Почему ребёнок боится оставаться в комнате и дома один: подробная инструкция для родителей. Ребенок боится оставаться один дома: что делать

Многие родители, уверенные, что их ребенок уже взрослый и довольно самостоятельный, испытывают недоумение, узнавая, что чадо боится быть дома в одиночестве. Однако подобного рода детская фобия - это довольно распространенное явление.

Страх остаться в одиночестве далеко не всегда свидетельствует о несамостоятельности и капризности ребенка.

Выявление причины страха остаться одному дома

К основным причинам, по которым ребенок боится оставаться один дома, относятся следующие:

1. Родительское запугивание. Отец или мать, грозящие непослушному ребенку приходом Бабы Яги или «плохого дяди», внушают чаду иррациональный, но сильный страх перед вымышленными существами. Не стоит недооценивать детскую фантазию и гиперчувствительное восприятие мира.

2. Беспокойство за жизнь и здоровье родителей . Если мама и папа решили провести день вдвоем и не планируют периодически звонить чаду и говорить, что с ними все хорошо, ребенок может начать серьезно переживать.

3. Неприятности в школе или в компании , негативная информация из телевидения и Интернета. Чувство безопасности ребенка может нарушить даже случайная новость о пожаре или ограблении в другом регионе.

Свое психологическое состояние ребенок может выразить в игре и в творчестве. Рисование, лепка, сочинение сказок могут наглядно показать истинные тревоги малыша. Не нужно мешать ему в этом деле. Стоит попросить нарисовать свой страх или ситуацию, которой ребенок наиболее опасается. С помощью игрушек ребенок может спроецировать реальные случаи и роли. Наиболее эффективный способ отыскать корни фобии - обращение к детскому психологу, однако делать это нужно лишь в случае, когда родители не могут самостоятельно справиться с проблемой.

Как помочь ребенку справиться со страхом остаться дома одному?

При уходе из дома родители всегда должны информировать ребенка о том, куда и зачем они идут и могут ли опоздать. По возможности стоит назначить время, когда с ребенком можно связаться по телефону. Нужно показать малышу, что он способен скоротать время с пользой. Можно купить ему увлекательную книгу или предоставить другую возможность заняться интересным делом.

Категорически не приветствуется обсуждение детских страхов с другими людьми и концентрация внимания на проблеме в обычном семейном общении. У ребенка может возникнуть ощущение собственной неполноценности. Нельзя высмеивать и стыдить ребенка, рассказавшего о своем страхе - такое поведение лишь усугубит проблему. Нужно мягко объяснить, что ему ничего не угрожает.

Специалисты рекомендуют контролировать поступающую к чаду информацию, поэтому стоит ограничить просмотр фильмов и передач об убийствах и катастрофах, также необходимо воздержаться от обсуждения негативных ситуаций в присутствии ребенка. Гостинец, подаренный малышу после прихода родителей домой, даст ему понять, что о нем не забыли.

Ребенок боится оставаться один, и ведь не маленький уже - недоумевают родители. Как быть, когда нужно куда-то уйти? На работу, в конце концов, надо ходить, а его оставить не с кем. Да и родственники косо смотрят, когда просишь посидеть с уже не маленьким ребенком - школьником.

Ладно, еще на улице самому страшно, могут испугать собаки, оживленное движение машин на дороге, незнакомые люди - разное бывает, это еще можно понять. Но дома, где все знаешь, где спрятаться чужому человеку невозможно - нет большой опасности, если хорошо себя вести, не трогать газ и спички, то есть соблюдать меры безопасности. Но ребенок все равно боится, просит не оставлять его одного дома.

Уговоры и обещания чем-то поощрить, что-то купить - не помогают. Как-то мотивировать, сравнивая со сверстниками или с собой в его же возрасте, - тоже не помогает.

Ребенок боится оставаться один дома - почему?

В такой ситуации каждому родителю важно понимать, почему ребенок боится оставаться дома один. Проблема лежит в области психологии - но как ее решить? Чтобы понять причину, нужно знать - что в детской психике вызывает такой сильный страх, понимать особенности его психики.

И дело тут не в том, что у него детская психика, а у вас взрослая. Почему именно ваш ребенок такой трусишка - ведь большинство детей не такие.

Разобраться в этом помогает тренинг «Системно-векторная психология», где Юрий Бурлан рассказывает и показывает очень точно в причинно-следственных связях особенности психики разных людей, развитие психики от малыша до взрослого человека.

С первых онлайн-лекций тренинга «Системно-векторная психология» вы будете четко понимать психическую природу своего ребенка, будете знать, как избавить его от страха остаться дома одному. Регистрация на тренинг .

Вам знакома ситуация, когда ребенок боится оставаться один и плачет? Или он боится людей которых впервые ?

Малыш начинает четко выражать свой страх в возрасте . В этом возрасте ребенок начинает ясно показывать страдания, когда происходит разделение с матерью и страха перед неизвестными людьми. Такие реакции нормальный этап в развитии ребенка.

Младенец от рождения требуется контакта, внимания и заботы близкого взрослого, который предоставит ему чувство

  • защиты
  • безопасности;
  • и доверия.

Чаще всего это мать. У малыша развивается такая сильная эмоциональная связь. Он показывает особую привязанность с этим человеком. Он просит ее о комфорте и безопасности и показывает страх и неуверенность при разделении с мамой.

Такое поведение является показателем нормального и здорового развития ребенка.

Боязнь оставаться одному начинает четко выражаться в и может продолжаться до возраста полутора — двух лет . В этом возрасте младенец начинает ясно показывать страдания, когда находится отдельно от воспитателей и страха перед неизвестными людьми (хотя пару месяцев раньше он мог реагируют очень положительно на появление любых человеческих лиц). Основным опекуном, как правило, является мать . Она быстрее и лучше может утешить малыша, когда он плачет. Такие реакции являются результатом естественного развития детей.

Нужен правильный режим дня

Хотя малыш быстро развивается , но в этом возрасте не развито чувство времени , так что нет смысла в том, как долго будет продолжаться разделение. Он не понимает временный характер разделения и имеет ярко выраженную потребность в безопасности , которую ему обеспечить человек, временно заменяющий маму, вряд ли сможет.

Дети различаются по

  • темпераменту (который биологически определяется),
  • чувствительностью к раздражителям из окружающей среды и
  • эмоциональной реакцией на конкретные ситуации.

Это позволяет детям быть более чувствительными к раздражителям и ситуациям, в которых им приходится находится (например, чем больше малышу не нравятся звуки, которые он слышит, тем сложнее его будет успокоить).

Кроме того, детям подходит определенный рутинный суточный ритм. Это дает им чувство безопасности. Они спокойнее, если день организован, предсказуем и тихий (не загроможден мероприятиями и событиями), и если они имеют и дневной отдых.

Ребенок легко расстраивается, когда устал, если не считать , когда нарушается суточный ритм при воздействии чрезмерного количества стимуляции и деятельности.

Соблюдайте и тогда младенец будет не так бояться оставаться один.

Удовлетворение потребностей ребенка

Например, кроха, как правило, напряженный, когда вы приходите в новую среду (или тут, которая менее знакома и не постоянна), где есть большое количество людей (которые не являются близкими, как родители), в то время, когда, например, нужно отдыхать и . Он боится незнакомых ему людей и это нормально.

Кроме того, малыш имеет очень высокую потребность в близости и физическому контакту с родителями. Если эта потребность не удовлетворяется, малыш может искать присутствия родителей и расстраиваться.

Кроме того, он может стремиться к укреплению контактов с родителями, если они поддержали его в некоторых стрессовых или волнительный моментах, или просто чувствовал себя так в тот момент. Малыш чувствует себя спокойнее и безопаснее, когда его потребность в

  • контакте;
  • нежных прикосновениях;
  • поглаживаниях;
  • объятиях;
  • ношении;
  • кормлении грудью

будут выполнены.

Поэтому, если малыш расстроен и испытывает страх, то это его ответ на необходимость защиты и безопасности. Возьмите его и нежно успокаивайте. Если он очень расстроен и не может сразу успокоиться, то потребуется определенное время, чтобы успокоить его страх оставаться одному или около незнакомых людей. Выразите ему свое сожаление, и он почувствует это, и вернется утраченные доверие и безопасность.

Ребенка нужно готовить оставаться одному

Важно отметить, что младенец может чувствовать беспокойство или недовольство родителей. Понятно, что иногда родитель имеет необходимость оставить малыша в течение короткого времени в силу различных причин. В таком случае важно, чтобы он был подготовлен для разделения.

Независимо от возраста родитель должен сказать малышу, куда ему нужно пойти и кто с ним останется.

Не рекомендуется уходить, пока ребенок не видит. Он не может быть счастлив от разлуки со своими родителями и он покажет, но такой искренний подход, который будет поддерживать чувство доверия в своих родителей, является чрезвычайно важным.

Лучше всего, когда тот же человек, который останется с малышом, будет присутствовать в то время как родитель проявляет уход за младенцем, потому что тогда этот человек сможет в малыша предоставить некую безопасность. Кроме того, вашему крохе будет легче, если среда, в которой он остается, ему знакома (лучше для него, если он останется в своем доме).

После возвращения родители должны предоставить достаточное время для контакта и близости с малышом, чтобы он мог выразить эмоции или расстройство, связанные с разделением. Малыш должен продемонстрировать, что он понимает, уважает и принимает все его чувства мягко и с большой любовью.

Маленькие дети полностью зависят от своих родителей.

Поэтому малыш и боится оставаться один. Свое недовольство он не может выразить словами, поэтому выражает через плач или поведением. Иногда ситуация не нравится и не может быть изменена. Но важно признать потребности крохи и удовлетворять их соответствующим образом — теплом, любовным отношением и вниманием.

Страхи детей и как с ними бороться рассказывают в видео.

Многим может показаться странным то, что вполне взрослый и уже самостоятельный ребенок боится быть дома один. Сегодня мы попробуем разобраться, почему же так происходит и что в данной ситуации делать родителям.

Детские страхи считаются довольно нормальным явлением. И не стоит думать, что ребенок, который боится быть дома без родителей, беспомощный или привередливый.

Каждый страх обусловлен определенной причиной, и только поняв ее, можно утешить малыша и уверить, что дом - это безопасное место.

Причины страха.

1. Вина родителей.

Это самая распространенная причина того, что ребенку страшно быть одному в квартире. Зачастую мамы и папы пугают своих детей, не думая о последствиях этого действия. Даже безобидное выражение: «Не будешь слушаться - придет Бабайка и укусит тебя» может навсегда врезаться в память карапуза. И с этого момента, оставшись дома один, он будет вспоминать эти слова и думать о том, что в любой момент в квартире может оказаться чужой дядька, волк или Баба Яга, которые укусят, съедят или украдут. Дети обладают бурной фантазией и образным мышлением , поэтому без труда могут воссоздать в своей голове «ужасные» картинки. По этой причине будьте внимательны к словам, которые вы произносите, находясь с ребенком.

2. Боязнь ребенка за жизнь родителей.

Если в вашей семье принято часто созваниваться, узнавать, как дела и все ли хорошо, то эта причина вполне обоснована. Если родители решили провести вечер в ресторане или кинотеатре, и при этом не звонят ребенку каждые пять минут, чтобы сообщить, что с ними все в порядке, ребенок начинает испытывать страх. Помните об этом и не игнорируйте чувства своего малыша.

3. Стрессовая ситуация с друзьями или в школе.

Даже телевизионные новости об убийстве, ограблении, землетрясении или пожаре могут навредить психике малыша и усилят чувство опасности. По этой причине родители должны стараться уберегать малыша от плохой информации . Помимо этого необходимо разговаривать с ребенком, обсуждать экстренные ситуации и модели поведения в них.

Как узнать причину?

Установить психологическое состояние малыша можно при помощи обычных игр . Определять детские страхи специалисты рекомендуют посредством рисования, лепки и других интерактивных игр. Родители не должны создавать препятствий: попросите малыша нарисовать страх или же продемонстрировать ситуацию, которая пугает. Не стоит мешать ребенку, не советуйте и не подсказывайте, как должен выглядеть какой-либо предмет. Ребенок должен проиграть все самостоятельно.

Безусловно, выявить причину страха и побороть его может помочь детский психолог . Однако обращаться к нему следует только в том случае, если эту проблему вы не можете решить самостоятельно.

Способы избавления от страха.

1. Оставляя малыша дома одного, всегда сообщайте ему, куда и для чего вы идете, когда вернетесь. Предупредите, что можете немного задержаться и скажите малышу точное время, когда вы позвоните ему. Не забывайте об этом обещании , поскольку малыш будет внимательно следить за временем.

2. Чтобы ребенок не заметил вашего отсутствия , купите ему интересную игру или же увлекательную книгу. Это будет не только весело, но и полезно.

3. Не обсуждайте страхи ребенка с чужими людьми , не акцентируйте на этом внимание при общении с близкими. Эмоциональный ребенок может подумать, что он серьезно болен.

4. Возвращаясь домой, можете купить ребенку какую-нибудь сладость или же небольшой сюрприз . Это поможет ребенку понять, что вы о нем не забываете даже, если отсутствуете дома.

5. Следите за тем, чтобы малыш не смотрел передачи , в которых рассказывается об убийствах, катастрофах и так далее. Ребенок может принять это близко к сердцу.

6. Когда малыш поделится с вами своими страхами, не смейтесь над ним, не стыдите. Данное поведение только усугубит ситуацию. Попробуйте объяснить карапузу, почему это не стоит боятся простыми и доступными для него словами.


В каком возрасте можно оставлять малыша одного?

Конкретного ответа на этот вопрос нет. Специалисты советуют наблюдать за малышом, чтобы определить готовность ребенка к этому новому этапу.

Зачастую этот момент наступает к пяти годам. К этому возрасту ребенок знает, что такое опасность, что необходимо делать в той или иной ситуации, кому можно открывать двери и так далее. Первое время не стоит надолго оставлять ребенка одного: начинайте с 10-15 минут.

Маленькие дети до 8-9 лет иногда не могут спокойно находиться в комнате без родителей. Психологи уверяют мам и пап, что это абсолютно нормально. Малыши познают мир так, как им это удобно, а наличие всех характерных для человека чувств – это норма. Если ваш ребенок страшится оставаться в комнате один, то с этим что-то да нужно делать. Вот вопрос - как помочь преодолеть ему страхи? Для читателей сайта «Популярно о здоровье» полезные рассуждения и советы на эту тему.

Почему боится ребенок и у него возникают детские страхи ?

В каждой возрастной категории свои показатели. Например, трехлетние дети могут всего несколько минут пробыть отдельно от мамы в комнате, а второклассники спокойно остаются одни дома. Причинами детских страхов часто являются следующие моменты:

Опасения малыша, что мама выйдет и не вернется, оставит его одного;

Боязнь какого-то персонажа из мультфильмов или сказок;

Испуг, который имел место ранее.

Ни в коем случае нельзя подходить к решению вопроса остро, ругать ребенка и заставлять его насильно привыкать к пребыванию в комнате в одиночестве.

Например, это можно проделать в форме игры. Мама может дать задание юному изобретателю, - собрать конструктор, нарисовать что-либо, вылепить из пластилина. Это задание нужно превратить в сюрприз, который мама предварительно не должна видеть, а малыш ей вручит, как только будет готово. Увлечь малыша получается за счет таинственности и загадочности процесса.

Второй вариант – игра в прятки. Можно придумать массу развлечений, которые имеет цель отвлекать ребенка от прямой необходимости побыть одному. Со временем он просто забудет о своей боязни, ведь ничего плохого не происходит из раза в раз…

Как узнать о причинах страха у ребенка ?

Родители могут предложить своему сыну или дочке нарисовать картинку. На рисунке малыш должен изобразить себя и все, что он видит вокруг. Обязательно нужно помочь юному художнику и терпеливо отнестись к его попыткам нанести на бумагу объекты своего воображения. Нужно спрашивать, что именно он видит, включая окружающие предметы. Возможно, удастся узнать, что дети видят в комнате страшных персонажей, чудищ, монстров из мультфильмов.

На том месте, где будет изображен предполагаемый объект, являющийся причиной детского страха, мама или папа могут нарисовать добрую фею, которая победит злого персонажа раз и навсегда. Можно нарисовать клетки, из которых чудовища уже никогда не выберутся, или дорисовать им смешные и приветливые гримасы.

В подсознании ребенка должно остаться воспоминание о светлом, дружелюбном герое, который не причинит вреда и никогда не напугает.

Узнав о тех персонажах из мультфильмов или сказок, которых боится малыш, нужно постараться постепенно отучить от них, заменив на другие, более добрые и яркие. По этому поводу очень активно выступают психологи в поддержку отечественных мультиков, на которых выросло не одно поколение. Большинство современных персонажей, особенно зарубежного производства, вызывают страх даже у взрослых, и уж тем более негативно сказываются на детской психике. Как себя должен чествовать ребенок в комнате, когда увидит на экране фильм о Фредди Крюгере из Кошмара на улице Вязов? Это вызовет только страх и ничего более. Примерно так действуют и многие мультфильмы.

Родителям следует внимательнее относиться к выбору того, что предпочитает видеть на экране маленький сынок или дочка.

В борьбе со страхами обратите внимание на поведение детей. Пытается ли ребенок от кого-то спрятаться? Оглядывается ли по сторонам на улице или в доме? Боится ли спать, когда в комнате выключено освещение? Нужно понаблюдать, долго ли это длится, чем спровоцировано. Возможно, имел место испуг при общении со сверстниками, что будет заметно по попыткам избегать этих людей на прогулке.

Чего нельзя делать при детских страхах? Что делать ребенку ?

Одна из грубейших ошибок большинства родителей – насильно заставить детей остаться в комнате. Известны даже случаи, когда мамы и папы запирали дверь снаружи, не позволяя ребенку выходить из комнаты. Результат оказывается полностью противоположным: в детском подсознании откладывается мысль о пребывании в одиночестве как о страшном наказании. В таком случае не избежать истерики и категорического отказа малыша от самостоятельных игр в комнате.

Не стоит говорить любимому чаду о том, что другие дети так себя не ведут. Нельзя хвалить кого-то за смелость и храбрость, а испуганного малыша ругать за чувство страха. Это может привести к замкнутости, вызовет у него ощущение, что родители больше любят кого-то другого.

К рассказам детей нужно внимательно прислушиваться. Если они рассказывают маме или папе, что чего-то боятся, не нужно сразу доказывать, что это является вымыслом. Дети в раннем возрасте еще не могут отличать реальность от фантазий, поэтому лучший способ избавить их от фобий – поговорить и попытаться отвлечь исключительно в игровой форме.

Как правило, проблемы исчезают сами по себе, по мере взросления малышей. Важно, чтобы родители проявили терпение, понимание и научились слышать своего ребенка.

Доверие по отношению к маме и папе – это очень важно, и поэтому они не должны делать ничего такого, что еще больше усилило бы боязнь. Например, говорить, что чудовище украдет малыша или накажет за непослушание. В воспитании не может быть никаких угроз и запугиваний, а только корректные методы. Потому, один ребенок быть не должен пока сам не сможет оставаться без мамы, папы, бабушек, дедушек, теть, дядь… Придет еще время когда вы станете «ему не нужны» и тогда Вам останется лишь вспоминать былые времена когда Вы были нужны. Не доведите дело до этого, любите свое творение любым!