Пример отца в семье. Типы отцов. Тип отца «Лентяй»

Безусловно, всем детям - и мальчикам, и девочкам - нужен папа. Его общество, его любовь и забота, его дружба и воспитание помогают ребёнку расти и развиваться правильно. Детям необходимо проводить побольше времени в обществе папы, общаясь, учась и играя. Хорошо, когда отец осознаёт необходимость проводить время с детьми, а не бесконечно читать газету после работы. А слаженный дуэт мамы и папы способен творить чудеса: в такой семье дети просто счастливы, они развиваются всесторонне. Наша статья о том, как важно папино участие в воспитании детей.

Зачем ребёнку нужен папа?

Какова роль отца в семье? Ясно, что он не только добытчик финансов для благополучного существования семьи (хотя это тоже немаловажно). Однако, в увлёченности карьерой и стремлением к обогащению, отцы забывают одну из важнейших человеческих ценностей: хорошо воспитать собственного ребёнка. Уникальное преимущество отца в том, что он по отношению к ребёнку выполняет , отличные от маминых. То есть, папа может дать ребёнку то, что не способна мама. Что именно и как это проявляется?
Ориентация на феминизацию, то есть стремление женщины быть активной во всех сферах жизни, сегодня стала отличительной чертой современности. Это связано с часто возникающей необходимостью научиться обходиться без мужчины. Хорошо ли это? Мама, несомненно, может привить хорошие качества детям – честность, доброту, порядочность, благородство, трудолюбие и многие другие. Однако это никак не заменит роли отца в воспитании детей. Женщина никак не может быть мужчиной – это разные вещи. Именно папа может воспитать детей с мужской точки зрения, обогатив тем самым воспитательный процесс в семье. Благодаря влиянию отца мальчики становятся настоящими мужчинами, а девочки – приобретают такие замечательные и нужные качества в современном обществе как решительность, настойчивость, ответственность, целеустремлённость. Если отец принимает активное участие в семейном воспитании, то его методы логичны и принципиальны. Папа правильно применяет жёсткость и конкретность в воспитании, мама же – жалеет детей, даже если они провинились или не выполняют требования родителей. Часто такая мамина позиция, которая основана на эмоциональности и чувствительности, способствует воспитанию безвольности ребёнка, и вообще нарушает единый семейный подход к педагогике. Баланс в этом поможет соблюсти папа, однако ему понадобится немало терпения и, конечно, времени. Несмотря на занятость, мужчине необходимо бывать рядом с детьми, вникая в их проблемы и обеспокоенности, помогая решить сложные для них жизненные ситуации. В общем, постараться не пропускать важные моменты жизни детей.

Итак, для чего же нужен папа в семье?

  1. Папа дополняет маму и поддерживает в трудных ситуациях.
  2. Папа принимает активное участие в воспитании детей.
  3. Папа берёт ответственность за жизнь, здоровье и благополучие всех членов семьи.
  4. Папа планирует будущее семьи.
  5. Папа является образцом для подражания в жизненных ситуациях.
  6. Папа определяет, что хорошо, а что – плохо.

«А известно ли вам, что именно отец способен сформировать у ребёнка такие качества как инициативность и способность противостоять давлению? Если ребёнок в большей мере привязан к матери, то есть вероятность, что эти качества будут развиты в значительно меньшей мере».

Потребность в отцовской защите

Дети нуждаются в отцах, которые выполняют отцовские обязанности. Например, мужественность невозможно усвоить теоретически: это качество наследуется по отцовскому образцу. Психологи утверждают, что одна из ведущих потребностей детей – это потребность защите, причём отцовской. С первых дней жизни каждый ребёнок должен знать, что у него есть папа – человек, который защитит его в случае опасности.

«Знаете ли вы, что отец – это природный источник знаний о мире, технике, труде? Именно папа способствует профессиональной ориентации сына».

Таким образом, хороший папа для сына – образец для подражания, эталон по отношению к противоположному полу, лучший спортивный тренер и, конечно, отличный товарищ.

Отец и дочь: необходимость заботы и нежности

И для дочери папа тоже является определённым образцом поведения.

1) Папа - модель будущего спутника жизни?

Девочка иначе воспринимает опыт общения с отцом, нежели мальчик: она воспринимает его как образец мужчины, который может впоследствии служить «лакмусовой бумажкой» при выборе мужа. Часто говорят, что девушка выбирает спутника жизни, который чем-то похож на её отца. Это же самое можно утверждать с точностью наоборот, если отец не блистал прекрасными чертами характера или не заботился о семье. Девочки, которые были воспитаны без участия отца, часто рисуют идеальный образ мужа в собственном воображении, предъявляя в будущем к избранникам специальные требования, которые не основываются на личном опыте.

2) Не баловать!

Отцам важно выработать мягкое, но настойчивое поведение в отношении дочери, быть добрым, но требовательным, ни в коем случае чрезмерно не баловать дочь или реализовывать романтическую модель отношения с дочерью (одаривать подарками, исполнять практически все желания и капризы, кокетничать). Романтические отношения лучше поддерживать с мамой девочки, тем самым демонстрируя дочери образец семейных отношений.

3) Воспитатель любознательности.

Большая заслуга отцов в том, что они открывают мир для дочери, воспитывая в ней любознательность, потребность узнавать новое, познавать окружающую среду. Отец знакомит с тем, что ей ещё не известно, стимулирует развитие её эрудиции. Совместные прогулки превращаются в туристические походы и исследования местности, чтение вслух развивает воображение и способствует изучению явлений природы. Отец даёт глубокие и исчерпывающие ответы на разнообразные вопросы дочери, развивая и воспитывая её.

Так, выстроив правильную модель общения и воспитания с дочерью, отец сыграет огромную роль в становлении личности девочки, её хорошего воспитания, успешности, умения осознанно делать выбор и строить будущие отношения.

Спорт, активные игры – только с папой

Хорошо, когда папа уделяет достаточно внимания и физической активности детей. Когда дети вместе с папой занимаются спортом, они быстрее развиваются, получая огромное удовольствие от совместных занятий. Это относится не только мальчикам, но и к девочкам. Кто научит ребёнка кататься на большом двухколёсном велосипеде, скейте, роликах, лыжах? Кто будет тренировать его в плавании? С кем можно весело играть в футбол или баскетбол? Конечно, с папой.

При активных играх папа пробуждает дух соревновательности в ребёнке, заряжает его энергией и хорошим настроением, учит его внимательности, ловкости и контролю над ситуацией. Спорт – не только физическое воспитание, но и формирование волевых качеств, так необходимых всем в современной жизни. Правильно оценить противника, быстро отреагировать и принять решение, адекватно отнестись к поражению и проанализировать свои действия – вот чему научит папа малыша, проводя с ним время в спортивных играх. А привычка к физическим упражнениям, закреплённая в детстве, останется с ребёнком на всю жизнь.

Как отец влияет на вашу жизнь

Отцами не рождаются, а становятся. Чувство отцовства проявляется у мужчин позже, чем чувство материнства у женщин. Отцовству необходимо учиться, чтобы стать хорошим папой. Рассмотрим достоинства хорошего отца :

  • отец доступен для ребёнка
  • он хочет и может объяснить малышу непонятные ему вещи
  • он щедр на похвалы
  • любит включаться в совместную деятельность с сыном или дочерью
  • ответственно подходит к материальному обеспечению детей
  • вникает в интересы и потребности ребёнка
  • следит за развитием детей

По-настоящему заботливый отец – тот, кто способен быстро реагировать и откликаться на потребности ребёнка. Именно с такими папами дети вырастают целостными, гармонично развитыми интеллектуально, эмоционально и физически. Любовь отца к детям обеспечивает благополучие, психологическую гармонию в семье, а вследствие этого дети, воспитанные в такой семье, становятся более жизнерадостными и успешными. Именно любовь отца к детям даёт ребёнку представление о том, как мужчина должен заботиться о семье, относится к женщине. Модель поведения любящего отца станет для ребёнка моделью построения собственных семейных отношений в будущем.
Папа способствует формированию следующих качеств у ребёнка:

  • эмоциональная сдержанность
  • неспешность
  • уравновешенность
  • безмятежное спокойствие
  • высокое чувство ответственности.

Как привлечь отца к воспитанию детей?

Часто бывает так, что папа вроде бы готов принимать активное участие в воспитании детей, но не знает как. Женщина должна помочь ему, подсказав сферы деятельности (и облегчив себе жизнь). Следуйте рекомендациям:

  1. Направляйте мужа на прогулку с ребёнком. Вариантов может быть множество: парк, лес, стадион.
  2. Рассказывайте мужу о проблемах детей. Пусть он будут в курсе дела. Советуйтесь с ним.
  3. Не бойтесь оставлять его с грудным ребёнком. Ничего страшного не произойдёт: отец поймёт, как нелегко ухаживать за малышом.
  4. Отправляйте ребёнка решать проблемы вместе с папой. Часто даёт хорошие результаты.
  5. Не стесняйтесь говорить о том, какая помощь вам необходима в данный момент. Мужчина должен чувствовать себя нужным и значимым.

    «Знаете ли вы, что внимательный отец часто является более эффективным воспитателем, чем мать?»

    Выводы

    Дорогие мамы, старайтесь привлекать папу малыша к решению всех семейных вопросов. Распределите семейные обязанности. Сегодня именно партнёрская модель семьи даёт хорошие результаты при воспитании детей. Вот увидите: ребёнок, с любовью воспитанный обоими родителями, вырастет оптимистичным, уверенным в себе, полным сил. И скажет вам спасибо за хорошее воспитание.

В последнее время в нашей стране, да и не только в России, во многих странах, особенно в странах Западной Европы резко увеличилось количество неполных семей, в которых нет отцов. Как правило большинство таких семей – это распавшиеся когда-то семьи, в которых дети остались с матерью, а отцы либо ушли, либо завели себе новые семьи, либо загуляли и спились. Эти негативные процессы начались в нашей стране еще в 60 годы. Тогда в школьных классах детей из разведенных, неполных семей насчитывались единицы, но уже в восьмидесятые годы число таких детей выросло до трети, а в наше время дети из неполных семей составляют подавляющее большинство в классах. Это очень тревожная и опасная тенденция, которая несёт реальную угрозу всему обществу. Надо понять, что дети из неполных семей – не имеют знаний и навыков о нормальных семейных отношениях, потому что их родители, в основном это женщины — сами такого опыта не имеют и потому не могут передать своим детям полноценные знания о семье и семейных отношениях. В результате у нас в стране получается замкнутый круг. Дети воспитываясь в неполных семьях, вырастая — не знают главного – как создавать и строить хорошие семьи и как правильно воспитывать своих детей, и потому, в свою очередь – также разводятся со своими мужьями и женами, и опять воспитывают своих детей в одиночестве и неправильно, те подрастая, создают семьи, но не имея знаний, снова наступают на те же грабли, что и их родители и опять разводятся, и так до бесконечности. В результате этого в нашей стране и в других странах огромное количество одиноких, несчастливых людей, из-за этого резко растет уровень, пьянства, наркомании, проституции, уровень преступности. Общество деградирует. Если эти негативные процессы не остановить – то нашу страну ждет беда!

Разрушение семьи и УМАЛЕНИЕ, отрицание ВАЖНЕЙШЕЙ Роли отца в семье началось сразу же после революции, одновременно с борьбой против Православной Церкви и насаждением всеобщего АТЕИЗМА. Именно тогда было положено начало всем негативным разрушительным процессам, которые сегодня набрали огромную силу и разрушают нашу страну. Внедряя Атеизм в государственных масштабах, наш народ заставили отказаться от соблюдения Заповедей Божиих, на которых держалось все патриархальное общество в России, на которых воспитывался народ. Божии Заповеди начали всячески осмеивать и порицать, и преподноситься нашему народу как отжитый и уже совершенно бесполезный, а потому ненужный пережиток прошлого. Народ послушался, потому что верил Коммунистической партии и правительству СССР и дружно отказался от своей веры. Подверглась сомнению и отрицанию и Заповедь Божия о главенстве мужа и отца в семье. Мало того нашим женщинам начали целенаправленно внушать о равноправии мужчины и женщины не только в каких-либо делах, но и в семье. Что отныне женщина сама себе хозяйка, на всё имеет право, а главное, её право – это не признавать первенство мужчины в семье и его власть над женой и своей семьей, и потому ему больше не подчиняться. Произошла такая вот своеобразная «Семейная революция», а государство всячески этому способствовало. Да, наши женщина стали иметь равные права, получили образование, профессии, ученые степени и руководящие должности, всё это как бы хорошо и нужно. Но в нашей стране, все эти революционные преобразования получились как всегда. Хотели как лучше, но получилось плохо.

Права у женщин появились уже до революции, тогда же наши женщины уже начали учиться и хорошо учились, получали практически все профессии, были среди женщин и ученые, хоть немного, но уже были. Процесс шел своим путем и не нужно было его изменять. Надо было только грамотно организовать этот процесс и не ломать и уничтожать, то хорошее, что уже было, а сохранять и развивать. Как и в нашей стране, когда распался СССР, зачем надо было рушить экономические связи с союзными республиками? Из-за этого остановились тысячи заводов по всей России, миллионы людей в одночасье стали безработными. Зачем надо было искусственно насаждать Капитализм и Демократию в России? Что мы получили на выходе от этой Буржуазной Капиталистической революции – ничего! Всё по себе растащили, прихватизировали бывшие секретари райкомов, горкомов, обкомов и начальники – директора заводов и фабрик. Сегодня они бизнесмены и банкиры, олигархи и капиталисты. А ведь можно было пойти другим путем, хотя бы по примеру Китая, где не стали рушить всё, а грамотно реформировали и в результате Китай сегодня становится мощной державой. Но у нас не умеют перестраивать и реформировать по умному – сначала все разрушим, до основания, а потом за голову свою дурную хватаемся!

Также получилось и тогда в СССР, когда насаждался АТЕИЗМ, а нашим женщинам ВНУШИЛИ, что они какие-то особенные, всех умней и всех ЛУЧШЕ, и потому мужья им больше не указ. Чем это все закончилось? Правильно — РАЗРУШЕНИЕМ семьи! Повальное пьянство и деградация народа в нашей стране, огромный рост разрушенных семей и миллионы одиноких, несчастливых и никому не нужных людей и мужчин и женщин, и брошенные никому не нужные дети! Вот результаты борьбы с Богом и насаждения АТЕИЗМА!

Раз мужчина ПЕРЕСТАЛ в своей семье чувствовать себя хозяином и главным – то он совершенно закономерно – ПЕРЕСТАЛ брать на себя и Ответственность за семью! За что боролись – на то и напоролись! И пусть дорогие женщины не обижаются на меня за эти слова. А если и обидятся, то от этого разрушительные процессы, которые с каждым годом набирают всё большую силу в нашей стране – не прекратятся, а только еще больше усилятся. Может быть хватит играть в Феминистские игры, может быть пришла пора хорошенько задуматься и начать исправлять ситуацию. Неужели непонятно, что Божии Законы, от того, что они кому-то не нравятся – никому нарушать не позволено! Ни женщинам – им пора раскаяться и начать признавать своих мужей главными в семье! Ни мужчин, которым тоже пора браться за ум и начинать брать на себя всю полноту ответственности за свои семьи и за воспитание своих детей! А не сбегать от семьи и от ответственности, не пьянствовать и гулять! Все, кто намеренно и даже непроизвольно нарушает любые Божии Заповеди – лишается Божьего Благословения, поддержки, помощи и защиты, и Бог таким людям счастье на земле не дает!

Всё, хотите быть счастливыми, хотите иметь дружные семьи, любящих мужей и жен и умных детей – тогда соблюдайте и исполняйте Законы Божии! Другого пути нет и не будет!

Бог сотворил женщину в помощь мужчине и с той поры, мужчина – это Добрый хозяин в доме, в своей семье, это и — Главный ВОСПИТАТЕЛЬ детей! А женщина – ему верная ПОМОЩНИЦА во всем! Мужчина обязан — БРАТЬ всю полноту Ответственности за свою семью и воспитание детей на себя! Мужчина обязан – хорошо относиться к своей жене и к детям, любить их и заботиться о них и делать все для того, чтобы им было хорошо и спокойно жить!

Если мужчина не хочет брать на себя Ответственность за свою семью – пьянствует, гуляет, изменяет, обижает свою жену и детей, не занимается воспитанием детей, а наоборот, уклоняется от этого, взвалив всё на свою жену, не хочет работать, чтобы его семья не нуждалась материально – Бог ему счастье никогда в жизни не даст и он будет сурово наказан! Это положено Самим Богом и нарушать эту Божию Заповедь о семье никому на всей земле не позволено! Закон – есть Закон!

Если женщина из-за своей ГОРДЫНИ и глупости нарушает эту важнейшую семейную Божию Заповедь, и НЕ ЖЕЛАЕТ Признавать своего мужа – Хозяином, не желает ему ДОБРОВОЛЬНО Подчиняться, не уважает мужчину – Бог эту своенравную и строптивую женщину сурово наказывает – семейного счастья у всех таких женщин в жизни — НЕТ! И детей разумных, послушных и добрых – тоже НЕТ! И судьбы их детей — ПЕЧАЛЬНЫ! Нет у детей таких неразумных женщин – счастья в жизни и Бог не хранит этих детей от беды и несчастий, потому постоянно происходят и случаются с этими детьми разные крупные неприятности и несчастья.

Отец в семье — НЕОБХОДИМ и роль отца – Огромна! Отец олицетворяет собой АВТОРИТЕТ Власти, Силы, Порядка и Ответственности за всё! Отец внушает своим сыновьям понятие – Честности, Мужественности, Твердости воли, Справедливости и Ответственности – без этих качеств мужчина НЕ СПОСОБЕН быть — Настоящим мужчиной!

Любовь отца к сыну – делает мальчика спокойным и Уверенным в себе! Сыновья, вырастая – не комплексуют, не боятся трудностей жизни, уверенно себя чувствуют и ведут в обществе, независимы и самостоятельны, обладают чувством собственного достоинства – то есть из них вырастают ЛИЧНОСТИ! А личности всегда и во все времена были интересны женщинам, поэтому такие мужчины – легко создают семьи!

Мужчина должен ОТВЕЧАТЬ за воспитание своих детей, особенно за воспитание сыновей. Он должен их научить любви к Родине, честности и чувству долга, мужеству, решительности, не бояться трудностей, не убегать от них, а преодолевать, умению отвечать за свои дела и поступки, уважению и послушанию старших, уважению и хорошему отношению к женщинам, защищать слабых, трудолюбию.

Любовь отца к дочери – вселяет в девочку УВЕРЕННОСТЬ в себе и девочка, вырастая, становясь девушкой – НЕ КОМПЛЕКСУЕТ из-за своей внешности, она спокойна и уверена в себе, потому что знает, что её любят и ценят. Она умеет общаться с мужчиной и поэтому легко общается и спокойно чувствует себя в обществе мужчин и потому такие девушки тоже легко выходят замуж.

Отец, своей любовью и заботой о дочерях – ВОСПИТЫВАЕТ в них ХОРОШЕЕ Отношение ко всем мужчинам, а такие дочери обычно ЛЕГКО выходят замуж, и из них — получаются хорошие жены, которые будут любить и уважать своего мужа и смогут создать дома атмосферу любви и счастья, в которой будут расти и хорошо развиваться дети. И такие дочери будут счастливы в семейной жизни, будут счастливы их мужья и дети и еще больше счастливы будут их родители! Если отец не уклоняется от воспитания детей, а наоборот, старательно и главное, правильно воспитывает их, полностью лично отвечает, за то, какие должны быть дети и какие из них получатся в конце-концов люди, то из его детей всегда вырастают хорошие люди, приученные к порядку, уважающие старших, ответственные, трудолюбивые, серьезные люди, которые никогда не станут заниматься дурными делами и из которых получатся хорошие будущие мужья и жены и заботливые родители.

Многие женщины жалуются и обижаются на мужчин, потому что многие современные мужчины инфантильные, безответственные, ленивые, эгоистичные, грубые, невоспитанные – не берегут свои семьи, равнодушны к женам и к детям, ничего не хотя делать, ни к чему не стремятся. Откуда берутся такие мужчины? Это прежде всего следствие ВОСПИТАНИЯ в семье и НЕВЕЖЕСТВО, НЕВОСПИТАННОСТЬ и ошибки родителей, в первую очередь, матерей.

Потому что многие матери — сами такие — НЕВОСПИТАННЫЕ, Плохо учились, не занимались собственным развитием, не любознательны, ГРУБЫ, ленивы, эгоистичные, жадные, завистливые, с ДУРНЫМ характером, пошлые – ну и как такие женщины СПОСОБНЫ воспитывать детей и вообще БЫТЬ матерями? Кого они вырастят и воспитают? Правильно – НРАВСТВЕННОГО урода, который сам не умеет жить нормально и другим не даёт! Такой дурной человек мучает всю жизнь своих близких, да детей портит своим дурным примером. Вот насколько важно быть каждому родителю — хорошим, образованным, культурным человеком!

Мать учит ребенка — любви, доброте и состраданию, она учит его помогать своим ближним и заботиться о них, она учит ребенка радоваться жизни, учит всему доброму и прекрасному без чего человек не сможет стать полноценной личностью. Мать учит сыновей доброте, человечности, состраданию, учит сыновей жалеть своих ближних и помогать им. А главное, мать передает им через любовь и уважение сыновей к себе – любовь, хорошее отношение и уважение ко всем женщинам! Такие сыновья – хорошо относятся к женщинам и из них получаются хорошие мужья и отцы.

Мать учит дочерей — ЖЕНСТВЕННОСТИ, без чего женщина — НЕ СПОСОБНА БЫТЬ нормальной женщиной, а превращается — в грубую базарную Бабу или в подлую Стерву. Поэтому, если мы хотим, чтобы наше общество, наш народ изменился к лучшему, чтобы страна наша развивалась и крепла – нам нужно начинать выполнять эту Божию Заповедь о семье.

Мать оказывает на своих детей громадное влияние. Если мать говорит своему сыну с детства о том, как важно иметь семью, как надо строить семейные отношения, что нужно любить и уважать свою жену, надо хорошо относиться к жене, помогать ей во всех домашних делах, что очень важно беречь свою семью – то её сын, когда вырастет и станет взрослым человеком — будет ответственно подходить к вопросу создания семьи, будет хорошо относиться к своей жене, будет беречь свою семью и полностью за неё отвечать! И потому будет счастлив в жизни.

Если мать, воспитывая свою дочь ПРИВИВАЕТ ей с детства ХОРОШЕЕ отношение к людям, объясняет ей почему так важно хорошо относиться к своему будущему мужу, к своей свекрови, почему важно быть ласковой, нежной, заботиться о муже и слушаться его, учит её строить семейные отношения и беречь свою семью, учит её правильно воспитывать детей, то её дочь будет знать, как создавать хорошую семью и тоже будет счастлива в жизни.

Гордые, независимые женщины заявляют, что они сумеют прожить сами, одни самостоятельно вырастят своих детей без мужей. Да, детей они вырастят и даже выучат, а вот будут ли их дети счастливыми в своей жизни, смогут ли они создавать нормальные семьи и строить хорошие семейные отношения – это большой вопрос.

Нужно просто понять, что отец в семье, также как и мать — НЕОБХОДИМ для настоящего полного воспитания и формирования личности ребёнка, и без отца в неполной семье дети вырастают — НЕПРИСПОСОБЛЕННЫМИ к семейной жизни, а значит, уже обречены на несчастливую жизнь. Но главная причина заключается в другом, дети в неполноценной семье растут закомплексованными, не уверенными в себе, лишённые знаний как жить в нормальной семье и выстраивать отношения. Им тяжелее выстраивать нормальные отношения с окружающими людьми, они просто многого не знают и многое не понимают, поэтому им очень трудно устроить свою жизнь.

Отец воспитывает и формирует – ДУХ ребёнка. Он воспитывает в нём сильный характер, настойчивость и волю, решительность и ответственность, смелость и мужество, честность, справедливость и трудолюбие. Если отец плохой человек, то тогда ребенок учится у него — грубости, дерзости, наглости, хамству, эгоизму, лжи и пошлости. Такие дети создав семью, как и их отцы — не уважают женщин, относятся к ним презрительно и высокомерно, постоянно их обижают и унижают, в доме из-за этого всегда присутствует напряженная нервозная обстановка. Поэтому, лучше не выходить замуж за таких грубых, непорядочных, порочных мужчин. Во почему, перед свадьбой надо не торопиться, надо подружиться и получше узнать друг друга, чтобы не совершить роковой ошибки. А главное, Бога нужно в молитве просить, чтобы Он Сам устроил вашу судьбу и уберег от ошибок. Прося в молитве помощи у Бога скажем: «Господи помоги! Сам устрой мою жизнь!»

Мать воспитывает — ДУШУ ребенка. Она учит его любви, доброте и состраданию она учит его помогать своим ближним и заботиться о них, она учит ребенка радоваться жизни, учит всему доброму и прекрасному без чего человек не сможет стать полноценной личностью. Если в семье мать грубая, гордая, эгоистичная женщина, не любит своих детей и равнодушно к ним относится, если она полностью занята собой, своей красотой, своей карьерой, накоплением богатства или еще чем — ей некогда заниматься со своими детьми, потому они растут как бы без матери, полусироты. Дети учатся у неё гордости, грубости, эгоизму и равнодушию к своим ближним. Такие матери духовно и нравственно калечат своих детей, даже если есть в семье хороший отец, так тоже бывает, то он не в силах изменить и исправить негативную ситуацию. Поэтому, дети вырастают равнодушными ко всем людьми, они не способны на добрые поступки и не могут любить, часто они безжалостны. Дети у такой матери вырастают неласковыми, равнодушными и эгоистичными людьми – Бог детей гордой, грубой матери не Благословляет. Поэтому они не способны создать полноценную дружную семью, а значит в своей жизни они будут несчастны и одиноки.

Не зря у нас в народе говорят: «Если отец плохой человек — то это пол беды, но если мать Дурна и порочна – большая беда пришла в дом!» Если в семье нет отца и детей воспитывает мать одиночка, то часто такие дети несчастны, им трудно жить и общаться со своими сверстниками, им не хватает твердости характера и воли, они бывают нерешительны и слабовольны, и потому легко подпадают под влияние дурных и порочных детей, постепенно становятся такими же. Конечно есть исключения, у Бога всё справедливо. Если мать добрая, хорошая женщина, но её просто бросил муж, то Господь Сам Заботится об её детях и делает всё, чтобы её дети выросли Хорошими людьми. Но если мать дурная женщина, грубая и пошлая, и по этой причине осталась одна – то как Бог может помогать ей, как Бог может Благословить её и детей? Дети такой женщины никогда не будут счастливыми, и ничего доброго у них в жизни не будет.

Если дети УВАЖАЮТ своих родителей и маму и папу, любят их, ПОСЛУШНЫ им – то они также будут ХОРОШО с Уважением относиться к своим будущим супругам, потому что добрым отношениям к людям они научились от своих родителей, постоянно видя их хорошие отношения между собой и к ним самим, беря с них пример. Когда же между родителями Дурные отношения и они плохо относятся к своим детям — грубят, кричат на них, унижают их — тогда дети, видя перед собой Плохой пример Дурных отношений родителей между собой и Плохое отношение к себе – всё это переносят в свои Будущие семьи и точно также — Плохо относятся к своим супругам и к своим детям. Разрушают свои семьи и духовно калечат своих детей, делая их Несчастливыми людьми, которые не способны строить добрые семейные отношения, создавать крепкие, дружные семьи и не умеют правильно воспитывать своих детей.

Если дочь любит и уважает своего отца — то она будет ХОРОШО относиться к мужчинам, и к своему будущему мужу. Если её муж будет хорошим человеком, то он будет хорошо относиться к своей жене – тогда они будут счастливы.

Если сын любит и уважает свою мать – то он будет С УВАЖЕНИЕМ, по доброму относиться ко всем женщинам, и БУДЕТ хорошо относиться к своей жене. Мужчины, которые любят и уважают своих матерей, видя доброе отношение своего отца к матери – никогда не обижают и не унижают своих жен, они всегда Хорошо к ним относятся.

Когда же отец на глазах своего сына — всячески УНИЖАЕТ и обижает мать, когда между родителями существуют ГРУБЫЕ отношения, они постоянно ругаются между собой, тогда сын тоже — СТАНОВИТСЯ таким же ГРУБЫМ и невоспитанным, как и его отец, и также ПЛОХО начинает относиться ко всем женщинам и к своей будущей жене.

Также часто бывает, что жена ГРУБО относится к своему мужу, постоянно им недовольна и презрительно отзывается о мужчинах. Почему так происходит? В первую очередь потому, что её мать — сама не уважает мужчин, обижается на них и осуждает их, настроена к ним агрессивно, а её дочь всё переняла от своей матери и потому повторяет те же ошибки. Например, среди многих матерей одиночек, которые по тем или иным причинам разошлись со своими мужьями, много таких, которые сильно обиделись на своих бывших мужей и озлобились. И потому перенесли свою злобу уже на всех мужчин, везде и всюду показывают свое плохое отношение и презрение ко всем мужчинам.

Их дочери, глядя на ДУРНОЙ пример своих матерей, — также НАЧИНАЮТ Проникаться не уважением к мужчинам, и соответственно, когда выйдут замуж, своё негативное отношение к мужчинам — ПЕРЕНЕСУТ на своих мужей и также ПЛОХО начнут к ним относиться и потому, будут — ПЛОХО жить в семье. Они повторят печальную судьбу своих ГЛУПЫХ матерей, фактически своими руками РАЗРУШАТ свои семьи. Бог за обиду и злобу, за непрощение не Благословляет таких матерей и их дочерей – потому семейного счастья у них не будет. Мужья их любить не станут, в семьях будут постоянные ссоры и ругань. Обычно такие недружные семьи распадаются.

Полная семья имеет наиважнейшее значение для воспитания нормальных, развитых детей, и когда наши женщины заявляют, что они и одни могут вырастить и воспитать своих детей и мужчины им не нужны, что от мужчин нет никакого толка — это показывает на наличие высокого уровня гордыни и неприязни таких женщин к мужчинам, а гордыня как известно – это обыкновенный Признак Глупости человека – вывод делайте сами. Каждому ребенку жизненно необходимы и отец и мать, и дети всегда очень сильно переживают при утрате одного из родителей, и для них совершенно не важно отец это или мать, потому что дети всегда любят своих родителей одинаково и не понимают, как можно взять и поделить родителей и отобрать у них например отца, который их любит. И Господь повелел, чтобы семья состояла из двух родителей – отца и матери и никому не разрешил разрушать семью и делать её неполной!

Очень помогает воспитанию детей, когда родители считают себя Ответственными перед Богом и людьми за проступки своих детей. Родители должны жить по христиански, и внимательно следить за своим поведением, и своими словами, потому что дети с малого возраста, когда они еще даже и не говорят, начинают все запоминать, что они видят и слышат в доме. И если дети видят своих отца и мать дерущимися, ссорящимися, ругающихся и оскорбляющих друг друга, ведущих плохие разговоры, орущих и матерящихся, курящих и пьющих, то они как чистые кассеты все это записывают в себя, и когда вырастут, то сами того не желая — начинают ругаться и материться, оскорблять и унижать своих ближних, поступать также как поступали их родители, делать то, чему они научились у своих родителей. / Старец Паисий./

Отец и мать будут в ответе перед Богом, если НЕ СТАНУТ заботиться о своих детях и об их будущем. Когда отец и мать усердно работают и какие-то деньги откладывают на «черный день», чтобы помочь своим детям: выучить их, женить их и помочь им приобрести жилье, — это не только не грех, но они и призваны именно так и поступать, потому что, те родители, которые не заботятся о своих детях, — то это плохие родители, и дадут ответ за это Богу. Грех, это когда собирают и копят деньги из жадности и из-за желания разбогатеть, от отсутствия веры в Господа и Его Промысел, или для пустых целей.

Также необходимо соблюдать Равенство и СПРАВЕДЛИВОСТЬ — в РАЗДЕЛЕ Наследства детям. Надо так разделить свое наследство, чтобы ваши дети не перессорились между собой и не стали бы — ВРАГАМИ друг другу. Это часто бывает в жизни, и потому не должно быть любимчиков. В деле раздела Наследства должна быть СПРАВЕДЛИВОСТЬ, учитывая по возможности пожелания своих детей. Если родители разделили свое наследство Несправедливо между детьми – то тем самым, они посеяли обиду и ВРАЖДУ между детьми и за этот тяжкий грех ответят перед Богом. Лучше детей оставить совсем без наследства, чем разделить одному БОЛЬШЕ и лучше, а другому МЕНЬШЕ и похуже.

1. Роли в семье

2. Виды семейных ролей

3. Структурная модель феномена отцовства


Введение

В настоящее время, в силу сложных социально-экономических условий, отец в семье чаще является источником финансовой поддержки семьи. В связи с этим все больше и больше отцов передают свои воспитательные функции жене, членам семьи. Раньше на Руси отец был не только кормильцем и защитником, но и показателем духовного состояния семьи.

Исторически развитие института отцовства связывают с возникновением частной собственности, когда появилась естественная необходимость ее наследования одним из сыновей. Так обществом за мужчиной, хранителем традиций, была закреплена функция обеспечения женщин и детей.

Итак, родительское поведение мужчины является по своей сути социальным и без соответствующих социальных условий может легко исчезнуть. Кроме того, психологическое содержание отцовской роли во многом зависит от опыта собственной социализации мужчины в родительской семье, от того, какую модель отцовства демонстрировал в семье отец.

Наиболее распространенной до недавнего времени была традиционная модель отцовства, в которой отец - кормилец, персонификация власти и высшая дисциплинирующая инстанция, пример для подражания и непосредственный наставник во внесемейной, общественной жизни. Отцовская роль включала в себя ответственность за воспитание, прежде всего, сына. В традиционном обществе труд отцов был всегда на виду, что являлось базой для повышения их авторитета. Отец был главой семьи, человеком, который, принимая важные решения, советовал, руководил, потому что из всех членов семьи он был наиболее умелым, опытным, сведущим. Данная модель отцовства в той или иной форме до сих пор встречается в обществах, где сохраняются традиционные виды хозяйственной деятельности.

В последнее время в публицистике и СМИ дискутируются вопросы, связанные с традиционным и современным пониманием роли отца, возникают мифы о «крахе семьи», «утрате отцовского авторитета», «доминировании матери в воспитании детей».

Чтобы понять особенности нынешних отцов, следует рассмотреть изменения, происходящие с семьей в обществе. Изменения, связанные с семьей, наметились еще в 1960-е годы, когда резко возросла трудовая и профессиональная занятость женщин. Это привело к изменению их жизненных стратегий и положения в семье. Если раньше женщина социально и экономически зависела от мужа - главы и кормильца семьи, то теперь во многих семьях ответственность за материальное обеспечение семьи берут на себя женщины, успешно конкурирующие с мужчинами на производстве и в профессиональной карьере. При этом женщины все больше времени проводят вне семьи, и тогда перед супругами возникает вопрос распределения не только домашних обязанностей, но и воспитательных функций.

Новый взгляд на гендерные роли с ростом феминизации не мог не повлиять на институт отцовства. В традиционной модели роль отца в воспитании рассматривалась как преимущественно вспомогательная. Однако уже в 1980-е годы в странах Европы и США социологи и психологи обозначили «новый образ мужчины», который был во многом противоположен традиционному. Отличия заключались, прежде всего, в отношении к маленьким детям: новая модель отцовства подразумевала участие в уходе, проявление заботы, умение вступать в эмоциональный контакт с ребенком.

Появление современной модели отцовства связывают с демократическими, гуманистическими тенденциями в обществе, равноправием супругов в распределении прав и обязанностей в семье. Отец и мать в современной семье представлены как равноправные партнеры. С точки зрения американских психологов, успешное отцовство характеризуется активным участием в воспитании детей, интересом к успехам ребенка и частым общением с ним. Обычно такие отцы менее суровы, лучше понимают своих детей по сравнению с отцами, проявляющими «чисто мужские» качества.

Исследование проблемы отцовства на фоне снижения воспитательной роли отца в семье приобретает сегодня не только теоретико-практическое, но и социальное звучание. Можно выделить лишь небольшое количество работ, в которых выражен научный интерес к проблеме отцовства: И. С. Кон – изучение отцовства как социокультурного феномена; В. А. Сухомлинский - педагогические аспекты отцовства и др. Однако целенаправленного психологического исследования феномена отцовства до сих пор не проводилось. Этим и обосновывается актуальность темы данной курсовой работы.


1. Роли в семье

«Природой и обществом каждый мужчина подготавливается к тому, чтобы стать мужем и отцом, а женщина – женой и матерью.

В самом общем плане отношения между мужчиной и женщиной в семье определяются экономическим строем общества. Матриархат имел свою основу, патриархат – свою. Однако, и в том, и в другом случае семья была авторитарной. Превосходство одного пола над другим пронизывало всю семейную жизнь. Вместе с тем существование семьи, где осуществляется два уровня руководства материнское отцовское, все вопросы решаются супругами сообща.

На каждом новом этапе развития общества, когда происходит переоценка ценностей, возрастает интерес к проблемам создания и функционирования семьи.

Современная семья является объектом пристального внимания со стороны разных отраслей науки. Многие проблемы лежат на стыке социально-психологического аспектов изучения семьи. Одной из таких сторон семейной жизни являются семейные роли.

Само понятие семейной роли как конкретизация социальных ролей мужа, жены, матери, отца, детей и т. д. является по сути социологическим».

Понятие семейной роли в отечественной науке опирается на представления отечественных авторов о социальной роли. Социальная роль понимается, прежде всего, как функция социальной системы, «модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе объективных или межличностных отношений».

Роль – это «социальная функция личности, соответствующая принятым нормам, способ поведения людей в зависимости от их статуса, или позиции в обществе, в системе межличностных отношений».

«Трансформация ролевых отношений в семье является важнейшей стороной современной перестройки брачно-семейных отношений. Неопределенность норм, регулирующих в настоящее время брачно-семейные, в том числе ролевые отношения, ставит перед современной семьей ряд социально-психологических проблем.

Важнейшими из них являются проблемы «выбора» каждой семьей способа ролевого взаимодействия и формирования отношения членов семьи к разным сторонам поведения в семье.

Процесс возникновения ролевой структуры семьи является одной из главных сторон ее становления как социальной и психологической общности, адаптации супругов дуг к другу и выработки стиля семейной жизни. В условиях существования разных норм и образцов ролевого поведения этот процесс тесно связан с межличностными отношениями и супругов и их установками. В настоящее время качество межличностных отношений супругов определяется, прежде всего, тем, как воспринимают их сами супруги, насколько благополучными и успешными они их считают.

Проблема выбора, принятия семьей того или иного ролевого образца неотделима от формирования членов семьи к этому образцу, к своей роли в семье и к выполнению ролей другими членами семьи.

В современной семье отец все больше выступает как партнер матери по воспитанию детей, беря на себя возрастающую долю заботы о них. Прогрессивная тенденция заключается в том, что роль отца, как главы семьи сменяется ролью более уравновешенного, стабильного, сильного друга жены и детей. Вклад отцовства в воспитание детей связывают с стратегическим планированием жизни семьи, ролью эксперта, проявляющуюся в справедливой и беспристрастной оценке положительных и отрицательных событий.

Между тем, меняется и роль матери в семье – на общении с детьми сказывается «эмансипационная маскулинизация» женского поведения, благодаря которой женщина нередко стремится доминировать и над мужем, и над детьми».

Согласно исследованиям Томпсона и Плека, структура мужской ролевой роли состоит из следующих компонентов, также влияющих на формирование представлений об идеальном родителе.

1. «Норма успешности или норма статуса - стереотип, утверждающий, что социальная ценность мужчины определяется величиной его заработка.

2. Норма эмоциональной твердости - стереотип мужественности, согласно которому мужчина должен испытывать мало чувств и быть в состоянии разрешать свои эмоциональные проблемы без помощи окружающих.

3. Норма антиженственности - стереотип, согласно которому мужчинам следует избегать женских качеств».

Итак, перед каждой семьей стоит важнейшая проблема «выбора» ролевого взаимодействия и формирования отношения членов семьи к разным сторонам поведения в семье. Но отметим, что вклад матери и отца не определяются количественной меркой, он существенно зависит от общей атмосферы в семье, системы отношений взрослых членов семьи друг к другу и ребенку.

2. Виды семейных ролей

«По К. Киркпатрику, существует три основных вида супружеских ролей: традиционные, товарищеские, партнерские.

1. Традиционные роли предполагают со стороны жены:

Рождение и воспитание детей,

Создание и поддержание дома,

Обслуживание семьи,

Преданное подчинение собственных интересов интересам мужа,

Приспособленность к зависимости,

Терпимость к ограничению сферы деятельности.

Со стороны мужа:

Преданность матери своих детей,

Экономическая безопасность и защита семьи,

Поддержание семейной власти и контроля,

Принятие основных решений,

Эмоциональная благодарность жене за принятие приспособленности к зависимости,

Обеспечение алиментов при разводе;

2. Товарищеские роли требуют от жены:

Сохранения внешней привлекательности,

Обеспечения моральной поддержки и сексуального удовлетворения мужа,

Поддержания полезных для мужа социальных контактов,

Живого и интересного духовного общения с мужем и гостями,

Обеспечение разнообразия жизни и устранения скуки.

Восхищения женой,

Рыцарского отношение к ней,

Ответной романтической любви и нежности,

Обеспечения средств для нарядов, развлечений, социальных контактов,

Проведения досуга с женой.

3. Роли партнеров требуют и от мужа, и от жены:

Экономического вклада в семью в соответствии с заработком,

Общей ответственности за детей,

Участия в домашней работе,

Распределение правовой ответственности.

Современные молодые люди в своих предбрачных ожиданиях иногда смешивают черты традиционной и эгалитарной семьи. По данным опросов большой выборки будущих молодоженов (438 пар), «17,6 % юношей ориентировались на псевдотрадиционную модель семьи с главенством мужа без его ответственности за материальное обеспечение семьи, а 28,4 % невест придерживались псевдоэгалитарной модели, в которой было бы полное равенство в загруженности бытовыми работами, и в то же время приписывали мужу традиционную обязанность содержать семью».

Т.А. Гурко, изучавшая факторы стабильности молодой семьи в крупном городе на выборке из 300 пар, сделала вывод о важности согласованности мнений молодых супругов о том, в какой степени жена должна посвятить себя профессиональной деятельности, а в какой - семейным обязанностям. От его решения зависит стиль отношений в семье - традиционный или современный. Мужчины, по мнению Т.А. Гурко, чаще, чем женщины, отстаивают традиционные взгляды, особенно в неуспешных браках. Совпадение мнений по этому вопросу встречалось в 74 % удачных браков и лишь в 19 % неудачных. Между тем у 52 % вступающих в брак пар полностью расходятся установки на степень участия замужних женщин в социальной активности.

По мнению Т.А. Гурко, важный фактор стабильности молодых семей - согласованность мнений супругов о проведении свободного времени. Мужчины недовольны ориентацией жен на преимущественное проведение досуга вне дома, а женщины не соглашаются с раздельным с супругом проведением свободного времени и с установкой мужей на «закрытую» форму досуга. Мнения супругов по этим вопросам полностью расходятся в 54 % неуспешных семей и только в 6 % успешных. Т. А. Гурко подчеркивает также дестабилизирующую роль рассогласованности во взглядах на характер распределения хозяйственно-бытовых обязанностей и на тип главенства в семье.

Не меньшее значение для стабильности брака имеет и согласованность так называемых межличностных ролей - своеобразной фиксации положения людей в системе групповых связей.

Как и социальные, межличностные роли могут входить в противоречия и препятствовать семейной гармонии.

Следовательно, в нормально адаптированной семье не только социальные, но и межличностные роли должны быть:

а) «узаконены» членами семейного союза,

б) одобряемы, поддерживаемы и дополняемы.

Межличностная адаптация супругов имеет три аспекта:

1)аффективный (эмоциональная составляющая отношений);

2)когнитивный (степень их понимания);

3)поведенческий (непосредственно реализующееся в них поведение).

Сущность вторичной адаптации - это чрезмерное привыкание супругов друг к другу, забвение супружеской любви и неповторимо-личного характера семейного объединения. Следует помнить, что вторичная негативная адаптация столь же опасна, как и первичная.

Процесс супружеской адаптации тесно связан с процессом семейной интеграции. Интеграция - это добровольное объединение, согласование позиций, представлений и мнений супругов по различным аспектам семейной жизни. Сюда относятся: стиль взаимных отношений, материально-бытовые проблемы, семейный бюджет, духовная жизнь и проведение досуга и отдыха, а также интимная жизнь, ожидание и рождение ребенка, взаимоотношения с родителями, отношение к профессиональной и общественной деятельности супругов, отношение к общественным ценностям».

Строгость отца может спровоцировать появление у сына страхов. Такой же эффект наблюдается у дочери в случае отсутствия четких требований и вседозволенности со стороны отца (А.И. Захаров). Влияние отца на психическое развитие ребенка Особенности отцовской роли в семье и воспитании детей определяются такими факторами, как доступность для ребенка, включенность в совместную деятельность с ним, ...

Излишняя строгость отца может спровоцировать появление у сына страхов. Такой же эффект наблюдается у дочери в случае отсутствия четких требований и вседозволенности со стороны отца». 3. Роль отца в социализации детей «А. Адлер подчеркивал роль отца в формировании у ребенка социального интереса. Во-первых, у отца должна быть позитивная установка по отношению к жене, работе и обществу. ...

Четверг, 19 Ноября 2015 г. 10:36 + в цитатник

Кризис отцовства

Способность любить свое дитя зреет в человеке очень долго, всю его жизнь, и связана со способностью любить вообще. Это очень важно помнить тем, кто имеет дело с детьми, - чтобы человек впоследствии оказался способен любить других, его самого нужно напитать любовью.

Счастлив ребенок, сам приход которого в мир напитан любовью. Не случайно народная мудрость говорит о красивом и талантливом человеке: "Дитя любви". Конечно, здесь можно привести исключения и оговорки. Но вряд ли кто-то будет отрицать, что от состояния родителей в этот важный момент зарождения новой жизни зависит очень - очень многое в зарождающемся человеке.

Проблемы отцовства.

Прежде чем рассказать о том, что должен делать мужчина, чтобы быть хорошим отцом необходимо кратко охарактеризовать те проблем, с которыми столкнулась среднестатистическая российская семья в посткоммунистическом обществе. Ведь плоды именно этого кризиса мы пожинаем до сих пор, перенося из поколения в поколения ошибки и психологические конфликты наших предков, закладывая их на уровень ментальных изменений.

Огромную роль в том, что большинству мужчин неведомо подлинно мужское поведение и назначение отца сыграли демографический и политический факторы, т.е. последствия политики СССР и Великой Отечественной войны, когда преждевременная гибель настигла огромное число мужчин и отцов.

Страшный удар, нанесенный патриархальной семье в конце 20-х, 30-е и 40-е годы, имел множество причин и еще больше следствий. Для ускоренной индустриализации потребовались женщины; мать была оторвана от детей и брошена на производство. Сиротство при живых родителях (по сути, остается и до сих пор) массовым явлением. Колоссальные репрессии, затем неслыханное по числу жертв война, вновь вихрь репрессий - все это обрушилось в первую очередь на мужскую часть населения. Очевидно, что в этих условиях семья без мужчины стало нормой. Женщина поняла, что со всеми функциями в семье (кроме зачатия) она может справиться одна. Впрочем, другого выхода у нее просто не было.

В результате множество мужчин оказались лишены духовной традиции отцовства, тех знаний, которые юноша в семье получает на вербальном уровне, не из книг, а из живой повседневной жизни. Кроме того, их родовая память, осознание себя продолжателем рода были грубо и насильственно нарушены, так как сыновей часто вынуждали стыдиться своих отцов как "врагов народа" или антисоциальных элементов.

В итоге к XXI веку, по мнению американского социолога П. Ларссон, в России сложилась ситуация жесткого авторитарного доминирования властной жены и матери, которая редко встречается в других культурах. По данным ленинградского детского психиатра А.И. Захарова, в семьях детей с неврозами матери играют ведущую роль чаще, а отцы значительно реже, чем в семьях здоровых детей. При этом доминирование матери часто носит жесткой характер, проявляясь в физических наказаниях детей, в мелочном контроле, в гиперопеке.

Второй причиной стала армия как фактор воспитания будущего мужчины и отца. Следует признать, что этот первый опыт жизни взрослого человека, своеобразная инициация российского юноши в мужчину чаще всего сводится к усвоению закона кулака. Армия - это социальный институт, базирующийся на силовом контроле, дисциплине и полном безоговорочным подчинении младших по званию старшим. В этом обществе юноша приобретает опыт авторитарного поведения - власть сильнейшего и "главнейшего" и бесправие перед ним. Роль "солдата", существование в ней, делает мужчину неспособным к принятию какого-либо самостоятельного судьбоносного или небанального решения - ведь хороший солдат тот, кто хорошо выполняет приказы.

Третьей причиной является активная сексуальность, свойственная мужскому полу. Сексуальность мужчины пробуждается очень рано, еще в психологическом детстве. Самое трагичное то, что ранняя сексуальность чаще всего развивается в отрыве от чувства любви, взрослого понятия о любви. Любовь как жертвенность, как ответственность, как терпение и милосердие к любимому - христианские понятия, прочно вытесненные массовой культурой из сознания современного мальчика, юноши, мужчины.

У ребенка, разумеется, существует понятие любви: например, родителей к нему, его к родителям или той любви, которую он видел по телевизору или о которой прочел в книге или журнале. Но тут-то и кроется корень проблемы: если его представления о любви складывается из извращенных отношений в семье, подчерпнуты из журналов "COOL" и "Молоток" и им подобных или других, полных низменных и примитивных страстей, источников, то его образ любви будет ущербен и искажен, а душе будет нанесена огромная травма. Сфера сексуального становится для такого человека самодавлеющей, автономной от развития нравственности и других душевных качеств. Ранняя сексуальность, безусловно, опасна и смертельна для души - не потому, что плоха сама по себе, а потому, что практически навсегда отделяет в душе человека желание удовлетворения своих эгоистических потребностей от понятия семьи, любви и долга.

В четвертых , в нашей стране последние десятилетия складывалась такая ситуация, что мужчина по тем или иным причинам менее успешно, чем женщина мог реализовать себя в профессиональной сфере. Постоянное смутное ощущение своей социальной неуспешности, внутренней нереализованности, ненужности рождает глухую агрессию, которая зачастую "разряжается" в семье, разрушая ее и демонстрируя детям "неликвидность" мужского поведения в этом обществе. Кстати, именно поэтому многие мальчики идеалом мужчины избрали для себя киллера или бандита. Эти образы давали детям столь необходимые им специфические качества: силу, мужественность, способность противостоять внешним воздействиям,"крутизну" и авторитет, которые им так не хватает дома в семье. Это еще один аспект, над которым следует подумать отцам в семье.

В пятых , практически в каждой второй семье в России мужчине мешает стать отцом отношение к нему жены, молодой матери. Эта проблема имеет разные аспекты.

Первый: молодой отец первого ребенка, как правило, просто боится прикоснуться к нему, невольно причинить вред, не знает, как держать и что делать. Он чувствует себя слоном в посудной лавке. А молодая мать вместо того чтобы сказать "бери и держи", говорит: "Какой ты неуклюжий, дай, я сама!" За подобным отстранением чувствуется бессознательная особая ревность матери, которая будучи "матерью одного ребенка", невольно боится, что ребенка не хватает на двоих.

Вторым аспектом, ведущим за собой внутреннее разделение между мужем и женой, является то, что молодая мать почти всегда ищет помощи в воспитании ребенка не у мужа, а у своей матери, демонстрируя глубинную инфантильность и нежелание расстаться со своим детством и повзрослеть, взяв ответственность за нового человека на себя и своего супруга. Симбиоз дочки-матери способен разрушить даже самую большую любовь между супругами, особенно когда муж и отец вытесняется тещей из семьи под предлогом заботы о внуке и дочери. Поэтому остается порекомендовать молодым семьям ограничивать благие намерения своих родителей в деле воспитания внуков и их самих.

Третьим аспектом является ранняя социализация ребенка, когда его еще в три года отделяют от матери и отца и помещают в детский сад. Отношения с матерью у такого младенца еще сохраняются на инстинктивном уровне, а с отцом просто не успевают возникнуть - ведь с отцом ребенка связывают совсем другие эмоции и чувства, чем с матерью.

В результате мужчина, воспринимаемый женщиной как банкомат или тягловая сила, чувствует свое присутствие дома необязательным. Он как бы выполнил свою функцию отца - ребенок зачат и родился. Отсюда искреннее непонимание мужчинами того, чего хотят от них женщины, навязывая им культпоходы с детьми.

В четвертых, во многом виновно школьное воспитание. С детства на мальчиков оказывается давление, препятствующее развитию их мужского, отцовского начала. Общество в целом и школа как его боевой авангард поощряют пассивную дисциплину, бездумное послушание и нетерпимо относятся к таким традиционно мужским качествам, как инициатива, выдумка, активность. В школах девочек меньше наказывают и больше хвалят, чем мальчиков. Девочки, особенно в начальных классах, пользуются большим авторитетом и значительно чаще становятся формальными лидерами. Так уже в школьном возрасте закладываются основы будущего доминирования женщины в семье.

Мы кратко рассмотрели основные проблемы, благодаря которым мужчина в России находится в кризисе, а ведь с каждым годом список этих проблем пополняется. Как же выйти их тупика?

Зачастую в семейных журналах или в трудах психологов мы встречаем рекомендации молодым отцам. В своей массе они сводятся к навязыванию мужчине женской роли - покормить, переодеть, погулять с младенцем... Но разве недостаточно для этого матери, разве в этом роль отца?

Попытаемся предложить читателям некоторые соображения, возникшие в ходе изучения христианской православной традиции восприятия отца и его роли в семье.

Служение отца.

Служение отца в семье заключается в том, что собой и своей жизнью он должен явить ребенку мир, ввести его в общество, показать, каким человеком ему надо стать и к чему стремиться. Отец являет собой для ребенка образ Бога, Небесного Отца, образ мировоззрения и религии, которую сам исповедует.

Сегодня в психологических науках принято оперировать понятием архетипов человеческого сознания, проявляющих себя на всех уровнях человеческой психики. В связи с этим необходимо заметить, что архетип отца относится именно к таким основным архетипам человеческого сознания. А поскольку наша цивилизация создано христианством, то наши отношения с отцами базируются на том понимании отцовства, которое заложила в нас христианство.

Множество исследователей вслед за Фрейдом обратились к проблемам отцовства, опираясь на греческую мифологию, принятую за архетипы человеческого поведения. При этом все они умудряются и до сих пор воспринимать христианство именно как наследие античности, отказав ему в самостоятельности и автономности от него. Патриархальность античности и патриархальность христианства диаметрально противоположны по сути, как противоположны сами эти религии. Суть одной - тираническая власть сильнейшего, суть другой - любовь и ответственность Творца за свое творение. Рок и свобода, закон и дар противоположны в этих религиях - основательницах цивилизаций.

Таким образом, в официальной психологии мы получаем аналитическую матрицу, грубо наложенную на совершенно иную модель общества. Совершив подмену, психология обрекла общество на вечный бунт сына против отца, то есть на торжество инфантилизма и безответственности над опытом и любовью.

Дерзнем сказать, что хороший отец своей жизнью, полной самоумаления, своим служением семье уподобляется Богу, и в этом состоит призвание каждого мужчины, вступающего в брак. Размышляя о служении отца в семье, мы можем сказать, что, уподобляясь Христу, отец являет собой образ Отца Небесного, как Иисус Христос, предав Себя за Церковь, явил миру Отчую любовь к человеку.

Путь отцовства - это не менее героический путь к Богу, чем монашество, а подвиги, совершаемые отцом ежедневно ради своих детей, может быть, не так потрясают воображение, как поступки какого-нибудь киногероя, зато именно они творят мир, так как направлены они на сотворение и воспитание нового человека.

Тому, что сейчас в мире наблюдается кризис мужественности, есть простое объяснение. Испугавшись создания семьи и отцовства, мужчина не может стать собой, так как в самое определение мужчины заложены его главные функции - мужа и отца. Успешность в бизнесе, карьера, развлечения - все это не приносит человеку настоящего удовлетворения собой, порождая депрессии и извращения. Мужчина, потерпевший фиаско в роли отца, никогда не сможет заменить этот провал успехами в другой деятельности. Для себя, бессознательно, он навсегда останется "ненастоящим" мужчиной. Исключением является только монашество, так как оно предоставляет иной путь к уподоблению Богу - путь духовного совершенства.

Распространенные типы современных отцов.

А теперь давайте на примере распространенных сегодня типов отцов посмотрим, какие роли играют сегодняшние мужчины в семье и как они влияют на представления об окружающем мире, обществе и на их дальнейшие религиозные и мировоззренческие убеждения.

"Тираны ". Это очень строгие, авторитарные отцы, у которых в жизни крайние воспитательные меры являются нормой. Когда такой отец приходит домой, дети быстренько втягивают головы в плечи, потому что если что-то не так, то спуску уже не жди. Дети при таком отце сызмальства приучаются быть тихими лицемерами, стараясь жить незаметно для строго папаши. Ни его одобрение, ни наказание на самом деле не доходят до их сердец - больше всего на свете они мечтают быть "подальше от начальства - поближе к кухне". Всякая власть в будущей жизни будет внушать им ужас, хотя без нее они все равно не смогут обойтись, так как не привыкли к самостоятельным решениям. Другой крайностью, у волевых детей, явится закоренелое бунтарство, желание исправить любой авторитет, переменить Родину, общественный строй и моральные устои, та как они все призывают человека к самоограничению, которое нестерпимо для бунтующего "вечного ребенка", живущего в душе подобного революционера. Но оба этих типа, "раба" и "бунтаря", будут одинаково несчастливы, так как им будет очень сложно повзрослеть - то есть научиться состраданию и ответственности за судьбы ближних, реальных людей. В отцовстве эти два типа равным образом будут повторять ролевую функцию своего отца, компенсируя свое недостаточное мужество и взрослость за счет угнетения детей и жены.

Если человеку, воспитанному в такой семье, скажут, что Бог - Отец, это очень сильно отразится на его духовной жизни. Он представит Бога неким кесарем, абсолютным тираном. Не секрет, что многие из нас именно так и представляют Бога - как Личность, чьей неотъемлемой функцией является наказание. Такие люди вспоминают своего земного отца дающим подзатыльники за любую провинность и представляет Бога, своего небесного Отца карателем, наказывающим за грехи. Как следствие - эти люди наиболее подвержены страсти уныния: совершив грех, они впадают а отчаяние, не понимая того, что одно из свойств Божиих - величайшая милость.

"Подкаблучники " - это отцы слабые, которые не воспитывают по-настоящему своих детей потому, что не могут и не желают контролировать ситуацию в семье и брать на себя ответственность за решения. Нередко в таких семьях матерям приходится перехватывать инициативу в свои руки. И когда в каком-то деле дети пытаются положиться на подобных отцов, папы переадресовывают все это маме. Дети видят, как папа робеет перед очередной жизненной проблемой, как он не может с ней справиться, и такие дети вынуждены становиться лидерами для самих себя. Очень рано они становятся "неуправляемыми", начинают курить, употреблять наркотики, бросают школу, рано бросают дом и устремляются на поиски приключений. Всем своим видом они демонстрируют свою самостоятельность, внутренне отчаянно нуждаясь в мужском авторитете они находят его среди шпаны, ведь именно в уличной "тусовке" есть пусть видимая, но сплоченность, власть лидера, жизненные цели. Ребенок не в состоянии определить, что эти цели глубоко ложны, а в результате - сломанная жизнь.

Детям, выросшим в подобных семьях, при одном только упоминании о вере и Боге, хочется сразу усомниться в Его необходимости и существовании. Они думают: а вдруг Бог опоздает, а вдруг Ему до меня нет никакого дела. Те, кто более развит в интеллектуальном смысле, тут же заявляют, что Бог - это некоторая абстрактная сила, некая высшая субстанция, разум или еще что-нибудь. В их понимании Бог - столь же расплывчатое существо, как амеба или их собственный отец. Для своих детей они выбирают политику невмешательства, говоря, что "ты должен во всем разобраться сам".

"Деловые люди " - это отцы, которые знают своих детей "по голове поверх газеты". Они очень - заняты бизнесом, карьерой. Они очень рано уходят из дома и очень поздно возвращаются. В доме полное изобилие. Там все есть, во что одеть детей, во что обуть, чем накормить, но отцов своих дети не видят. Приходя с работы, отцы отправляются в свой кабинет, включают компьютер и продолжают там работать. Ребенок заглядывает к нему в комнату и говорит: "Папа, вот у меня рисунок". Полминуты папа рассеянно смотрит на рисунок: "Угу" - и снова поворачивается к монитору. Ребенок внутренне сжимается и уходит из кабинета. И больше он не придет. Он знает, что есть в жизни важные дела и есть мелкие. Он сам - это не важное дело. Он думает, что папину любовь можно заслужить, лишь совершив что-то важное. Убежать из дома, стать наркоманом, прыгнуть с парашютом, заработать много денег, стать знаменитым и т. п. и т. д. Такой ребенок всегда будет помнить о своей незначительности, даже если станет Биллом Гейтсом. Ведь ничто не сможет дать ему любящих и внимательных папиных глаз. Бог для таких детей - "очень важный папа", Которому никогда нет дела до человечества.

"Питеры Пены ". Это отцы, которые сами желают остаться вечными детьми. Чаще всего, дети для них - полная неожиданность, от которой им хочется поскорее отделаться. Они вечно увлечены фотографией, мотоциклами, походами, дайвингом или легким флиртом. В компьютере у них полно игрушек, а на работе они - душа компании. Дома появляются только для смены рубашек и носков, предпочитая отсиживаться за компьютером или болтать по телефону. Живут они припеваючи и играючи, отчего дети чаще всего любят таких отцов глубокой и неразделенной любовью. Даже если женщине удастся сохранить брак с таким мужчиной, она сама будет нести на своих плечах груз ответственности и материального обеспечения семьи, ведь у мужа, даже хорошо зарабатывающего, деньги кончаются в самый неподходящий момент. Дети подобных отцов чаще всего становятся жертвами ранних половых связей, различный сект и оккультных сообществ или, наоборот, вырастают с комплексом внутренней ненависти ко всему легкомысленному, стремясь доказать всем и каждому свою взрослость и гениальность.

Вера и религия, нравственные нормы у таких детей чаще всего вызывают непонимание как некое бессмысленное ограничение. Некоторые же, наоборот, компенсируя недостаточность авторитета, ищут веру построже и повластнее: ислам для них более предпочтителен, чем христианство, а уж если православие - то с веригами и сухоядением в посты.

Что же такое хороший отец? Если мы опишем его простыми словами, он будет выглядеть так: это сильный духом, принципиальный, исполняющий свое слово и в поощрении и в наказании. Дети таких отцов уверены, что если папа сказал - значит так и будет. К этому папе можно сесть на колени и рассказывать все. Его будут интересовать проблемы маленького ребенка, как свои собственные. Он будет с ним говорить, он будет ему советовать, - для ребенка же папа совсем не отсталый, не из "прошлого поколения", когда еще не было компьютеров, - он очень актуально и насущно решает повседневные школьные проблемы, непростые отношения со сверстниками. Хотя он не знает современных терминов и молодежного сленга, но папа "вполне продвинутый", он всегда может посоветовать, что нужно в конкретной ситуации. Никогда не прогонит, но и не даст спуску, если ребенок виновен. Вот это самое здоровое представление об отце. И когда ребенок такого папы приходит к Богу и ему говорят: "Бог -Отец", то Бог становится близок и понятен; когда Бог касается его, этот человек может сказать: "Бог меня любит так же, как любил папа. Ему близки мои проблемы". Если этот человек, может быть, уже не имеет земного отца, он получает достойнейшую и лучшую замену.

Очень хотелось бы донести до всех мужчин одну простую истину: отец нуждается в ребенке так же, как ребенок - в отце.

Эту, конечно же, неполную статью о служении отца хотелось завершить словами Эриха Фромма: "Связь с отцом совершенно другая. Мать - это дом, из которого мы уходим, это природа, океан; отец не представляет никакого такого природного дома.(...)Но хотя отец не представляет природного мира, он представляет другой полюс человеческого существования: мир мысли, вещей, созданных человеческими руками, закона и порядка, дисциплины, путешествий и приключений. Отец - это тот, кто учит ребенка, как узнавать дорогу в мир".

(использовались материалы книги А.Г. Наумовой, Г.В. Калининой "Как мы любим наших детей?: Стратегии семейного воспитания") Часть 38 -
Часть 39 -
...
Часть 45 -
Часть 46 -
Часть 47 -

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Барнаульский государственный педагогический университет

Кафедра психологии и педагогики начального образования

Реферат

Тема: «Место ребёнка в семье. Функции отца и матери».

Выполнила:

Проверила:

Барнаул 2007


Введение…………………………………………………………………………..3

Место ребёнка в семье…………………………………………………………...4

Функции отца и матери…………………………………………………………..7

Заключение……………………………………………………………………….10

Список использованной литературы…………………………………………...11


Введение

Семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, следовательно, тем выше культура семьи.

Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом поведении ее членов.

В данной работе мы попытаемся установить место ребёнка в семье, а также определить функции отца и матери.


Место ребёнка в семье

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного

единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)

Семья создается не только ради счастья двоих, но и для счастья их детей. Дети – реальное, ощутимое воплощение любви супругов. Появление в семье первенца делает супругов по-настоящему близкими, родными.

Между тем на вопрос: «Когда и сколько иметь детей?» необходимо ответить уже в первые дни супружеской жизни. Обычно в счастливых, стабильных семьях рождается второй и последующие дети. Семьи конфликтные ограничиваются одним ребенком. Наиболее рациональный вариант – родить ребенка в первые же годы супружества.

Главнейшая функция семьи – воспитание детей. И здесь тоже очень важно правильно распределить роли и обязанности родителей. Есть такой тип родительской любви, когда ребенок вытесняет все прочие интересы, максимум сил и времени отдают ему. И если такую позицию занимает один из супругов – куда ни шло. Но если оба? В этом случае ребенок становится центром семьи, растет избалованным, привыкшим к тому, что его желания тут же исполняются. Сами же супруги обычно спорят о методах воспитания, критикуют педагогические приемы друг друга, конкурируют, добиваясь любви ребенка. Если же детей двое, то каждый супруг выбирает себе любимца и сосредотачивает свои нежные чувства лишь на нем.

Семья может жить, если она плохо выполняет или вообще не выполняет любую из своих функций, кроме родительской. Семья умирает, если она перестает делать то, во имя чего она создается - воспитание детей.

Особое беспокойство вызывают молодые семьи. Много говориться об инфантильности молодежи, ослабления чувства ответственности, о зависимости от родителей, что ослабляет семью. Для молодых семей актуальна проблема досуга. Жизнь молодой семьи с появлением первого ребенка усложняется неимоверно. Еще нет опыта обращения с детьми, родители пугаются всякого пустяка, волнуются по самым незначительным поводам, порой впадают в настоящую панику.

Ожидание ребенка - настоящее испытание для любви, а его рождение - испытание на прочность семейных уз. Немало браков распадается в первый же год после появления ребенка, распадается по инициативе мужчин, не выдерживающих испытание отцовством. Точнее мужчин, эгоизм которых оказался сильнее всех других чувств.

Молодой муж после рождения малыша не вправе устраняться от ухода за ним, должен помогать жене в ее бесконечных заботах о ребенке, иначе сам лишит себя многих радостей. Возлагая весь уход за маленьким на одну лишь жену, муж сам не дает ей возможности для занятий чем-либо другим, в том числе и домом и им самим. При таком положении, при таких обстоятельствах в семье неизбежно возникает дискомфорт. Муж начинает чувствовать себя лишним, ненужным, нелюбимым, не подозревая, что сам в этом полностью виновен. И, как следствие перечисленного, у мужа все чаще начинает мелькать мысль, что он может все изменить по своему желанию. Как? Да развестись! И тогда - опять свобода, никаких забот, никакого крика. Опять он - любимый, единственный, ухоженный...

С приходом ребенка к женщине приходит всепоглощающее чувство, что часто даже самый любимый муж на какое-то время отходит у нее на второй план. А если еще этот ребенок не из тех, которые только едят, спят и никаких особых беспокойств родителям не доставляют, а такой что требует бессонных ночей, и неустанного ухода, и нервов, то кроме эмоций ему принадлежит и все время матери, все часы суток.

Понятно, что муж, выражающий недовольство по поводу не пришитой вешалки или не глаженой рубашки, в то время как ребенок надрывается от крика или у мамы не ладится с кормлением, вызывается, мягко говоря, не самые добрые чувства. И молодая мама, не выспавшаяся, уставшая, вполне возможно, отреагирует на претензии мужа вовсе не так, как ему самому этого хотелось бы. Конечно, жена могла найти и другие слова и иной тон... но поймите и ее.

Поэтому при самой-самой объективности нельзя упрекать женщин. И выход только один: супруги должны вместе нести груз забот о новорожденном и при этом проявлять особую деликатность и чуткость друг к другу.

Страх за ребенка, особенно в первый год его жизни, часто становиться причиной ссор и разногласий молодых родителей.

Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с деньгами.

Лучший пример-это пример родителей. В большинстве случаев дети являются отражением родителей. Конечно же, воспитательная функция на этом не исчерпывается. Можно говорить и о самовоспитании в семье.


Функции отца и матери

Во все времена велико и нечем не заменимо было место отца в семье. Природой и обществом каждый мужчина подготавливается к тому, что бы стать мужем, отцом, как и каждая женщина - матерью и женой. Человек всегда думает о том, что останется после него, когда он уйдет из жизни. Недаром подмечено, что человек как дерево, могуч своими корнями. Поэтому, вступая в брак, мужчина берет на себя огромную ответственность - быть отцом, опорой в семье.

Однако с распространением городского образа жизни, фактически все чаще семейной жизнью руководит женщина-жена, мать. Авторитет отца значительно упал, из-за сокращения доли участия его в семейных делах. В современных квартирах есть все, и дети часто не видят трудового примера отца. Его труд почти полностью вынесен за пределы семьи. Другое дело мать. Хотя она тоже работает на производстве, рабочий день дома тоже существует.