Родительское собрание на тему выбор правильных игрушек. Родительское собрание «Какие игрушки нужны вашим детям? Как привлечь ребёнка к уборке игрушек

Родительское собрание вторая младшая группа ДОУ

Тема: « Роль игрушки в развитии ребенка. Как правильно выбрать игрушку для дошкольника »

Цель: Повышение знаний у родителей о значении игрушки, её роли в игре ребёнка.

Задачи:

    Вооружить родителей знаниями о целесообразном педагогическом подборе игрушек.

    Познакомить родителей с игровой деятельностью в группе.

    Вызвать интерес и желание к совместной игровой деятельности.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, игрушки для инсценировки сказки «Теремок».

Подготовительная работа : написать приглашения для родителей на собрание, подготовить презентацию по теме, изготовить памятки для родителей «Какие игрушки нужны детям», подборка музыкального сопровождения к сказке «Теремок».

Ожидаемый результат: Уточнение и расширение знаний родителей о значении игрушки, её влияние на развитие игровой деятельности детей.

Ход собрания:

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады нашей новой встрече. Сегодня мы с вами поговорим о значении и роли игрушки в развитии ребёнка, научимся правильно выбирать игрушки. Вы познакомитесь с игровой деятельностью детей в группе. Будете учиться играть со своими детьми дома, используя при этом разнообразные, эффективно подобранные с педагогической стороны вопроса, игрушки.

Но сначала вспомните своё детство. Что вспоминается в первую очередь? (заслушиваются ответы родителей)

Конечно мама и любимая игрушка! Ведь именно с игрушками у большинства людей ассоциируется детство.

А какая у вас была в детстве любимая игрушка? Расскажите, пожалуйста, о ней! (рассказ родителе о любимой игрушке)

Я предполагаю, вы со мной согласитесь, что сейчас у наших детей большое количество игрушек. Но случается так, что ребёнок с ними не играет. Хотя основной вид деятельности детей дошкольного возраста именно – игра. Мы, взрослые, сердимся на ребёнка, расстраиваемся, что тратим деньги на игрушки, которые не используются.

В чём дело? Как вы думаете? (ответы родителей)

Ребёнок просто не умеет во всё это играть. Ведь те игрушки, которые ему дарят, покупают – ничего для ребёнка не будут значить, если он не знает, как и во что с ними играть.

Уважаемые родители! Вы должны обязательно обыгрывать игрушки вместе с детьми, показывая и подсказывая действия с ними. Нужно помнить, что игрушки для ребёнка – эта та среда, которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства. Игрушки учат общаться и познавать себя. Сейчас в магазинах огромный выбор игрушек. Кажется, что подобрать ту или иную игрушку не составляет большого труда. Но на деле оказывается, подбор игрушек – дело серьёзное и ответственное. От успешного решения этой проблемы зависят настроение ребёнка и прогресс его развития.

А на что вы опираетесь при выборе игрушек? (заслушиваются ответы детей)

Выбирая игрушку для ребёнка нужно обязательно учитывать:

    возрастные особенности ребёнка,

    игрушка должна вызвать интерес прежде всего у ребёнка, а не у родителей,

    игрушка должна быть многофункциональной (чем больше действий сможет ребёнок выполнить с игрушкой, тем лучше),

    игрушка должна быть безопасной,

    иметь эстетичный и реальный вид,

    игрушка должна быть доброй.

Чтобы вы смогли сориентироваться в необъятной стихии рынка игрушек, мы с вами посмотрим специально приуроченную к теме нашего родительского собрания презентацию «Игровая деятельность в нашей группе».

    Сюжетные или образные игрушки – это фигурки животных, мебель, посуда, предметы домашнего обихода. Центральное место отводится кукле. Наши дети очень любят играть с куколками. Они их одушевляют, разговаривают с ними, кормят, купают, укладывают спать, лечат, т.е. учатся проявлять заботу.

    Технические игрушки – это транспорт, конструкторы и т.п. Особой популярностью у наших детей пользуются разнообразные конструкторы: «лего», деревянный конструктор, модульный конструктор, которые развивают мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление, творчество и т.д.

    Спортивно-моторные – эти игрушки способствуют повышению двигательной активности детей, развивают координацию движений, учат ориентироваться в пространстве.

    Музыкальные игрушки – это игрушки, развивающие музыкальные и творческие способности ребёнка, формирующие начало музыкальной культуры. Наши дети очень любят пользоваться музыкальными инструментами, устраивают концерты.

    Дидактические игрушки знакомят детей с цветом, формой, величиной предметов. Эти игрушки воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость, умение доводить дело до конца.

    Театральные игрушки служат целям эстетического воспитания, развивают речь детей, их воображение. В нашей группе дети с удовольствием используют в игре куклы би-ба-бо, маски, театральные костюмы.

    Игрушки-заместители – эти игрушки дети с удовольствием используют в игре. В случае, если ребёнок по ходу игры не может найти какой-либо предмет, то он заменяет его другим или довольствуется деталями костюмов: например, стул превращается в автобус, кубики в еду и т.п.

Уважаемые родители, вы, конечно, понимаете, что игрушка для ребёнка – это источник радости и мотив для игры. Она создаёт условия для развития, но в тоже время оставляет возможность для самостоятельного творчества. Поэтому, при покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать! Но сколько бы не было у детей игрушек, не забывайте о том, что общение ребёнка со взрослыми – это решающий фактор полноценного психического развития, а наиболее полно такое общение проявляется в совместной игре.

Сейчас я вам предлагаю перенестись в детство – поиграть в сказку «Теремок».

Инсценировка русской народной сказки «Теремок» совместно с родителями: распределяют роли, раздаются игрушки-герои, проигрывание сказки.

Уважаемые родители! В нашей сказке подружились не только игрушки-герои, но и мы с вами – стали более сплочённее, дружнее.

В заключение нашего родительского собрания я предлагаю вам продолжить работу далее и организовать мероприятия, направленные на развитие игровой деятельности наших малышей:

    Провести конкурс семейных газет «Любимые игры моей семьи».

    Уделять больше времени совместным играм детей и родителей.

    При покупке игрушек пользоваться простым правилом: игрушки выбираем, а не собираем!

В конце родительского собрания раздаются памятки: «Какие игрушки нужны детям».

Спасибо за совместную работу и надеюсь на дальнейшее продуктивное сотрудничество!

Родительское собрание по теме: "Какие игрушки нужны вашим детям?"

Подготовила Ледяева Т.А., воспитатель СП ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" с.Большая Глушица д\с №3"Касная Шапочка"

"Какие игрушки нужны вашим детям?"

Цель:

повысить уровень педагогической культуры родителей;

дать родителям знания о значении игрушки, ее роли в игре ребенка;

вооружить знаниями о целесообразном педагогическом подборе игрушек.

Повестка дня:

Открытие собрания: игра "Разброс мнений".

Доклад воспитателя.

Путешествие по выставке игр и игрушек.

Самостоятельная работа родителей в микрогруппах.

Подведение итогов собрания, принятие решения.

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.» (В.Сухомлинский)

Девиз собрания: ПЕСОК, РУКА, ФАНТАЗИЯ.

Игра «Разброс мнений».

Воспитатель раздает карточки с первыми словами предложения, а родители должны его (предложение) закончить.

Мой ребенок любит играть...

Дома мы с детьми играем в игры...

Эти игры могут научить ребенка...

(самостоятельности, умению рисовать, одеваться, думать, заботиться о других и т.д.)

Выступление воспитателя.

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. О значении игры в развитии ребенка сказано очень много.

Игра - потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребенка.

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, так же нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать.

В игре формируется начало коллективизма, воспитывается отношение к людям, жизни.

Всем известно, что игра неотделима от игрушек. Самостоятельная игра ребенка во многом зависит от подбора игрушек и их расположения, т.е. Предметно-игровой среды. Что же такое игрушка?

Игрушка - это специально предназначенный предмет для детских игр, она помогает ребенку осуществить свой замысел, приближает игру к действительности. Чтобы вообразить себя мамой, надо иметь в руках дочку - куклу, которую можно укладывать, кормить, одевать и т.д. Игрушка должна быть такой, чтобы ребенок мог с ней активно действовать, выразительно разыгрывать свою роль.

Существуют разные виды игрушек для детей дошкольного возраста:

сюжетные или образные (куклы, мебель, посуда, предметы домашнего обихода, фигурки животных);

технические (транспорт.ю конструктор);

игрушки - забавы (смешные фигурки зверей, животных, человечков, например зайчик, играющий на барабане)- в основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность. Назначение - вызвать смех, сопереживание, радость, воспитать чувство юмора.

Маскарадно-елочные игрушки связаны с празднованием Нового года. Они напоминают чем-то тот или иной персонаж (хвост, клюв, ушки), но этого достаточно, чтобы дети играли-жили в образе.

спортивно-моторные (способствующие развитию координации движений, ориентировке в пространстве);

театральные (Петрушка, куклы бибабо), их назначение- служат целям эстетического воспитания, развития речи, воображения.

музыкальные (погремушки, дудочки и т.д.);

дидактические игрушки , с помощью которых знакомят с цветом, формой, величиной (матрешки, мозайки, пазлы, лото).Эти игрушки воспитывают детей сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца, способствуют развитию мелкой моторики.

Строительные игрушки , состоящие из геометричесих тел.

Вопрос к родителям: сталкивались ли вы с тем, что подчас у ребенка имеются разные игрушки, но он не играет с ними?

Сами по себе игрушки ничего для ребенка не будут значить, если он не знает, как и во что с ними ирать. Мы советуем вам обыгрывать игрушки вместе с ребенком, подсказывая и показывая действия с ними.

Подбор игрушек зависит от возраста детей и особенностей игры.

Подведем итоги игры «Разброс мнени».

Выяснилось, что дети играют в разные игры со многими игрушками, но никто из вас, дорогие родители, не играет с детьми в песок, а как писал К.Д.Ушинский: «Самая лучшая игрушка для детей - кучка песка».

Первые контакты детей происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создается семья.

Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому.

И сегодня, я предлагаю вам вспомнить свое детство и поиграть в песок.

Родителям предлагается:

водонепроницаемый деревянный ящик (песочница) голубого цвета. Дно символизирует воду, а борта небо.

Чистый просеянный песок.

Коллекция миниатюрных фигурок для обыгрывания заданий в песочнице.

Родители «играют» в песок.

Тренинг.

Игра «Пуговичный массаж»

Воспитатель предлагает закрытую коробочку - ларец с песком, в котором находились пуговицы, различные по величине, форме, фактуре. Необходимо опустить руку в песок и, совершая различные действия, описать свои ощущения.

Игра «Чудесный пирог» (используется для сплоченности группы).

Необходимо испечь вкусный, праздничный пмрог. Затем по кругу с помощью одного слова нужно рассказать связно и последовательно рецепт приготовления.

Игра «Обыкновенное чудо» (завершающий момент тренинга).

В игре используется камень, закопанный в песок. Каждый игрок по очереди откапывает камень и рассказывает о его свойствах. Воспитатель отмечает, что он холодный. Камешек передвигается по кругу и становится теплее от рук и слов игроков. Возникло приятное объединяющее чувство. (Т.е. Каждый з вас отдал частичку себя, поэтому он стал теплее «ожил» в наших руках).

Играя в песок, что вы почувствовали?

Песок: мягкий, рыхлый, вязкий, рассыпчатый, сыпучий. Прохладный или теплый? Сухой или сырой? Как вы это определили?

Воспитатель рассказывает о своих наблюдениях за детьми, играющими в песок, о цели таких занятий.

Занятия «Чудеса на песке» направлены на формирование у ребенка следующих умений:

организовывать совместную игровую деятельность;

принимать и исполнять соответствующую роль;

«слушать» свои чувства и переживания и высказывать свои мысли;

гармонично и эффективно общаться с другими.

Воспитатель показывает родителям поделки из песка, изготовленные детьми и фотоальбом «Наши будни».

И в заключении хочется вспомнить предупреждение мудрого В.Даля о том, что игра не доведет до добра, если ее пустить на самотек. Давайте помнить, что игрушка для детей не просто забава, времяпрепровождение, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный, сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины.

Решение:

Доклад воспитателя принять к сведению.

Принимать активное участие в играх детей, в изготовлении игр и игрушек, их починке.

Принимать активное участие в жизни группы и детского сада.

Список использованных источников:

Епачинцева О.Ю. «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста».

Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Родительские собрания в ДОУ».

Дошкольное воспитание №6\2006г.

Воспитатель №9\2009г.

Чиркова С.В. «Родительские собрания в детском саду».


Ледяева Татьяна Анатольевна

Организация: МБДОУ Детский сад №23

Населенный пункт: Пермский край, Александровский район,пос.Яйва

* Дать родителям знания о значении игрушки, ее роли в игре ребенка;

* Вооружить знаниями о целесообразном педагогическом подборе игрушек.

Психолог: Уважаемые родители! Основной вид деятельности детей четырех лет – это игра. Игра детей неотделима от игрушек. Игрушки для ребенка - та «среда», которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства; игрушки учат общаться и познавать себя. Подбор игрушек - дело серьезное и ответственное. От успешного решения этой проблемы зависят настроение ребенка и прогресс в его развитии. Чтобы вы могли сориентироваться в необъятной стихии рынка игрушек, мы поговорим о наиболее ценных из них и полезных.

Для начала поговорим о том, какие бывают игрушки, для чего они нужны и что каждая из них может дать для развития. Существуют разные виды игрушек для детей дошкольного возраста.

Сюжетные, или образные, игрушки - куклы, фигурки животных, мебель, посуда, предметы домашнего обихода. Центральное место отводится кукле. Ребенок во время игры как бы одушевляет куклу, разговаривает с ней, доверяя ей свои тайны и радости, проявляя о ней заботу. К этой группе игрушек относятся и сказочные персонажи и те, что изображают зверей, домашних животных. Дети их кормят, купают, укладывают спать, лечат, ходят с ними на прогулки.

Технические игрушки. Эти игрушки все больше входят в жизнь. К ним относятся: транспорт, конструкторы, всевозможные технические агрегаты. Особой популярностью у детей пользуются разнообразные конструкторы «Лего», развивающие мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление, творчество.

Игрушки-забавы. Это смешные фигурки зверей, животных, человечков, например зайчик, играющий на барабане, или повар, готовящий яичницу. В основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность. Их назначение - позабавить детей, вызвать смех, сопереживание, радость, воспитать чувство юмора.

Маскарадно-елочные игрушки. Они связаны с празднованием Нового года. Они напоминают чем-то тот или иной персонаж (хвост, клюв, ушки), но этого достаточно, чтобы дети играли - жили в образе.

Спортивно-моторные игрушки. Это особый тип игрушек, способствующий повышению двигательной активности детей, развитию координации движений, ориентировки в пространстве.

Театральные игрушки. Эти игрушки по содержанию являются образными, но имеют особое назначение - служат целям эстетического воспитания, развития речи, воображения. К ним относятся, например, Петрушка, куклы бибабо.

Музыкальные игрушки. Это погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, игрушки, изображающие пианино, балалайки и др. музыкальные инструменты.

Дидактические игрушки. Этим игрушкам принадлежит особое место. С помощью дидактических игр дети знакомятся с цветом, формой, величиной и т. д. К ним относятся разноцветные вкладыши, матрешки, мозаики, пазлы, лото и др. Эти игрушки воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца, а также способствуют развитию мелкой моторики.

Строительные игрушки. Они состоят из геометрических тел.

Среди всех вышеперечисленных игрушек, есть крупногабаритные, такие, как самокаты, детские педальные автомобили, тракторы и др. Сидя за сто-лом, ребенок захочет, скорее всего, играть маленькими, устойчивыми игрушками, а вот для улицы мелкие игрушки не годятся.

Вопрос к родителям - Сталкивались ли вы с тем, что у ребенка имеются разные игрушки, но он не играет с ними?

(Мнение родителей)

Психолог: Иногда взрослые расстраиваются, даже сердятся на ребенка за то, что игрушки не используются, не подозревая, что он просто не умеет во все это играть. Сами по себе игрушки ничего для ребенка не будут значить, если он не знает, как и во что с ними играть. Мы советуем вам обыгрывать игрушки вместе с ребенком, подсказывая и показывая действия с ними.

К 4 годам особое значение для детей приобретают предметы, дополняющие игры, например шапочки, сумочки с красным крестом, халатики, фуражки, бинокли и др. Спросите у ребенка, как он будет играть с игрушкой, что ему еще понадобится. Можно изготовить необходимый атрибут совместно своими руками. В этом возрасте развитие игры идет не от игрушки, а от мысли. Если раньше игрушка наталкивала ребенка на игру, то детям этого возраста по ходу игры требуется какой-либо предмет, они могут найти его заменитель или довольствоваться деталями костюмов, биноклем, шапочками и т. д.

Для игр дети любят приспосабливать окружающие предметы, например опрокинутое кресло, может выполнять роль автомобиля. Детям необходимы и такие игрушки, которые можно сделать самим из природного и бытового материала, например из листьев, ракушек, катушек, соломки, ниток, всевозможных коробочек, пузырьков.

Вопрос к родителям - На что вы опираетесь в подборе игрушки?

(Мнение родителей)

Психолог:Иногда взрослые покупают игрушки по своему усмотрению, ориентируясь на цену, новизну, яркость. Как правило, не задумываются о

педагогической целесообразности игрушек. Если покупать или дарить ребенку много игрушек, то его ничего не будет радовать. Он с легкостью сломает и выбросит игрушку, зная, что ему купят новую. Если все имеющие-ся игрушки однородны - это приведет к однообразию сюжета игры. Если в семье двое-трое детей, то у них должны быть как общие, так индивидуальные игрушки. Приучайте ребенка убирать за собой, это поможет воспитать дисциплинированность и ответственность в дальнейшем.

Также игрушка бывает полезной и вредной.

К сожалению, хорошо покупаемая игрушка - та, что нравится взрослым. Но часто она меньше всего годится для детей. Во многих нынешних игрушках детское только то, что они маленькие. Чем же должна быть игрушка для ребенка? Источником радости, мотивом для игры. Она должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества. В противоположность этому современные игрушки, чаще всего изготовленные по западным образцам, не оставляют места для «домысливания сюжета».

Вопрос родителям - Ваше отношение к игрушкам-монстрам?

(Мнение родителей)

Психолог: Сейчас в продаже большое количество игрушек, сошедших с экранов телевизоров и «раскрученных» детскими телесериалами: покемоны, монстры, черепашки Ниндзя, трансформеры- роботы, Бэтман, Человек-паук - эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, часто реализуемых в жизни по отношению к более слабым - животным или маленьким детям.

Какие чувства воспитывают у малыша эти игрушки? Так посредством уродливой игрушки цинично эксплуатируется потребность ребенка в волшебстве и сказке. Взрослые словно забыли, что игрушка, это не просто забава. Она закладывает в душу ребенка первоначальные понятия добра и зла. И опасно, если это происходит в игре с негативным героем-игрушкой.

Что плохого в монстрах, - скажете вы - это же только игрушки? Игрушка программирует поведение ребенка. Любое проигранное ребенком действие

способно воспроизводить себя в реальности. Если ребенок в игре способен вести себя гуманно, милосердно, заботливо, то у него есть некий образец того, как это нужно делать. И наоборот, если ребенок в игре вынужден быть агрессивным, грубым, жестоким, это обязательно воспроизведет само себя когда-нибудь в той или иной ситуации. Поскольку есть добро и зло, идеал и антиидеал, игрушка может быть антиигрушкой.

Если ваш ребенок с детства окружен представителями нечистой силы, то способность к вере, состраданию, сочувствию, милосердию будет в нем атрофирована, может быть, навсегда.

Вопрос родителям - Почему детям нравятся мягкие игрушки?

(Мнение родителей)

Психолог: Самое главное назначение мягкой игрушки - дарить малышу нежность. Эта ее особенность используется психотерапевтами и педиатрами. Как показывает практика, пушистый мишка, симпатичный слоник или лохматая собачка способны «вылечить» ребенка от страхов и даже ночного энуреза. В мягкой игрушке воплощены какие-то очень глубинные потребности маленького существа, причем не только человеческого.

Американские исследователи-психологи супруги Харлоу, исследуя детенышей обезьян, обнаружили следующее: если обезьянке дать возможность выбора между двумя «суррогатными мамами», одна из которых из проволоки, но с бутылочкой молока, а другая из искусственного меха, но без бутылки, то испуганный и голодный детеныш выбирает вторую, мягкую и уютную, дающую столь необходимое ему чувство безопасности. Неудивительно, что наши маленькие детки так любят пушистых зверят.

При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать!

Спасибо за внимание!

Список литературы 1. Амелькина А. Чтоб не рос из сына свин: Как правильно подобрать книжки и игрушки своему ребенку // Комсомольская правда. - 2002. - 29 март. - С. 9. 2. Букин А. Игры и игрушки // Семья. - 2000. - N 14. - С. 6. 3. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада/ сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик.- М.: Просвещение, 1983. 4. Дети должны играть!// Дошкольное образование: газ. Издат. дома "Первое сент.". - 2008. - № 1. - С. 2.


Родительское собрание "Выбор игрушек".

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №11»

Родительское собрание во 2-младшей группе на тему:

Подготовила и провела воспитатель:

Петрова Т.Б.

Ноябрь 2014 год

п.Тучково

План проведения:

  1. Игрушка – не пустяк. (воспитатель Петрова Т.Б.)
  2. Игры для детей и их польза. (воспитатель Жмыхова Т.Е.)
  3. Напутствие. (воспитатель Петрова Т.Б.)
  4. Анкетирование. (воспитатель Жмыхова Т.Е.)
  5. Общие вопросы.

Оборудование:, карандаши, анкеты.

Ход собрания.

1. Игрушка – не пустяк.

Довольно, довольно! – в ужасе закричала Женя…

Мне совсем не надо столько игрушек…

Но не тут то было! Игрушки всё валили и валили…

Уже весь город был завален до самых крыш игрушками.

В. Катаев. Цветик – семицветик.

Сегодня тема нашего собрания «Выбор игрушек» . Игрушка – не пустяк. Это не просто дорогостоящие ломкие штучки. Не стоит покупать первые попавшиеся игрушки, ведь они – орудие развития вашего ребёнка. Решите, есть ли необходимость в нескольких десятках однообразных зверушек. Мягкие игрушки и куклы – это, конечно, приятные впечатления, они хороши и для создания домашнего кукольного театра. Можно завалить ребёнка игрушками, но ему будет полезнее, если дать ему немного игрушек, а заметив потерю интереса к ним, предложить другие. Не забывайте: ребёнку нужно время, чтобы «осмыслить» игрушку. Постарайтесь, чтобы у ребёнка были такие игрушки, у которых познавательность сочеталась бы с удовольствием и весельем, доставляемыми ими детям. Без этого развитие ребёнка будет неполным.

Понятно, что для разного возраста познавательными будут различные игрушки. Но в любом случае, для того чтобы игрушка дала ребёнку интеллектуальный толчок, она должна быть развивающей, т. е. её функциональные особенности должны совсем немного опережать его развитие: ровно на столько, чтобы ребёнок не потерял к ней интерес из-за избыточной сложности освоения.

Для раннего возраста полезны следующие игрушки: пирамидки – разнообразные по цвету, форме и материалу; матрёшки и «матрёшкоподобные» вкладыши разной формы и размера; игровые пособия для вкладывания в ячейки геометрических форм и предметных изображений (так называемые доски Сегена) ; кубики – крупные и яркие; народные игрушки с подвижными частями.

Действуя с этими (и подобными) игрушками, ребёнок учится соотносить отдельные детали игрушек по их форме, величине, положению в пространстве. Таким образом формируется его восприятие и складываются представления о свойствах предметов.

Игрушки должны по возможности вызывать добрые, гуманные чувства. Недопустимо, если они стимулируют асоциальные действия и чувства; насилие, жестокость, агрессивность, безразличное отношение к живому.

Для того чтобы организовать игры с развивающими игрушками, взрослые должны в какой – то степени экспериментировать. На первых парах взрослый определяет, что ребёнку интересно, а что пока нет. Каждая игра требует соотнесения игрового задания с реальными возможностями ребёнка, сочетания занимательности, эмоциональной и игровой привлекательности занятия с его прививающим эффектом. Игры с водой, песком, мыльными пузырями не только знакомят с природой вещей, но и улучшают настроение, уменьшают нервное напряжение.

Настольные игры развивают зрительное, слуховое, тактильное восприятие, улучшают внимание, память, мышление, речь. Если игра составлена по мотивам сказки или литературного произведения, ребёнка надо познакомить с текстом или напомнить ему уже известный сюжет.

Ребёнок в возрасте от 1года до 2 лет:

  • строит простые фигуры из блоков
  • играет с мячом, песком, водой, формочками для воды и песка, кубиками, делает «куличики»

Собирает закручивающиеся игрушки.

Ребёнок в возрасте от 2 до3 лет:

  • соотносит одинаковые картинки (например, в картинно – предметном лото)
  • собирает крупный конструктор типа «Лего»
  • собирает крупные пазлы из 2-4 частей

Собирает кольца пирамидки по порядку.

Ребёнок в возрасте от 3 до 5 лет:

Охотно играет в настольные игры.

2. Игры для детей и их польза.

Приобретите ребёнку такие настольные игры, как:

  • Парные картинки. Игра направлена на формирование умения подбирать одинаковые предметные картинки, подготавливает ребёнка к узнаванию и запоминанию букв;
  • Домино, игры с передвижением фишек по полю. Игры направлены на формирование представления детей о количестве;
  • Кубики с картинками, конструкторы, головоломки, пазлы. Игры направлены на формирование умения собирать целую картинку из отдельных её фрагментов, развитие пространственного воображения, умений сопоставлять цвета и формы, выделять части и целое. Эти игры развивают творческие и умственные способности.

Приобщение к конструктивной деятельности начинается с ознакомления детей с материалом. Пусть они сначала свободно манипулируют деталями конструкторов, затем, отталкиваясь от возможности ребёнка и его интересов, предлагайте темы для построек и сооружений. Начните сооружать что-нибудь сами и различными способами привлекайте к этой деятельности детей. В процессе конструирования ребёнок усваивает многие знания, умения и навыки: получает представление о форме и размере предметов, об их физических свойствах, узнаёт цвета и другое. При этом совершенствуется мелкая и крупная моторика. Следует позаботиться о том, чтобы в свободном доступе у ребёнка всегда был в достаточном количестве материал для конструирования: крупный (для построек на полу) и настольный (для возведения более мелких построек) , деревянный, металлический, пластмассовый. Однако, если готового строительного материала нет или его недостаточно, позволяйте детям использовать для построек всё, что они сочтут необходимым: предметы мебели (столы, стулья) , ткани, предметы обихода, подручные средства, как предлагает современный детский поэт Роман Сеф:

Вагон – это стулья,

А паровоз – кровать.

А если ты не веришь…

То можешь не играть.

3. Напутствие.

Нет ничего плохого, если ребёнок поиграет в игру, которая ему доступна и приятна, но для развития нужны игры, которые требуют умственного и волевого усилия, дарят радость открытия и преодоления. Если новая игра не требует помощи или обучения взрослого, значит возможности ребёнка значительно шире того занятия, которые вы ему предлагаете. Обучающие игрушки следует менять, как только ребёнок утрачивает к ним интерес.

Недостаточно наблюдать за игрой ребёнка и хвалить его. Будьте активным участником игры.

4. Анкета для родителей.

Какие игрушки Вы покупаете ребёнку? ____________________________________________

Какие игрушки предпочитает Ваш ребёнок______________________________________

_____________________________________________________________________________

Производит ли с ними осмысленные игровые действия (нагружает машинки, кормит животных и т. п.) или бесцельно выстраивает в ряд? _________________________________

_____________________________________________________________________________

ПЛАН-КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ:

«ВЫБОР «ПРАВИЛЬНЫХ» ИГРУШЕК»

Воспитатель дошкольного отделения

ЧОУ «Гимназия №1»г. Новороссийска

Сезонова Лариса Владимировна.

План-конспект родительского собрания.

Тема: «Выбор «правильных» игрушек».

Возраст: старший дошкольный.

Вид: информационно- просветительское.

Форма: беседа с элементами практикума

Цель: повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в области воспитания детей, привлечь родителей к активному осмыслению проблемы выбора «правильных» игрушек и их влиянии на развитие детей, помочь родителям ориентироваться в мире современных игрушек.

Вопросы для обсуждения.
1. Что такое игрушка?

2. Какую игрушку можно назвать «правильной»?

3. Как правильно выбрать игрушку для развития своего ребенка?

План собрания.

    Вступительное слово.

    Выступление воспитателя по теме собрания. Упражнение «Поменяйтесь местами».

    Вопросы к родителям. Обсуждение.

    Выступление воспитателя по теме собрания.

    Обзор памяток.

    Итог собрания.

Предварительная работа:

1. Написать объявление о предстоящем групповом родительском собрании (за две недели до собрания).

2. Совместно с детьми изготовить пригласительные билеты (за неделю до собрания).

3. Подготовить памятки для родителей «Игрушки для мальчиков», «Игрушки для девочек», «Бесполезные игрушки».

5. Подготовить презентацию по теме собрания.

Анкета для родителей

    Какие игрушки у Вашего ребенка любимые?

    По кому поводу Вы покупаете ребенку игрушки?

    Как часто Вы покупаете ребенку игрушки?

    Играете ли вы с ребенком его игрушками?

    Как Вы поступаете, когда ребенок сломает игрушку?

    Как Вы приучаете ребенка беречь игрушки?

Интервью с детьми

    У вас есть любимые игрушки? Какие?

    Расскажите, как вы играете с ними.

    Играют ли с вашими игрушками взрослые? Кто?

    Где и как хранятся твои игрушки?

    Как ты поступаешь, когда игрушка сломалась?

Ход собрания:

Вступительное слово.

Добрый вечер, уважаемые родители. Я рада видеть всех, кто нашел время прийти, особенно отцов. Тема собрания «Выбор «правильных» игрушек».

Что такое игрушки для ребёнка? Какую игрушку можно назвать «правильной» ? Как правильно выбрать игрушку для развития ребенка?

Предлагаю об этом сейчас поговорить.

Выступление воспитателя по теме собрания.

Когда вы приходите в магазин за новой игрушкой, нередко задаетесь вопросом, что купить? С прилавка на Вас смотрят люди- пауки, трансформеры, динозавры разных размеров, длинноногие красавицы, интерактивные игрушки, которые умеют разговаривать, многочисленные коробки с развивающими играми, которые обещают сделать из ребенка гения. Как выбрать среди такого изобилия нужную и полезную игрушку? На что обратить внимание?

Упражнение с родителями «Поменяйтесь местами»

Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто считает, что…»:

    Покупать надо интересную игрушку, иначе она быстро надоест, и ребенок забросит ее где-нибудь подальше, не желая в нее больше играть.

    Покупать надо развивающую игрушку

    Игрушка может помочь ребенку преодолеть трудности общения со сверстниками?

    Должна быть безопасной.

    Надо покупать игрушки, предварительно посоветовавшись с ребенком.

Анализ анкетирования родителей и интервьюирования детей по теме собрания. Особо обратить внимание на сравнение ответов о любимой игрушке.

Взаимодействие с родителями. Вопросы к родителям. Обмен мнениями.

- На что обращаете чаще внимание, когда выбираете игрушку вместе с ребенком? (ответы родителей)

Какие, по вашему мнению , игрушки можно считать лучшими для детей старшего дошкольного возраста? Почему? (ответы родителей)

В отечественной педагогике и психологии игра рассматривается как уникальное средство ненасильственного воспитания и развития дошкольников, особенно сюжетно-ролевая. А раз игра так значима для ребенка, то и выбор игрушки приобретает особый смысл. Игрушка - это средство детского развития, детской игры. Главная функция игрушки - активизировать детскую игру, помочь выразительно разыграть задуманную роль. Игрушки для старших дошкольников можно разделить на три группы:

    1. Развивает социальную сферу, учит общаться, познавать профессиональную деятельность (куклы, солдатики, профессиональные наборы)

      Развивают интеллектуальную сферу и моторику (конструкторы, лото, пазлы, наборы для творчества)

      Развивают физически(мячи,кегли и т.д.)

Выбирая игрушку, надо смотреть, какую группу необходимо обновить. Покупая новую игрушку, взрослый должен сразу представить, что ребенок будет с ней делать. Бывает, что самая красивая игрушка не помогает осуществлять замысел игры. Хорошая игрушка должна приносить пользу для дальнейшего развития ребенка и в тоже время, приносить ему удовольствие здесь и сейчас. Каким же критериям должна соответствовать хорошая игрушка?

Взаимодействие с родителями. Упражнение для родителей на интерактивной доске «Разброс мнений». Воспитатель предлагает собрать из карточек «Цветик– семицветик», выбирая «правильные» критерии. Родитель выбирает лепесток, зачитывает критерий и высказывает свое мнение. Если критерий не соответствует хорошей игрушке, он не собирается в цветок.

Таким образом, собираются критерии хорошей игрушки:

1 .Соответствовать возрастным задачам развития.

2. Быть безопасной.

3. Давать ребенку возможность любых преобразований, превращений, быть многофункциональной.

4. Быть привлекательной, оптимально сочетать новизну и узнаваемость.

5. Подсказывать, как адекватно играть с игрушкой, побуждать играть самостоятельно.

6. Вызывать добрые, гуманные чувства.

7. Быть прочной и качественной.

Взаимодействие с родителями. Практикум для родителей «Экспертная лаборатория». Сегодня Вы выступите в роли настоящих экспертов. И в нашей лаборатории будем исследовать игрушки, которые Вы принесли. Прошу подойти к столу с представленными образцами (родители подходят к столу с игрушками). Для наибольшей эффективности, разделимся на группы, каждой группе нужно выбрать ту игрушку, которая соответствует критериям «правильной игрушки».

Анализ выбора.

Этап педагогического всеобуча. Выступление воспитателя.

Традиционно родителями принято разделять игрушки на «мужские» и «женские». Хотя мальчики охотно играют куклами-мальчиками, бэтманами, суперменами, посудой.

Лучшими игрушками для детей старшего дошкольного возраста конструкторы, пазлы, наборы для творчества, настольные игры. Игрушечный транспорт должен выполнять свою функцию -перевозить пассажиров или грузы, поэтому у машинки обязательно должен быть кузов или сиденья

Дети любят куклы, особенно маленьких размеров, которые изображают людей разных возрастов; кукольный гардероб и кухонную утварь, домики и различный ландшафт.

Для мальчиков необходима техника: готовая и собираемая из деталей- это всякие машинки, поезда, строительные, плавательные и летательные аппараты. Современное оружие с различными эффектами сосредотачивает ребенка только на процессе стрельбы, поэтому в игре лучше использовать условное оружие- простые пластмассовые сабли и пистолеты.

Взаимодействие с родителями. «Конверт дружеских вопросов».

Родителям предлагается красочный конверт, в котором находятся карточки с вопросами. По желанию родители берут из конверта карточку, читают вопрос и отвечают на него.

- Что делать, если ребенок просит вас купить игрушку-монстра (игрушку– трасформера: человек– машина, человек– робот, человек– чудище) ?

Какую куклу лучше покупать: “Пупса” или Барби?

Как быть, если ребенок не играет купленной вами игрушкой?

Какими способами можно привлечь ребенка к уборке игрушек?

Что делать со старыми игрушками?

Обзор памяток для родителей «Игрушки для мальчиков», «Игрушки для девочек», «Бесполезные игрушки». Предлагается в конце собрания взять интересующие их памятки домой.

Взаимодействие с родителями. Игра-задание.

Предлагается задание: дать самооценку своим намерениям в развитии игровой деятельности своего ребенка. Если родители собираются поступать так, как сказано, то выставляют фишку красного цвета, если не всегда – фишку жёлтого цвета, а если никогда не будут так поступать – синего.

Каждый вечер буду играть с ребенком

Если сломается игрушка, отремонтирую вместе с ребёнком

Купив ребёнку игрушку, объясню, как с ней играть, покажу разные варианты игры

Буду делать игрушки-самоделки вместе с ребенком.

Буду дарить ребёнку «полезную» игрушку.

Буду просматривать время от времени с ребенком его уголок, приучать его вытирать пыль, вместе чистить, мыть игрушки.

Обобщение:
Если на вашем столе больше красных фишек, значит, вы приняли для себя информацию о том, что игра ребенку необходима, а игрушка является средством развития в игре вашего ребенка.

Итог собрания.
Игрушек существует множество. Полезная игрушка должна оставлять простор для детского воображения, быть открытой для превращений и перемены игровой функции. Игрушка для ребенка- это не предмет обладания или гордости, это всего лишь вспомогательный материал для игры. Свою ценность она обретает в процессе использования, при условии вложения в нее фантазии и эмоций ребенка. И пусть Ваш ребенок играет с удовольствием!

Заполнение оценочных листов собрания.

Используемая литература.

2.Смирнова Е.О.Мир детских игрушек, или Как выбрать ребенку хорошую игрушку.- Педагогический университет «первое сентября», 2015

Анализ результатов родительского собрания.

На данном родительском собрании ставится актуальный вопрос выборе «правильных» игрушек. Собрание построено таким образом, что в результате должно вооружить родителей знаниями о целесообразности педагогического подбора игрушек, помочь родителям ориентироваться в мире современных игрушек, сохраняя баланс между желаниями ребенка и пользой для него. Цели данного собрания соответствуют его результату. Собрание поделено на несколько информационных этапов.

Использование на собрании различных форм работы (вопросы, обсуждение, практические упражнения) позволили решить поставленные цели, а родителям разобраться в проблеме выбора игрушек.

Были созданы все необходимые условия: подобрано необходимое оборудование, создан психологический настой, положительный эмоциональный климат на собрании; гигиенические условия (проветривание, влажная уборка).

Для активизации родителей использованы следующие приёмы: вопросы,

работа в группах (практикум), самоанализ, игровые задания, ИКТ. При этом, в упражнении «Конверт дружеских вопросов» активными были только несколько родителей.

По мнению участников собрания, информация была интересной, полезной. Большинство родителей согласились с критериями хорошей игрушки. Часть родителей по-прежнему склоняются к покупке модных игрушек.

Поставленные цели в ходе собрания были реализованы полностью.

Необходимо было продумать выставку литературы по теме.