Скульптура из бумаги и проволоки. Каркасная кукла своими руками. Мастер-класс Как своими руками сделать каркас для фигурки человечка из мастики

Я леплю уже несколько лет. Нигде не учился этому и не имею никакого художественного образования. Всё что я расскажу, есть всего лишь мой взгляд на процесс лепки фигурки.

Свои советы я адресую именно тем, кто только начинает. Кто, разложив перед собой инструмент и материалы, думает, за что хвататься первым и с чего начинать. Любой процесс сперва кажется сложным и непонятным. Но это легко преодолеть, если разбить его на несколько маленьких последовательных операций. Именно в таком виде я и построил свой процесс изготовления фигурки. В большинстве виденных мной руководств советуют сразу лепить контуры одетого тела. Мне кажется, это не совсем верно для начинающих не имеющих, как и я, худ. образования. Вряд ли человек еще слабо знакомый с анатомией не имеющий опыта в лепке сразу сможет правильно передать контуры тела. Он, как правило, слабо представляет, что там с телом под одеждой твориться.:) Поэтому я советую сперва лепить контуры обнаженного тела, а потом его одевать. Во первых это неплохая практика по анатомии и лепке обнаженного тела, что является необходимой базой. Во вторых такое тело легче одеть, правильно расположив складки на одежде, а это тоже являетсяпроблемой для любителя, не имеющего худ. образования.

Леплю я из материала супер скульпей то есть из термопластики. Я решил обратить ваше внимание на это так как, работая с двухкомпонентными эпоксидными массами, которые сами твердеют со временем, изменил бы немного сам порядок процесса. Думаю статья на эту тему еще появиться на сайте.

Начнем. Первое что нам нужно, это собственно решить, кого делаем. Выбираем время и место, откуда наш персонаж. Ищем доступную нам информацию. Источниками могут быть книги, фотографии, сайты реконструкторов, в общем все что как-либо затрагивает нашу тему. По мере изучения в голове у вас сформируется образ, который вы и решите воплотить.

Я на этот раз решил изготовить фигурку "ганфайтера" - стрелка "Дикого запада". Толчком стал просмотр, в очередной раз:), спагетти-вестернов С. Леоне. Так что мой герой, скорее персонаж из кино чем то что было когда-то в реальности. Я посмотрел кроме фильмов пару книг по оружию того времени. Посетил сайты фанатов, как фильмов вестернов, так и стрелков американской ассоциации стрельбы из оружия того времени. Это окончательно оформило мой взгляд на будущую фигурку. Потом можно набросать пару схематичных набросков.), которые должны помочь вам представить позу будущего персонажа, понять насколько он будет выглядеть в ней естественно.Не нужно пытаться хорошо нарисовать.Схематично, главное чтоб вы сами поняли что к чему.

Делаем каркас фигуры из проволоки. Контролируем пропорции и размеры по шаблону фиг. человека в нужном нам масштабе. Шаблон в масштабе 54мм можно найти на этом же сайте в разделе "файлы". Сам процесс изготовления каркаса хорошо описан в статье Ченла, поэтому я не буду повторяться. Только отмечу что плечевой пояс я делаю на линии или чуть ниже ключиц, а таза в районе лобка, где наиболее широко в бедрах.Вот такой у меня вышел каркас.

Потом исходя из замысла, и прикинув на нашем схематичном рисунке, изменяем позу каркаса. Смотрим.Уже в таком виде можно оценить позу будущего персонажа. Иногда в этот этап я её изменяю, стараясь получить более естественное и выразительное положение. Хорошо поставленный каркас "оживает".

Укрепляю готовый каркас на деревяшке. Зная, что мой герой будет в обуви на каблуках я сделал так чтоб фигурка стояла на подставке на пару мм выше. Потом я весь каркас слегка обмазал пластикой, для лучшего сцепления последующих слоев и чтоб следующий слой пластики не прокручивался на каркасе. Но это в моем случае мера вынужденная, заменяющая обмотку "костей" проволокой.

Делаем из пластики грудную клетку и таз. Их положение и размер корректируем по шаблону. Изготовление таза и грудной клетки позволит нам передать их правильное взаимное положение, что важно когда вы делаете фигурку в движении или более сложной позе чем простая стойка на прямых ногах, и завершит построение костяка на котором мы будем строить тело нашей миниатюры. Район головы и шеи я пока не тронул, так как буду использовать его чтоб держать фигурку, когда буду формировать ступни ног.

Делаю ступни ног по форме обуви. Так как потом обувать уже сделанную фигуру не получиться. Пока это довольно грубо сделанная "болванка", которая только наметила будущую форму и размеры.

Начинаю одевать костяк фигурки в мышечный корсет с ног. Тут для подсказки можно использовать анатомический атлас изображающий мышечные группы человека. Нас интересуют только крупные наружные мышцы или группы мышц. Имитируя их расположение на костях, мы и будем собирать нашу фигуру. Начнем с голени. Задние мышцы крупнее, передние мельче, по форме похожие на треугольник.

Теперь мышцы сводящие ноги вместе (как они правильно зовутся не знаю;)). Идут из района паха до середины бедра с внутренней стороны.

Следующими делаем мышцы сгибатели и разгибатели бедра. Нужно помнить, что у человека мышцы разгибатели всегда крупней, сгибателей. Поэтому передняя мышца на бедре крупная охватывает кость с боков. Сгибатель бедра я сделал поместив пару 2колбасок пластики на заднюю сторону каждого бедра. .

Раскатав пару шариков, я наметил коленные чашечки. Потом шариком крупней показал пол нашей фигурки. Соединил между собой таз и грудную клетку. Отметил линию талии и двумя кусочками пластики по форме полукруга изобразил мышцы лежащие сбоку живота. Две "лепешки" подходящего размера стали ягодицами.

Раскатав полоску пластики, положил ее спереди от паха до точки "солнечного сплетения" Это будут мышцы пресса. Длину и ширину корректируем по шаблону. так же делаем грудные мышцы. Намечаем шею. Но я в данный момент её делаю тоньше чем она будет. Раскатав колбаски делаю линию плеч.

Спина. Здесь я только обозначаю лопатки. Их нижняя часть самая выступающая точка спины. И двумя колбасками конусовидной формы делаю внешнюю часть широчайших мышц спины. У нормального человека они не сильно развиты -не переборщите.

Теперь руки. Бицепс и трицепс. Мышцы предплечья и мышцы плеча которые подобно эполету охватывают сустав.

На этом мы сборку нашего "конструктора " остановим и глянем, что вышло.

Начинаем все это облагораживать. Где надо убираем лишнее, где надо добавляем.Сглаживаем переходы между различными мышцами. Сверяемся с шаблоном.Контролируем симметрию конечностей.

Следующий пункт – голова. Но так как уже есть статья на эту тему. А мой способ ничем не отличается я только приведу пару фото из процесса.

Доделав голову, я берусь за доводку ступней ног. Я собираюсь "запечь" полученное, а значит надо не забыть их доделать, чтоб потом не пилить. Делаю сапоги пока без голенищ. На петли сделанные мной в районе будущих кистей рук наношу немного материала. Это будущая основа для ладоней и части пальцев. В печь.

Кисти рук, как и лицо, важная деталь военно-исторической миниатюры. От их качества зависит восприятие вашей фигуры в целом. Грубые кисти рук, как и не удачное лицо могут испортить фигуру в самом отличном мундире. На изготовление кистей рук идет часто времени столько же, как на остальное тело в целом. Я до сих пор не удовлетворен качеством своих кистей. Но тут главное терпение и аккуратность. Так как кисть в нашем масштабе довольно мелкая и тонкая деталь, заранее изготовленные нами лопаточки на каркасе будут той опорой которая поможет нам формировать кисть. Добавляем пластики, делаем "ласту" по форме близкую к нашей руке.

Острым инструментом намечаем пальцы и убираем лишнее.

Продолжаем доводить форму заглаживая поверхность и придавая ей нужный нам размер и форму.

Для большого пальца раскатываем колбаску пластики и отрезав нужный отрезок крепим на место придавая нужную форму.

Так как другая кисть, будет держать оружие, ее мы изготовим позднее, чтобы она не мешала нам одевать нашу фигуру. Поэтому этап изготовления самой фигурки будем считать законченным. Следующим будет одевание фигуры, изготовление волос на голове, и вооружение правой руки. Но это в следующей части статьи.

Материал подготовлен специально для сайта www.chen-la.com

Цель этого проекта - передать состояние движения фигуры. Задача здесь не в том, чтобы подробно отобразить каждую деталь скульптуры, а в том, чтобы передать общий облик и жестикуляцию.

Жидкий гипс не может поддерживать сам себя, поэтому его надо накладывать на арматуру и поэтапно создавать форму фигуры. Гипс нельзя удалить с арматуры, если он там уже присутствует, поэтому арматура становится составной частью создания скульптуры. После застывания гипс следует отполировать, обработать и сделать гладким, чтобы облагородить внешний вид и поверхность скульптуры. В этом проекте вы узнаете, как сделать скульптуру при помощи кусков материи. Фигура танцовщицы опирается на подставку только одной ногой, другая нога отведена назад. Это значит, что каркас должен быть крепким и прочным, а также следует позаботиться, чтобы на отведенную назад ногу не пришлось слишком много веса.

Вам потребуется

  • Материалы
  • Металлическая проволока для арматуры
  • Пенопласт (куски упаковки)
  • Металлический шнур
  • Гипсовый бандаж
  • Веревка
  • Холст (грубый и простой)
  • Кружевная ткань

Инструменты

  • Ножницы
  • Пластиковая емкость
  • Маска от пыли
  • Металлическая петля
  • Ложка или папка
  • Маленькая лопатка
  • Стеки
  • Рашпиль
  • Металлическая мочалка

Начните с набросков позы танцовщицы. Соорудите металлический каркас (см, с. 82), следуя позе вашей модели. Вес скульптуры выходит за пределы опорной ноги, поэтому лучше снабдить арматуру легким материалом, например пенопластом, закрепив его проволочным шнуром. Таким образом, вы сможете избежать перегрузки в неподдерживаемой части арматуры на ранней стадии работы.

Заложите куски пенопласта в густоты каркаса.

2 На следующем этапе нужно укрепить каркас и начать формировать облик фигуры, используя бинт и воду. Имея под рукой сосуд с чистой водой, нарезайте небольшие куски гипсового бинта по мере необходимости.

3 Погрузите бинт в воду и оберните им опорную ногу фигуры.

Слов много, а практически все эти действия проделываются в течение одной минуты. Дальше будет проще.

2. Сгибаем новый отрезок проволоки (длина 50-60 см) пополам, и еще
раз сгибаем, смотрим фото выше. Сгиб округлый, по ширине таза. Округлый
сгиб будет создавать лонное сочленение таза, хвостики - это будущие
ноги куклы. Совмещаем начатый кукольный каркас с новым элементом.
Смотрим фото ниже (слева).

Высота полученной конструкции без учета ног (от подбородка куклы до
лонного сочленения – 3 головы куклы. У меня – 15 см. Соединяем обе
детали с помощью изоленты. Крепко, надежно, чтобы высота таза не
менялась. Можно закрепить с помощью проволоки, медицинского пластыря,
термопистолета и т.п. Главное, чтобы детали не смещались одна
относительно другой.Смотрим на фото слева.

3. Делаем ручки. Берем новый отрезок проволоки, сгибаем пополам,
формируем плечи. Для этого прикладываем наш новый отрезок проволоки к
каркасу в области плеч и сгибаем проволоку вниз с обеих сторон.
Получились «ручки». На фото выше справа.

Длина пока не принципиальна, лишнее всегда можно откусить
плоскогубцами. Крепим деталь к каркасу с помощью изоленты. Результат на
фото:

4. Далее я формирую грудь. Это не обязательный этап, но его наличие
облегчает будущую обмотку каркаса. Берем очередной отрезок проволоки
(50-60 см), формируем округлый сгиб (буква П, верхняя планка со
скругленными концами). Ширина «буквы П» приблизительно 1.5 ширины головы
куклы. Отгибаем верхнюю планку «буквы П» на 1.5-3 см. Получаем фигуру,
показанную на фото (слева).

Опять же, проще сделать, чем описать. На фото проволока неровно
легла, верхний элемент симметричен с обеих сторон. Креплю «грудь» в
области грудной клетки. Фиксирую изолентой в области грудины и в районе
талии. Смотрим фото.

Хвостики от этого отрезка проволоки помогут в создании попы куклы.
Это тоже необязательный этап, мне помогает в обмотке. Просто выгибаем
проволоку по форме ягодиц, разводим их от талии вниз к ножкам и
фиксируем оба хвостика на ножках, один слева, второй справа. На фото
концы проволоки еще не зафиксированы.

Вот что мы имеем на данном этапе:

В ногах теперь у нас по пять проволочек, их количество можно менять в
зависимости от проволоки, которую вы используете, от высоты и веса
куклы, от способа крепления ее к подставке. Я не перекручиваю проволочки
между собой, а обматываю их по спирали либо дополнительной проволокой
меньшего сечения, либо хвостиками проволоки, оставшимися при
формировании ягодиц.

Примерим голову кукле, согнем предварительно ручки в локтях, посмотрим на результат.

Проверим симметрию, можно сформировать изгиб позвоночника.

Сейчас руки и ноги значительно длиннее, чем нужно. Мне удобнее позже отрезать лишнее.

А сейчас я загну кончики проволоки и обмотаю их изолентой, чтобы не мешали в дальнейшей работе и не царапались.

Продолжаем работу по формированию тела куклы.

Для этого нам понадобится уже изготовленный кукольный каркас, нитки
катушечные любые, флористическая лента или лейкопластырь, ножницы и
самое главное –та-да-да-дам – полрулона туалетной бумаги.

Любите ли вы туалетную бумагу так, как люблю ее я? Это один из самых
благодарных и податливых материалов. Еще и недорогой и легкодоступный
).Бумага нужна самая обыкновенная, серая.

Почему мне нравится использовать для обмотки именно бумагу, а не
полосы синтепона, к примеру? Я иногда работаю и с синтепоном, и с
синтепухом, и со шнуром. При использовании туалетной бумаги (далее ТБ)
мне проще постепенно сформировать нужные объемы, процесс идет медленно,
т.к. слои бумаги тоненькие, все ошибки сразу легко поправить. В
зависимости от ширины бумажной полоски меняется и задействованное
рабочее пространство. Использование ТБ дает достаточно плотное тело, но
податливое для изменения позы. Да и проткнуть тушку иглой при желании
возможно (допустим, при оформлении одежды или креплении аксессуаров).

Если же нужна совершенно жесткая конструкция, то тело из ТБ можно
прогрунтовать ПВА. Иногда после обмотки ТБ финальным слоем я использую
обыкновенный медицинский бинт, который грунтую разведенным ПВА. ТБ можно
комбинировать с обмоткой синтепоном. В общем, креатив всегда
приветствуется))).

Сначала я подготавливаю материал: отрываю полосы туалетной бумаги
длиной около метра. Часть полос откладываю в сторону, часть складываю
пополам несколько раз и разрываю посередине (именно разрываю, а не
разрезаю, мне нужны рваные края, чтобы элементы обмотки плавно
переходили друг в друга и не было резких обрывов формы). Желательно
внешние края бумаги тоже сделать рваными, хотя бы пару мм оборвать
произвольно. Я забыла это сделать и была не права). Часть полос рву на 3
части, часть – на 4. Теперь, когда материалы готовы, можно приступить к
работе.


  • Берем каркас, 2 подготовленных цельных отрезка ТБ, сминаем
    каждый отрезок в комок, заполняем одним комком грудину
    будущей куклы, вторым – тазовую область. Делаем это, чтобы не было
    пустот внутри тела и оно не «гуляло». Заполняем довольно плотно, при
    необходимости фиксируем нитками. Результат на фото.


  • Начинаю обмотку я с талии куклы. Мотаю цельными отрезками ТБ в
    одном направлении. Довольно плотно. Если нужно, фиксирую нитками,
    когда перехожу с одного куска ТБ на другой. Смотрим фото.


  • Далее крест-накрест обматываю плечи несколько раз, опять
    прохожусь по области грудной клетки. Сейчас я использую уже
    разорванные напополам обрывки бумаги. Фото:


  • Обматываем ручки. В зависимости от размера куклы тут
    понадобятся отрезки ТБ либо разорванные на 3, либо на 4 части.
    Мотать начинаю сверху, захватывая плечо и грудную клетку (делаю
    один-два оборота по торсу, потом перехожу на ручку). Наматываю
    бумагу по спирали, плотно, натягивая бумагу в процессе обмотки.
    Главное не перестараться, чтобы не порвать бумагу))). Доматываю до
    того места, где по моему замыслу начнется лепная часть руки, продолжаю
    обмотку в противоположном направлении. Важно, чтобы слои бумаги
    плотно прилегали друг к другу. Витки идут наискосок, слегка
    внахлест. Не забываем, что рука имеет определенный рельеф, обмотка
    должна его повторять. Мы не хотим получить две палочки по сторонам
    туловища. В местах расположения мышечной ткани количество слоев
    обмотки можно увеличить (пройтись бумагой туда-сюда несколько раз
    по одному месту). Всегда фиксируем нитками, если нужно. Не забываем
    о локтях. Если кукла статична, а ее ручка должна быть согнута,
    можно в области локтя примотать комок ТБ и нитками зафиксировать.
    Промежуточные результаты на фото.


  • Продолжаю работать с грудной клеткой. Приматываю комочки ТБ в
    районе груди лентами бумаги, фиксирую нитками. Формирую спинку
    аналогично, только вместо комков бумаги использую сложенный в
    несколько слоев отрезок ТБ. Обратите внимание на область лопаток,
    чтобы спина не оказалась слишком впалой или горбатой. Корректируем
    изгиб позвоночника, если нужно.


  • Дальше работаю над нижней частью тела. Ножки формируются
    аналогично ручкам. У меня лепная часть ноги выше колена, поэтому
    оформляю только бедра. Если нужно сформировать ногу ниже колена,
    действуем аналогично работе над ручками. Не забываем про мышцы,
    коленки. Нога тоже не должна быть похожа на палочку. Хвостики
    бумаги фиксируем нитками, если требуется. Обматывая ножки, я, как и в
    случае с руками, начинаю с одного-двух витков по тазовой области. Это
    помогает лучшей фиксации бумаги. Так мы избежим прокручивания
    бумаги вокруг своей оси в уже намотанном состоянии. И не забываем,
    что бумага наматывается всегда в одном направлении на одной
    конечности. На другой конечности– лучше во встречном, но тоже все
    отрезки в одном направлении! Иначе каждый последующий отрезок
    бумаги будет стремиться размотать предыдущий и обмотка не получится
    плотной и жесткой.

  • В заключение работаем с тазом. Формируем ягодицы, животик,
    паховую область. Где можно, используем комки бумаги, примотанные
    полосами и закрепленные нитками. Где не получается, просто
    продолжаем обмотку лентами ТБ шириной в полрулона или в треть. При
    обмотке захватываем верхнюю часть бедер, проводим бумагу между
    ногами куклы, обматываем бумагу вокруг талии.

  • Смотрим внимательно на то, что получается и корректируем те
    области, которые нас не устраивают. Хвостики бумаги фиксируем
    нитками. Смотрим фото. Здесь кончики ТБ торчат, мне они не мешают,
    но их можно подклеить. Выглядеть тушка будет более эстетично.


  • Обратите внимание, обмотка конечностей куклы книзу становится
    тоньше. Я делаю это намеренно. Во время примерки ручек-ножек я
    подкорректирую длину-ширину их обмотки. Мне проще нарастить недостающие
    объемы, чем уменьшать имеющиеся))).

  • Когда обмотка тела куклы бумагой завершена, я осуществляю финальную
    обмотку либо флористической лентой, либо бинтом с последующей
    грунтовкой разведенным ПВА или шликером, либо медицинским пластырем.
    Можно загрунтовать непосредственно тушку из ТБ. Здесь показываю обмотку
    флористической лентой. Цвет взяла яркий для контраста. Работать,
    конечно, лучше с тем цветом ленты, который присутствует в костюме. Или
    использовать телесные оттенки, можно белый. Проще производить обмотку в
    сторону расширения. То есть от талии – к тазу, от талии – к грудной
    клетке, от колена – к паху и т.д. Мотаем туго, но не перетягивая.
    Внахлест, слегка наискосок. Руки – опускаемся вниз, возвращаемся. Плечи –
    сначала крест-накрест, потом лентой проходим вокруг торса несколько
    раз. Корректируем положение тела, если нужно. Я руки не фиксирую прочно и
    не приматываю, позже буду искать нужную позу. Если положение куклы
    знаете наверняка, несколько раз плотно обмотайте плечевой сустав до
    неподвижности.


  • Описывать это долго, а делать легко и довольно быстро. Для меня это
    один из наиболее приятных и медитативных этапов работы))). Всегда можно
    поиграть с объемом и рельефами и на основании одного и того же каркаса
    получить совершенно разные кукольные тушки.

Чтобы вылепить голову или фигуру человека, обычно делают каркасы, которые поддерживают пластилин и глину.

Каркас для головы и бюста. Лепка модели головы осуществляется на деревянном каркасе: для этого из нескольких досок сколачивается легкий щиток, и к нему крепится вертикальный стержень, высота которого должна быть на 1 см ниже предполагаемой высоты головы. Стержень не следует прикреплять строго по центру щитка: в этом случае лицевая часть головы будет выступать, и скульптура потеряет устойчивость.

Каркас для головы. Вариант 1

Если модель головы лепится с наклоном или поворотом, стержень изготавливается вдвое короче предполагаемой величины портрета и сверху к нему прикрепляется гибкая металлическая проволока, фиксирующая его положение. Проволоку можно заменить соответствующим эквивалентом. На металлическую часть стержня рекомендуется привязать тонкие свисающие проволоки с небольшими деревянными крестовинами на концах.

Каркас для головы. Вариант 2

Каркас для бюста отличается от предыдущего каркаса только тем, что к вертикальному стержню прикрепляется горизонтальный стержень (крестом) для поддержки плеч. Этот стержень нужен в том случае, если размер бюста приближается к натуральной величине. Бюсты небольшого размера хорошо удерживаются на каркасе с одним вертикальным стержнем. Для маленьких фигур человека и животных (менее 10 см) каркас можно не делать.

Положение каркаса головы на щитке

Каркас для фигуры. Лепка фигуры начинается с подготовки каркаса. Каркас необходим, если фигура лепится в вертикальном положении стоя и превышает по высоте 20 см. Без каркаса могут обойтись работы, не превышающие по высоте 10-15 см.

Каркас для фигуры делается с учетом пропорций и расположения фигуры в пространстве. Это как бы проволочная схема фигуры, которую предстоит вылепить.

Глаголь. Вариант 1

Для каркаса сначала изготавливается «глаголь», внешним видом напоминающий букву «Г» с загнутым кончиком не вниз, а вверх.

Глаголь. Вариант 2

Из стальной проволоки, диаметр которой выбирается в зависимости от размера фигуры, гнется «глаголь», который состоит из большого вертикального стержня, горизонтального и малого вертикального, к которому прикрепляется каркас.

На рисунке ниже указаны возможные размеры глаголя для фигуры высотой 1 м. Они даны с расчетом на толщину плинта около 10 см и на то, что горизонтальное плечо глаголя будет входить в фигуру приблизительно на уровне крестца. Для фигуры другого размера высота горизонтального плеча должна быть пропорционально изменена. На глаголе для метровой фигуры, если наложить плинт потолще, можно лепить фигуру и в полнатуры.

Глаголь. Размеры из расчета на метровую фигуру

Внизу глаголь имеет привинченные, приклепанные или приваренные лапы, согнутые под прямым углом. На рисунке ниже одна лапа показана изогнутой дважды, в разных плоскостях. Если применить лапы такой формы, то каркас будет иметь больше жесткости в нижней части глаголя, где это как раз нужнее всего.

Глаголь для маленьких фигур

Глаголь никогда не устанавливают непосредственно на поворотном щите станка. Его наглухо прикрепляют к отдельному щиту с таким расчетом, чтобы фигура пришлась более или менее над серединой щита. Глаголь прикрепляют к деревянному щитку с таким расчетом, чтобы фигура была расположена по его середине.

К глаголю крепится петля из довольно толстой (4-6 мм) проволоки, поддерживающая торс. Она имеет вид треугольника основанием вверх. Концы проволоки, обращенные вниз, изгибаются горизонтально и привязываются к горизонтальному плечу глаголя. Петля привязывается не только к вертикальному, но и к горизонтальному отрезкам глаголя для того, чтобы она была застрахована от поворачивания вокруг вертикальной оси.

Стержень для головы также привязывается и к горизонтальному плечу и к вертикальному концу глаголя и связывается с торсовой петлей. Узел, где к торсовой петле привязывается стержень для головы, — это такое место каркаса, которое в процессе последующей лепки чаще всего «вылезает» наружу – где-нибудь в яремной ямке или неподалеку. Поэтому пусть весь этот «коварный» узел будет надежно спрятан в глубине. Верхний край петли помещают на пару сантиметров ниже предполагаемого уровня ключиц, стержень для головы пропускается не спереди, а сзади торсовой петли. Не наматывайте лишней проволоки на место связывания. Длины стержня для шеи и головы должно хватить на полный рост фигуры, что вскоре даст возможность куском глины, прикрепленным к образовавшемуся стержню, отметить высоту макушки при еще совсем голом каркасе. Если даже конец проволоки будет впоследствии немного торчать наружу из положенной фигуры, то в данном месте почти не помешает, а если помешает, то не трудно будет лишнее «откусить» клещами.

Каркас для фигуры

Проволоку для ног нужно взять подлиннее. Она внизу должна оканчиваться не в следке, а в массе плинта, почти касаясь деревянного щита. Нижний конец стержня ноги будет достаточно надежно закреплен глиной, и в тоже время его не трудно будет передвинуть, если понадобится.

По такому же способу можно иногда закрепить и нижний конец стержня руки. Его изгибают, и после прокладки он оказывается вогнутым в глину. Проволоку для рук надо, привязывая к каркасу, изогнуть таким образом, чтобы она не могла вертеться, а была бы закрепленной наглухо. Для каркаса кисти к концу основного стержня привязывают пучок из пяти проволочек. Если кисть руки прилегает к телу, то для нее можно не делать каркаса.

Змейки для удержания глины

В некоторых случаях, в зависимости от позы, каркас строят так, чтобы глаголь входил в тело не как обычно, а сбоку или иногда в заднюю поверхность бедра.

Проволоку для каркаса нужно брать мягкую. Жесткую, пружинящую или ломкую проволоку предварительно обжигают. Если нет проволоки достаточно толстой, то ее складывают вдвое-втрое или скручивают тонкую. Вообще ее подбирают так, чтобы любая часть каркаса не гнулась под тяжестью несомой глины и не шаталась от нажима во время лепки, но наряду с этим была бы послушной приложенным усилиям в том случае, если потребуется перегнуть ее по-иному. Связывают части каркаса проволокой.

Если этюд выполняется из глины, нельзя части каркаса для продолжительного этюда делать из алюминиевой проволоки или привязывать алюминиевой проволокой – она в глине со временем разрушается.

Крестик для удержания глины

Несущую основу каркаса надо основательно дополнить нехитрыми приспособлениями для удержания глины: крестиками и «змейками». Без этого глина будет кусками отваливаться во время работы. Крестики подвешиваются там, где поместятся значительные объемы глины, угрожающие отвалиться вниз (или в сторону). «Змейками» чаще всего обвивают стержни рук и ног. Где объем позволяет, к металлической основе, чтобы уменьшить количество, а следовательно, и вес необходимой глины, и чтобы увеличить сцепление глины с каркасом, можно привязывать любые обрезки дерева.

Каркасы для маленьких фигур делаются в принципе так же или еще проще. Чем меньше масса глины, тем она легче и тем меньше грозит обвалом. Пластилин, из которого очень удобно лепить небольшие фигуры – от самых маленьких до размера 50-60 см, — иногда совсем не требует крестов и «змеек».

Каркасы для фигур больших – в натуральную величину и немного больше натуральной величины – тоже в принципе не отличаются от описанного. Главное, чтобы они были достаточно прочными. Железо, из которого они гнутся, должно быть более толстым (но не настолько, чтобы нельзя было переделать, перегнуть по-новому), кресты – крупнее и многочисленнее. Слишком большие объемы можно заполнять кусками дерева. Крестики, «змейки», и вообще всякую поддержку для глины стараются расположить ближе к нижней границе объема. Лучше, когда большая часть глины лежит на своей опоре, а не висит под нею.

Лепится фигура с прокладки плинта, затем делается общая прокладка всей фигуры с уточнением пропорций и отношений масс. Последняя стадия – конкретизация рельефа поверхности формы.

Каркас для рельефа. Для лепки рельефных скульптур применяются несколько иные каркасы. В них щит с деревянной рамкой изнутри обивается дранкой. Вместо дранки иногда вбиваются гвозди с торчащей шляпкой, чтобы удержать глину. Для работы с таким каркасом нужен специальный мольберт, позволяющий закрепить каркас в вертикальном положении. Вся конструкция устанавливается на станок (вращение в данном случае не обязательно).

Мольберт для лепки рельефа

Перечисленный инвентарь, включая каркасы, используют для скульптур больших размеров. Прочие скульптуры могут лепиться на дощечках без набивки дранки и гвоздей, особенно если вместо глины применяется пластилин. Но в этом случае необходимо иметь деревянные подпорки – лежащие на них дощечки будут находиться под прямым углом к полю зрения детей.

Неправда ли вдохновляет? Такое оригинальное самовыражение может стать удачным вариантом для бумажного рукоделия.

Если присмотреться к формам повнимательней можно понять принцип их создания. Подобную поделку на основе из проволоки не сложно будет сделать своими руками.

Искусство бумажных фигур

Давайте рассмотрим поподробней и разберем, как говориться по «запчастям», сей интересные творения. Сначала своими ручками мы делаем изделие из проволоки. Такой проволочный каркас составляет основу данной авторской скульптуры.

Здесь по всей видимости взята жёсткая проволока, а точки соединения спаяны. Подойдет под эти цели обычный паяльник. Но думаю можно облегчить работу и взять, скажем для небольших фигурок, проволоку помягче, например медную. Тогда в местах пересечения линий ее можно крепить просто скрутив друг с другом.

Начать осваивать процесс стоит с простых форм. А для того чтобы приступить к сложным лучше их предварительно нарисовать или взять картинки из интернета. В обоих случаях нужны будут картинки в профиль и в анфас, желательно в натуральную величину. Потом нанести на рисунки основные линии будущего проволочного каркаса. По этим рисункам будет удобней сверять размеры линий и соединения между противоположными точками в выстраиваемой формы. Просто меряйте расстояние сантиметром перед тем как закрепить очередные линии пересечения, сверяйте формы так вы не ошибетесь с пропорциями.

В общем то основная часть работы сделана если каркас готов. Следующим делом нужно будет освоить творческий процесс с бумагой. Как всегда все просто. Можно взять дизайнерскую бумагу, рисовую и т.п. либо обычную кальку.

Еще нам понадобится клей типа ПВА и мастерство выстраивания выкройки. Не пугайтесь. Края отреза выкройки из бумаги это форма ячеек получившегося скелета. При чем на выкройки можно объединять близлежащие ячейки если на них не сминаясь кладется бумажный кусочек.

Технология мне ведётся таким образом: Прикладываем лист кальки видим какие ячейки можно объединить. Потом можно наметить на бумаге карандашом на глазок эту форму с припусками. Вырезаем нашу наметку. Мажем клеем проволоку где будем крепить отрезок бумаги, и накладываем его сверху в натяжку не обращая внимания на торчавшие края. Когда клей схватиться, края можно будет аккуратно обрезать ножом для бумаги и подмазать кисточкой с клеем обернув по проволоке.