Что делать, если ребенок не хочет в детский сад — Юлия Василькина. Ребенок не хочет заниматься Если ребенок не хочет заниматься дома

ПОЧЕМУ ДЕТИ ОТКАЗЫВАЮТСЯ РАБОТАТЬ С ЛОГОПЕДОМ?

«Мой сын не хочет заниматься, не обращает внимания на логопеда, рвется к своим игрушкам.
Я это терпела месяц, пока отложила занятия на время отпуска. Занятия не дешевые.
Что вы мне посоветуете?»

С такой ситуацией знаком каждый логопед, работающий частным образом.

Я думаю, что будет действительно ценным, если и родители, и специалисты сделают сдвиг в своем мышлении, переходя от вопроса: «Почему ребенок не хочет заниматься? » к вопросу: «Что МНЕ нужно сделать, чтобы ребенок захотел заниматься?»

Откровенно говоря, дети делают только то, чему мы, взрослые, научили их САМИ в прошлом. Возможно, случайно. Если ребенок «случайно» залезал под стол на занятии с логопедом, сбрасывал на пол игрушки, и родители уводят его домой, то малыш «случайно» узнает, как выйти из ситуации обучения.

Если ребенок имеет много опыта в учебных ситуациях, заканчивающихся «провалом» педагога, то не удивительно, что он будет мотивирован, чтобы снова и снова избежать обучения.

Таким образом, если наш малыш был замечен в попытках бегства от занятий или от любой учебной ситуации, то мы должны сделать две вещи:

Во-первых , мы не должны допустить, чтобы ребенок снова отказался заниматься. Как? Встать на место ребенка.

Как это сделать? Вот с этого места о важном: прежде чем начать любое взаимодействие с ребенком, мы должны выСЛУШАТЬ родителей. Что ребенок любит, что ему интересно, что привлекает его внимание?

Для начала мы должны узнать как можно больше о тех вещах, которые любит малыш, которые его мотивируют. Может быть, он обожает Человека Паука. Или любит смотреть Улицу Сезам, знает там всех героев по именам. А, может быть, перед вами – любитель конструктора Лего?

Узнав о таких моментах, любой логопед сможет легко найти контакт с любым ребенком. Кроме того, эти вещи, которые любит ребенок, которыми он наслаждается, и будут выступать в качестве потенциального подкрепления во время логопедического занятия. Ведь мотивация является важной частью обучения новому навыку. Если ребенок не мотивирован на что-нибудь, у нас нет ничего, чтобы закрепить новые умения.

Если мы не понимаем друг друга, мы ничему не сможем научить. Дети должны чувствовать, что они могут доверять логопеду, что они могут быть успешными, и их успех подкрепляется ценными для них вещами.

Во-вторых , подумайте, как ребенок может быть успешным? Как поставить его в ситуацию успеха? Как человеческие существа, мы, вообще, как правило, любим делать все, что у нас получается хорошо и не стремимся делать то, что не очень хорошо выходит.

Когда ребенок приближается к учебной ситуации, предъявляйте сначала небольшие, несложные требования, которые ребенку легко выполнить. Важно дать понять малышу, что он способен довести дело до конца. И это позитивно подкрепляется окружающими. Мы же хотим, чтобы ребенок подумал: «А ведь хорошие вещи происходят, если я делаю то, что ожидают от меня взрослые. Значит, мне не выгодно убегать отсюда.»

Каждый ребенок уникален и частью процесса оценки является определение того, что ребенок может уже делают успешно. Так мы постепенно получаем перечень умений, которые ребенок уже способен выполнять правильно. Эти маленькие успехи становятся нашими «строительными блоками», чтобы начать формирование правильной и красивой речи у ребенка.

Например, если ребенок уже может пить через соломинку, мы могли бы использовать этот навык, чтобы помочь закрепить навык округления губ для гласных. В моей практике совсем недавно был ребенок, который мог производить «м», но все его взрывные звуки были гортанные. Держа нос мы просили, чтобы он сказал звук «м». В результате получили звук «б». Это забавная часть логопедической практики!

Итак, мы выясняем, что ребенок уже может делать хорошо и как мы можем использовать эти умения, чтобы научить новым навыкам.

В-третьих , еще одна загадка состоит в определении того, какой тип подачи материала использовать. На что данный ребенок реагирует лучше всего?

Есть много различных методик, но после 20 лет практики, я могу честно сказать, что ни одна из них не работает для всех детей все время.

Это важно для профессионалов, чтобы не быть приверженцем одной и той же стратегии, которую они будут использовать с любым ребенком.

Некоторые дети могут реагировать лучше на визуальные подсказки для звуков. Другие могут реагировать лучше на тактильную опору. Третьи реагируют лучше на слуховые подсказки. Другие — на комбинированную подачу информации. Важно оставаться гибким в выборе коррекционной стратегии.

Наконец, в — четвертых , помните об обратной связи! Да, важно поощрять малейшее достижение ребенка. Но в то же время не забывайте подмечать, с достаточной ли скоростью идет обучение. Выходит ли ребенок на свой оптимальный уровень, или предъявляемые требования слишком просты для него? Если в какой-то момент прогресс замедляется, мы должны проанализировать наши методики обучения, чтобы убедиться, что мы делаем все возможное для увеличения скорости обучения.

Итак, когда логопед в своей практике испытывает трудности с вовлечением ребенка в работу, мы смотрим на следующее:

1. Используем ли мы достаточно мощное подкрепление?

Без мотивации мы не научим. Нам нужно найти несколько таких вещей, которые ребенок любит и награждать его за те выполнение тех задач, которые мы перед ним ставим.

2. Как часто мы награждаем ребенка?

Для некоторых детей, мы должны начать с подкрепления каждой попытки, которую они совершают на логопедическом занятии. Может быть, мы наградим просто за усиление движения губами или даже за размещение языка в правильное место. Как только навыки становятся легко выполнимыми для ребенка, мы награждаем его все реже.

3. Все ли навыки, которым мы обучаем, возможны для ребенка?

Часто это большая проблема для детей с апраксией. Мы просим ребенка правильно произнести слово, тогда как он просто не имеет двигательных навыков для осуществления этого. Частые неудачи при попытках повторить образец логопеда приводят к тому, что ребенок всеми способами стремится избежать занятий.

Чтобы такого не случилось, мы, например, могли бы начать с простого движения, с гласного звука, или с отработки одного слога … Важно, чтобы ребенок начинал с успешных ситуаций, и только затем мы сможем постепенно научить комбинированным движениям.

4. Используем ли мы эффективные методы преподнесения материала?

Различные дети лучше усваивают материал в разных репрезентативных системах. Некоторые из них работают эффективнее с визуальным подсказками, таких как ручные сигналы или изображения. Другие лучше обучаются на тактильной опоре. Третьи работают лучше с музыкой или слуховыми подсказками. Все это нужно выяснить опытным путем для каждого конкретного ребенка.

5. Работаем ли мы в команде вместе с родителями?

Родители должны знать о важности выполнения ребенком любого задания до конца и придерживаться этого правила дома. Родители должны также поощрять каждое достижение малыша, особенно поначалу. Важно, чтобы ребенок понял, что заниматься «выгодно», и не стоит убегать от логопеда.

Самое главное, и логопед, и родители должны помнить, что когда ребенок не хочет заниматься, проблема заключается совсем не в ребенке.

Вопрос психологу

Здравствуйте! Моему сыну в этом месяце 6 исполнится. За это время поменяли уже 4 сада, 1 - потому что переехали в другой город, 2-там было очень сыро, 3-у ребенка была истерика, и он часто болел. Теперь с сентября мы ходим в другой сад, (из 3 сада мы забрали его в феврале). Ему явно там нравится, он стал игрушки сам убирать, зубы чистит без проблем, раньше по настроению делал. Я понимаю, что он избалованный ребенок, и с этим ничего не могу поделать. Говорю, отцу,что сейчас время заниматься с сыном ему. Я не могу кричать на него и бить, а муж говорит что его так воспитывали, и он начнет все делать. Я не могу понять такого воспитания. Я слишком мягкая.
Теперь такая проблема, ребенок не хочет, в упор отказывается заниматься (зарядку по утрам, танцевать, писать). Воспитатель говорит, что он не сидит за партой, бьет других детей, гримассы строит, прыгает по партам, на занятиях берет игрушки начинает играть.
Я считаю, что это педагог не может найти контакт с ребенком, так как я сама в детстве была сорванцом, у меня 2 по поведению была, но при этом училась на отлично. Значит, мои учителя смогли во мне разбудить интерес. А в чем дело? Почему мой сын не хочет заниматься? Что я должна сделать для этого?
А вчера сын сказал, что его била воспитательница...

Ответы психологов

Здравствуйте Молдир

Внимательно прочла ваше письмо и фразы:


Я понимаю, что он избалованный ребенок, и с этим ничего не могу поделать. Говорю, отцу,что сейчас время заниматься с сыном ему. Я не могу кричать на него и бить, а муж говорит что его так воспитывали, и он начнет все делать. Я не могу понять такого воспитания. Я слишком мягкая

одни из ключевых и вот почему:

Вы сами полностью согласны с тем,что ребенок избалованный ,хотя сам смысл слова,скорее не полностью вами понят.Давайте разберем это вместе:

Вы себя описываете как мягкого и очень быстро уступающего желаниям другого человека- в данном случае,вы полностью подчинаяетесь всем капризам своего ребенка.

Ваш муж полностью отличается от вас и считает жесткое воспитание через физические наказания самым подходящим методом в воспитании ребенка,ссылаясь на свой опыт в отношениях с родителями.

Вот теперь сами постарайтесь увидеть - как при совершенно различных взглядах на воспитание сына, у вас может быть спокойный ребенок?

Пока вы с мужем выясняете свои взгляды и спорите,ваш ребенок ищет свои способы приспособления и выживания в такой для него непонятной обстановке. Родители -самые важные люди в жизни ребенка и формирование Картины Мира у него происходит через призму вашего поведения и отношения к нему и друг к другу. Ваша мягкость,не что иное,как элементарное незнание как и что делать с ребенком -вы не знаете где с ним соглашаться, где ему уступить,часто путаете свои же требования -то запретите, то после его плача,вновь разрешите и так и строите свои отношения с ним. Тут папа уже вмешивается и начинает вносить свои какие то коррективы,которые идут вразрез вашим методам и вашему ребенку вообще ничего не понятно - у него так и не сформировалось единого понимания ,что есть хорошо для него,а что нет . Единственно,что он для себя понял,что через свои крики и истерики можно получить желаемое всегда. Его плач и крики это способ достижения своих желаний, которые вы ему то разрешаете,то запрещаете и еще и способ привлечь ваше внимание к себе,ведь воспитание это не только раздача приказов и их немедленное исполнение,это еще и колоссальный труд и время,которое вы посвящаете своему ребенку- вместе с ним играете, лепите,рисуете, гуляете, отвечаете на его вопросы, спрашиаете его мнение и многое другое..Ваша фраза следующая:

Я считаю, что это педагог не может найти контакт с ребенком

показывает,что вы хотите переложить Ответственность за своего ребенка на других. Педагог он должен Обучать , и искать к нему подход он не обязан. Во первых, у нее в классе таких детей человек 30, и каждому найти индивидуальный подход она просто не в силах. Во вторых, когда ребенка все время без его желания и необходимой мотивации заставляют делать зарядку, зачем то танцевать и так далее,то у него уже идет сопротивление ко всему,в том числе ик учебе. Вы сами- родители, уже не справляетесь со своим сыном,и в тоже время хотите,чтобы учитель это мог делать совершенно спокойно и без проблем. Согласитесь, не все дети так себя ведут и многие учатся без напряжения,а значит дело не в учительнице,а дело в неправильном изначальном воспитании,или отсутствии его в ваших отношениях с сыном.

Вам сейчас стоит все таки признать, что ошибки допущены вами -родителями , и что вам стоит уже начать изучать детскую психологию через специальные книги посвященные этому. Рекомендую вам прочесть книги Найджела Латта -у него их несколкьо и вы можете выбрать то,что вам подходит, например-"Сынология. Матери,воспитывающие сыновей" и следующая " Прежде чем ваш ребенок сведет вас с ума". Они легко читаются и там есть конкретные меры,которые вы можете применять. Если у вас действительно есть желание помочь своему ребенку и себе построить близкие и гармоничные отношения,то вы прочитав эти и другие книги уже начнете потихоньку разбираться и исправлять свои допущенные ошибки, ну а если вы хотите,чтобы ошибки ваши исправляли другие люди,например,учитель,то скорее всего вы еще долго будете жить в сильнейшем напряжении от уже новых каких то проблем, с которыми вы так и не сможете справиться. Рекомендую также хотя бы на начальной стадии обратиться к детскому писхологу,чтобы хотя бы услышать и понять как следует строить свои отношения с сыном, как вам с мужем придти к единому мнению и не создавать для своего ребенка непонятный набор его представлений о том,что есть для него плохо,а что есть хорошо. Всего хорошего.

Бекежанова Ботагоз Искракызы, психолог Астаны

Хороший ответ 7 Плохой ответ 1

Молдир, здравствуйте!

Вопрос, связанный с тем, было ли физическое наказание со стороны воспитателя нельзя оставлять незамеченным. Думаю, что Вы выяснили подробности этой неприятности. И от выясненных деталей многое зависит...

Что касается поведения Вашего ребенка. Практически в каждой группе есть ребенок, поведение которого отличается от поведения других детей. От компетентности воспитателя многое зависит.

В то же время, стоит проанализировать причины агрессии ребенка, которая выражена в том, что он может ударить других детей.

Не менее важным должно быть единое понимание в воспитательном подходе обоих родителей.

Чаще всего, на консультацию к психологу приходят мамы вместе с ребенком, надеясь, что их ребенка возьмут и "вылечат". Если у Вас с супругом взгляды в отношении воспитания расходятся, то стоит Вам вместе прийти на консультацию. У обоих будет возможность найти ответы на интересующие вопросы и получить профессиональные рекомендаци по поводу выбора дальнейшей тактики построения отношений с ребенком. На первую встречу можно прийти без сына. Необходимо разобрать и проанализировать примеры ваших ситуаций, модели реакций и сформировать новый взгляд на этот долгосрочный процесс.

Дочке 2 г.6мес., третью неделю с двумя перерывами на 2-3 дня (простуды) она ходит в садик на полдня (забираю после обеда). Первую неделю ходила охотно, сейчас время от времени от времени заявляет, что в садик не хочет, не пойдет, садик плохой (у нее сейчас все плохое, что не совпадает с ее желаниями на данный момент, буквально через три минуты может стать хорошим), однако утром отправляется туда спокойно, иногда и радостно. Отводит ее в садик папа, в раздевалке она про него забывает и сама мчится в группу. Единственный раз в раздевалке были слезы, она не хотела идти, цеплялась за папу и не отпускала его. Как-то тогда уговорили, больше не повторялось. В садике, по словам воспитателей, охотно занимается с игрушками, гуляет, не плачет, к маме не просится. Всякие бытовые моменты - одевания-раздевания, горшок, мытье рук, завтраки-обеды - тоже наладились сразу и без проблем.
Теперь, собственно, то, что меня беспокоит. Из занятий с преподавателями у них пока музыка да физкульутра, но скоро будут и другие. Каждый день воспитатели встречают меня словами: «Маша сегодня опять одна из всей группы не занималась, простояла все занятие в углу, хотя мы ее завлекали и так и эдак и по-всякому уговаривали». Это для дочки очень необычно: с сентября прошлого года по май нынешнего мы ходили на кучу всяких занятий (Монтессори, художественная студия с музыкальными и танцевальными занятиями, группа кратковременного пребывания в другом садике), везде ей нравилось, во всем она с большой охотой участвовала,на музыку-физкультура бежала первая, огорчалась, когда занятия заканчивались, увести ее было невозможно. А теперь все наоборот: все занимаются, одна Маша стоит в углу и не участвует. Такая же картина и на групповых музыкальных занятиях в Монтессори-клубе (после лета успели туда сходить только дважды). Однако стоит нам прийти после садика домой, как Маша начинает воспроизводить все, что было на занятии (полтора десятка упражнений из физкультурного занятия, например), в котором она не участвовала, может делать это долго и по нескольку раз за день (изображает при этом чаще преподавателя, чем деток: музыку включает, играет на пианино, отдает физкультурные команды). То есть в занятиях в садике она активно не участвует, но внимательно смотрит и все прекрасно запоминает.
Вопросы: 1) в чем может быть причина такого нежелания участвовать в общих занятиях?
2) как выяснить эту причину у ребенка? На все мои вопросы «почему» твердит «не хочу», большего вытянуть из нее не удается. Единственный раз промелькнуло "я плохо танцую", но откуда она это могла взять, ума не приложу: на всех прошлых занятиях ее все только нахваливали, и действительно было за что.
3) нужно ли ее побуждать заниматься вместе с остальными детками или же лучше оставить в покое и пусть себе наблюдает из угла?
4) если нужно побуждать, то как это делать?
5) воспитатели напрямую связывают участие в общих занятиях с готовностью ребенка оставаться в саду на дневной сон. Мол, раз она не хочет вместе со всеми танцевать на музыке, то еще не готова спать в садике. Действительно есть такая связь? Мне скоро надо бы выходить на работу и я планировала в ближайшие две недели поспепенно перевести ее в саду на полный день. А тут воспитатели говорят «не готова».
Заранее спасибо за ответы и советы!

Одна из распространенных причин обращения на консультацию — отказ ребенка от занятий дома или в детском образовательном учреждении. «Ребенок не хочет заниматься, хоть как его уговаривай!». Родителей беспокоит, если ребенок не может сконцентрировать внимание, отказывается от заданий и игр, которые легко даются его сверстникам. На мой взгляд, это обоснованное беспокойство, поскольку далеко не всегда выжидательная позиция дает нужный результат. Мнение, что «надо отпустить ситуацию» во многих случаях оправдано, но нередко за отказами лежат причины, которые наоборот надо выявлять как можно раньше и создавать условия для развития.

Ребенок не хочет заниматься. Мнения и заблуждения

Мнение 1 «Не хочет, значит рано»

«Если ребенок оказывается от занятий, значит еще рано, не пришло время» Одно из распространенных мнений в определенном понимании верно. Ребенок психологически не готов делать то, что ему предлагается и так, как ему это предлагается. В три, четыре года не каждый ребенок с удовольствием играет в карточки или учит буквы. Эта деятельность еще не соответствует возрастным потребностям. Если настаивать и принуждать к тому, что ребенку сложно и не интересно в этом возраста — то действительно можно сформировать негативную установку по отношениям к занятиям.

Другое дело, если ребенок отказывается от заданий, которые могут выполнять большинство его сверстников, то причиной отказа нередко являются задержка созревания необходимых для дальнейшего обучения функций. В этом случае надо более внимательно изучить причины и искать доступные для ребенка подходы к занятиям, когда то, что будет предлагать взрослый, легко примется ребенком.

Мнение 2. «Не хочет, значит не интересно»

«Если ребенок оказывается от занятий, значит ему это не интересно» С этим мнением можно согласиться, волевые процессы у дошкольника обычно развиты слабо, и он с радостью делает то, что получается и доставляет удовольствие. В дошкольном возрасте «не хочу, не интересно» зачастую равносильно «Не могу». : от последствий гипоксии до отсутствия желания что-то делать, потому что мама с папой ссорятся. Личностные особенности, особенности детско-родительских отношений также могут быть причиной подавленности познавательного интереса у детей.

Мнение 3 «Если не хочет- значит это не его»

«Не надо мучить ребенка, пусть играет и занимается тем, что ему нравиться. Если не хочет — значит это не его». Вполне самодостаточная точка зрения. Разумеется, все дети разные. То, что интересно для одного малыша — оставляет равнодушным другого. На этом можно было бы и остановиться, если бы не одно Но. Есть вещи, которые дети просто могут делать. С удовольствием, потому что нравиться или потому что об этом просят взрослые — они просто могут. Могут держать карандаш в руке и рисовать простые линии. Радости большой может не получают, и предпочитают бегать с мячом, но МОГУТ. А другое дело, когда ребенок отказывается именно потому, что просто не может. И именно это «НЕ МОЖЕТ» должно заставлять родителей задуматься и начать искать решения.

Что нужно, чтобы ребенок хотел заниматься?

Чтобы ребенок захотел заниматься важно совпадение нескольких условий.

Интересно — Хочу — Могу.

Что нужно, чтобы ребенку было ИНТЕРЕСНО?

1. Подбор игр, пособий, заданий должен соответствовать возрасту и потребностям. Лучше всего консультироваться со специалистами, выбирая игры и пособия. Стоит читать рекомендации и описания, интересоваться тем, как в эти игры играют другие дети. Просто купить и положить на полку, обозначив, что ребенок «не хочет» — это досадно. Чтобы этого не происходило — поинтересуйтесь, что лучше покупать для развития своего сына или дочери. Послушайте рекомендации. Понаблюдайте за своим сыном или дочерью. Многие игры, сделанные своими руками да еще вместе с ребенком взывают гораздо больший интерес. Тем более, что это не сложно и для многих развивающих игр достаточно использовать материалы, которые Вас окружают.

2. Чтобы было интересно, вовсе не значит, надо покупать «яркие, броские, гремящие игрушки. Психологи отмечают, что обилие пестрых игрушек рассеивает внимание и ограничивает деятельность, например, до простого нажимание кнопки. Игры и задания должны быть в зоне того, что доступно для понимания и для деятельности по возрасту.

3. Имеет значение и то, как вы предлагаете ребенку играть, как даете игровое задание. Если игрушку поставить на полку или дать в руки — она не всегда вовлекает ребенка в деятельность. Лучше всего, когда Вы привносите новую игру в уже существующие игровые моменты с ребенком. Например, начинаете увлеченно строить гараж рядом с ребенком, который возит машинку. Часто родители говорят, что испробовали уже все возможные методы, а ребенок по-прежнему все разбрасывает и отказывается от игры. В этих случаях надо более внимательно разбираться в причинах.

3. Чтобы было интересно, надо побуждать к активной деятельности, разжигать интерес. Например, создавать условия, чтобы ребенок поискал или доставал новую игру. Интерес стимулирует, когда родители сами увлеченно начинают играть в разные игры ребенка. В этом случае важно своего малыша чувствовать и понимать, в какой момент надо передать инициативу, как вы можете помогать, чтобы инициатива не угасла.

4. Приучите себя выделять время на подготовку занятия заранее. По опыту работы со многими родителями, я знаю, что подготовка занимает не очень много времени, надо лишь себя приучить к этому. Подготавливая занятие можно подумать о том, что может увлекать и быть интересным.

Что нужно, чтобы ребенок ХОТЕЛ заниматься?

1. Регулярность и привычка заниматься. Когда родители вводят занятия в режим своего дня и ребенок начинает привыкать к тому, что сейчас его ждет интересная игра с родителями — он лучше начинает идти на контакт и с большей охотой вступает в занятия. Выбирая время для занятий нужно понять, когда у ребенка выше работоспособность. В некоторых случаях, когда дошкольник быстро устает и пресыщается, нужно настроить себя таким образом, чтобы Вы могли предлагать задания в течение дня в любой благоприятный и удобный момент времени.

2. Удобная, располагающая обстановка также помогает сформировать желание заниматься. Удобный стол без отвлекающих картинок, стул подобранный по высоте, правильно организованные полки с играми и пособиями — это то, что организует внимание ребенка.

3. Ритуал занятий, определенные привычные действия дают возможность организовать внимание дошкольника. Например, любимая песенка, которая настраивает на начало занятий.

4. Поощрения (радость родителей, выраженная в чем-нибудь вкусном) в конце занятия. Наклейки, штампики, поход на горку после занятия — это все, что поддерживает мотивацию.

5. Разумеется, ребенка важно хвалить и поддерживать. Теплые слова, умение замечать старание и усилия — самые сильные мотиваторы. Базовое отношение «Ты — молодец», положительное отношение к самой деятельности. Не стоит бояться перехвалить, поддерживая малыша вдохновляющими словами.

6. Проводите занятия на улице, используйте все окружающие предметы, чтобы закрепить с ребенком какие-то понятия. Непринужденная естественная обстановка, в которой Вы играете с ребенком помогает ребенку воспринимать занятие, как увлекательную игру.

Что нужно, чтобы ребенок МОГ справляться заданиями.

1. Понаблюдайте за ребенком и попробуйте разобраться в причинах, которые могут затруднять выполнение заданий. Обычно это все-таки легче сделать вместе со специалистом.

2. Задания и игры нужно подбирать с учетом особенностей Вашего ребенка. Задачи надо усложнять постепенно.

3. Важно уметь правильно оказывать помощь при выполнении заданий.

4. Учите ребенка обращаться за помощью и побуждайте к инициативе в занятиях.

5. Зачастую необходимо скорректировать возможности нервной системы, используя специальные методы, например, нейропсихологическую гимнастику.

Но главное, всегда помните, что Ваш ребенок — самый лучший. Он должен чувствовать и понимать, что Вы на его стороне. Слушайте себя, свою интуицию, постоянно работайте с собой, узнавайте новое, стараясь сделать занятие с ребенком лучше и интереснее.