри нас.

Воспитатель: Ребя­та, а какие еще можно пускать пузыри? (Мыльные )

Давайте выйдем из-за столов и поиграем с мыльными пузырями.

Игра с мыльными пузырями.

Дети произвольно пускают мыльные пузыри из своих контейнеров под музыкальное сопровождение.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему пузыри летают? (Легкие, воздушные )

Что находится внутри мыльных пузырей? (Воздух)

Воспитатель помогает детям сделать вывод: Ребята, когда мы выдуваем воздух на петельку с мыльным раствором, то мыльная пленка наполняет­ся воздухом, становится круглой формы и отрывается от петельки.

Воспитатель предлагает пройти и сесть за столы.

Ребята, а как воздух попадает внутрь человека? (Вдыхаем воздух носом или ртом, а потом выдыхаем)

Давайте проверим ваши предположения .

Опыт № 4: Движение салфетки.

Воспитатель предлагает детям взять салфетку за верхние углы пальцами, поднести к носу, выдохнуть воздух, поднести ко рту, выдохнуть воздух.

Что происходит с салфеткой? (Она движется, шевелится, качается )

Вывод: Мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Поток воздуха двигает салфетку.

На что похожа салфетка, когда шевелится от воздуха (На листья деревьев, которые шевелятся от ветра, воздушный змей, парус)

Воспитатель: Ветер – это движение возду­ха, ветер раздувает пару­с на корабле, и он плывет. Ветер играет листьями на деревьях, и они шелестят. Воздух может передви­гать предметы. Хотите устроить ветер?

Опыт № 5: Игра с веером.

Воспитатель предлагает взять в руки веер, устроить ветер с помощью веера, по­махать веером сначала на себя, потом друг на друга.

Что вы чувствуете? (В лицо дует вете­рок, прохладный ветерок )

Как получается ветер? (Движется воздух )

Где человек использует ветер? (Винт вертолета, самолета, ветряная мельни­ца, чтоб муку молоть, фен, вентилятор)

Вывод: Ветер – это движение воздуха.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня многое узнали о воздухе. Ответьте на главный вопрос: зачем нужен воздух человеку, животным, растениям - всему живому? (Чтобы дышать и жить, без воздуха мы задохнемся)

Вывод: Воздух необходим для дыхания, для жизни. Очень важно открывать форточку, проветривать, чтоб в комнате всегда был свежий воздух.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Рефлексия.

Воспитатель: Уважаемые ученые, давайте подведём итоги нашей работы. Все опыты в нашей лаборатории сегодня закончились.

Какой опыт вам понравился больше всего? (Высказывания детей )

На этом наша чудесная лаборатория закрывается. И нам пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Давайте встанем в круг, закроем глаза и посчитаем от 5 до 1, чтоб вернуться в детский сад. (Дети считают вместе с воспитателем )

Вам понравилось быть молодыми учеными? Вы хотите еще побывать в нашей лаборатории? (Ответы детей )

Мне было приятно с вами работать. Вы такие наблюдательные, активные и умные. В следующий раз мы узнаем, почему одни шары остаются на земле, а другие улетают высоко в небо, и как можно путешествовать на воздушном шаре.

(Для детей старшего возраста)

Задачи:

  • Дать детям представления о том, что наличие воздуха - одно из условий существование живых организмов.
  • Формировать интерес к экспериментальной деятельности, моделированию.
  • Развивать логическое мышление, интерес к природным явлениям.
  • Воспитывать желание сохранить чистоту воздуха.

Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.

Предшествующая работа:

Наблюдения за ветром;

Проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха;

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, я сейчас загадаю вам загадку, а вы попробуете ее отгадать:

Через нос проходит путь,

И обратно держит путь.

Он невидимый, и все же,

Без него мы жить не можем.

Воспитатель: - Правильно, это воздух.

Ребята, а кто знает кто изучают воздух. (ученые)

А где работают ученные (в лаборатории)

А вы хотите поиграть в ученных, и посетить нашу лабораторию.

Воспитатель рассказывает детям о правилах поведения в лаборатории.

Воспитатель: - В лаборатории все работают в халатах, давайте с вами наденем халаты и отправимся в лабораторию.

Воспитатель: - Ребята, а что вы знаете о воздухе? (воздух прозрачный, бесцветный, невидимый)

Ребята, а чем мы с вами дышим? (воздухом)

Давайте вдохнем воздух. Куда воздух попал? (в нос).

Правильно, после этого он спускается в горло, дыхательную трубочку, затем через бронхи и легкие.

Воспитатель вместе с детьми вдыхает воздух ртом, выдох - носом.

Ребята, а давайте с вами проведем опыты:

Опыт 1: Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.

Воспитатель: - Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

(выходят пузырьки)

Воспитатель: - Вот видите! Значит, воздух есть у нас внутри. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаем пузырьки. Посмотрите.

Воспитатель: - Ребята, а какие пузырьки можно еще пускать?

(мыльные)

Воспитатель: - А вы хотите попускать мыльные? (Да)

А как вы думаете, что находится внутри мыльных пузырей?

Дети: - мыло.

Воспитатель: Конечно, же мыло!

Воспитатель: Давайте вместе с вами возьмем глубокую тарелку, нальем в неё мыльный раствор, кладем в середину тарелки предмет и накроем его стеклянной воронкой. Затем дуем в трубочку воронки и, после того как образуется мыльный пузырь, наклоняем воронку и освобождаем пузырь.

(Каждый ребенок надувает свой пузырь)

Воспитатель: - Посмотрите, у каждого пузырь получился разный, у кого большой, у кого маленький, но все они получились из мыльного раствора.

Воспитатель: - Мыльные пузыри получаются из мыльного раствора и воздуха путем надувания. Пузырь увеличивается в размере, когда туда проникает воздух. При надувание мыльных пузырей мы выдыхаем воздух из себя.

Воспитатель: - Скажите, мне а мы с вами воздух видим? (нет)

Правильно, не видим, а как вы думаете, поймать мы его сможем?

Воспитатель: - А хотите, я вам покажу, как можно поймать воздух?

Опыт 2: Что в пакете?

Воспитатель: - Давайте, возьмем полиэтиленовый пакет.

Что в нем? (он пуст)

Давайте, сложим его несколько раз. Посмотрите, какой он тоненький.

Давайте вместе с вами мы наберем в пакет воздух и закрутим открытый конец. Посмотрите пакет стал упругим, плотным.

Воспитатель: - А теперь, что вы видите? (В пакете воздух)

Воспитатель: - А если мы с вами отпустим его, что произойдет с пакетом?

(он станет, плоским и тоненьким)

Воспитатель: - Давайте дружно наберем воздух в пакет, а затем дружно его выпустим.

Воспитатель: - Вокруг нас находится воздух, только мы его не видим, но с помощью носа, мы можем его чувствовать.

С помощью чего мы можем почувствовать запах? (с помощью ветера)

Воспитатель: - А как можно создать условия ветра в нашей лаборатории.

Правильно с помощью ветерка, веера, фена, вертушки.

Воспитатель: - Как вы думаете, что еще можно сделать при помощи ветра?

(Волны на воде, попускать корабли, сделать вееры и подуть на лицо)

Воспитатель: - Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер. Если я не вращаю вертушку, то воздух не движется, и вертушка не вертится.

Оказывается, воздух двигается и доносит до нас разные запахи, хотя сам воздух запаха не имеет.

Воспитатель: - Мы сегодня с вами пытались увидить воздух и поймать его, а еще я предлагаю вам его услышать.

А вы знаете как это можно сделать?

Но, прежде чем мы с вами будем выполнять следующие задание, нам надо подкрепиться:

Физкультминутка:

Дует ветер с высоты.

Гнутся травы и цветы.

Вправо – влево, влево – вправо

Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).

А давайте вместе

Все попрыгаем на месте. (Прыжки).

Выше! Веселей! Вот так.

Переходим все на шаг. (Ходьба на месте).

Вот и кончилась игра, заниматься нам пора. (Дети садятся).

Опыт 3: "Что звучит? "

Воспитатель: - Я вам предлагаю сейчас услышать воздух. Давайте возьмем бутылочки приставим их к нижней губе и подуем сбоку в горлышко.

Что происходит с воздухом? (он свистит)

Давайте еще возьмем край листочка тонкой бумаги (можно фольгу) приложим его к губам и подуем вдоль нее так, чтобы получился звук.

Воспитатель: - Что происходит?

(Дети выдыхают струю воздуха, край бумаги дрожит. Он заставляет дрожать и воздух, поэтому возникает и звук.)

Воспитатель: - Для того чтобы потвердить, давайте просто приложим бумагу к губам и попробуем что-то сказать.

Что мы чувствует? (ощущаем дрожание бумаги)

Воспитатель: - А ка вы думаете, какие еще предметы издают звуки?

Конечно же, это и шелест листвы - шуршание бумаги; переливание воды- шум ручья; стук пальчиками по метеллу- стук дождя.

Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы справились с заданиями как настоящие ученные, и даже справились последним заданием, о котором подробнее мы поговорим с вами при слудующей встрече.

Воспитатель: - Ну, а сейчас нам пора возвращаться обратно в десткий сад.

Литература:

1. Н.А.Рыжова «Воздух - невидимка» Москва, 1998г.

2. Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Санкт- Петербург. «Детство - Пресс», 2011г.